регистрация / вход

Особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей

Определение степени влияния Средневековья на культуру эпохи Возрождения. Анализ основных этапов развития художественной культуры Возрождения. Отличительные черты Возрождения в разных странах Западной Европы. Особенности культуры белорусского Возрождения.

Содержание

Введение

I. Культура эпохи европейского Возрождения

1.1 Особенности эпохи Возрождения

1.2 Классическое (итальянское) Возрождение

1.3 Северное (западноевропейское) Возрождение

II. Беларусь в эпоху Возрождения

2.1 Отличительные черты белорусского Возрождения

2.2 Проявление особенностей эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Заключение

Литература

Приложения


Введение

Для современных людей Возрождение есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывший неповторимость и уникальность личности. Однако, Возрождение- это не только эпоха возникновения нового, но и эпоха глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства. В это время осуществляются многочисленные попытки восстановить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи изощренных карательных мер.

Проблема эпохи Возрождения заключается в том, что установка на индивидуальность, реализованная столь мощно и великолепно в сфере искусства, впоследствии оказалась разрушительной для социальной и политической жизни общества. Стихийное самоутверждение индивидуальности часто оказывалось весьма далеким от благородного возрожденческого гуманизма. Здесь индивидуальность превращается в явно выраженный индивидуализм, зоологическое утверждение только своих потребностей и желаний, постепенную деградацию гуманистической морали в различные формы ситуативной этики.

Человек обладает зеркалом рефлексии только в том случае, если проводится внешняя граница, предел, благодаря которому и начинается усилие самопознания. Возрожденческий же индивид есть, прежде всего, природное, стихийно самовыражающееся существо.

Нетрудно провести аналогичную параллель с нашим современным обществом. Возвышенный идеал человека, обладающего не только чувством патриотизма, но и долга, совести, нравственности, так долго воспитываемый советской идеологией, уступил место человеку, стремящемуся к материальным благам, жаждущему легкой и быстрой наживы, плотских удовольствий. Распущенность и своеволие, пресыщенность и индивидуализм (когда каждый сам за себя)- вот далеко неполный список черт, присущих и современному человеку и человеку эпохи Возрождения.

Эта схожесть в проблемах, необходимость их решения- и составляет актуальность данной темы.

Цель работы - изучить особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей.

Также необходимо определить и основные задачи :

1. Выявить влияние Средневековья на культуру эпохи Возрождения.

2. Проанализировать основные этапы художественной культуры эпохи Возрождения.

3. Определить отличительные черты эпохи Возрождения в разных странах Западной Европы.

4. Рассмотреть особенности культуры белорусского Возрождения.

5. Охарактеризовать культурологическую значимость эпохи Возрождения.

Объект исследования - культура эпохи Возрождения.

Предмет исследования - нравственные и духовные ценности эпохи Возрождения.

В ходе исследования были использованы следующие методы :

1. Анализ литературы.

2. Сравнительно- исторический метод.

3. Структурно- функциональный метод.


I . Культура эпохи европейского Возрождения

1.1 Особенности эпохи Возрождения

Вся новая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют Реформацией, французы- Ренессансом, а итальянцы- Ринассименто, в нашей литературе ее принято называть Возрождением.

Термин «возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни [7,10].

Тем не менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав [2, 4].

Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

- появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;

- развитие товарно- денежных отношений;

- переход от ремесла к мануфактуре;

- рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;

- зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;

- великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации [4, 69].

Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото.

Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы [7,11].

Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм» произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность studia divina- всему, изучающему божественное, то есть теологии. Но это не значит, что гуманисты чуждались теологии- напротив, они были знатоками Писания, патристики. Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы, ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма.

Именно гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам. И именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории, и, как часто бывает, возрождение каких- либо давних принципов и форм, если, конечно, за это берутся таланты и гении, приводит к созданию совершенно нового [10, 229].

Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Отличительные черты культуры Возрождения:

- Характер антифеодальный, светский (не церковный), антиклерикальный;

- Гуманистическое мировоззрение. Отказ от радостей жизни, внушаемый средневековой религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов.

- Обращение к культурному наследию античности («возрождение» культуры античности), в это время активно велисть поиски древних рукописей, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;

- Связь искусства и науки (правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, изучение); изобразительное искусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведение искусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности;

- Расширение круга заказчиков (в эпоху средневековья основной заказчик- церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам дают цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица (знать и бюргеры- буржуа);

- Расширение спроса на произведения искусства приведшее к широкому распространению станковых форм- живопись на дереве и холсте; скульптура из дерева, бронзы, терракота, майолики; гравюра на дереве и металле- технике, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров;

- Изменение положения художника в социальной структуре общества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских советах [7,12].

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету.

Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств северное Возрождение (конец XV- начало XVII века) отстает от Итальянского (конец XIII- вторая половина XVI века).

При тщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды: предвозрождение, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Естественно, временные границы в каждой стране разные, следует также иметь в виду, что в Италии предвозрождение развивалось на фоне византийской и готической традиции, а позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма, сформировавшимся в условиях глубокого экономического кризиса и феодально- католической реакции в Италии XVI века [3,258].

Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени.


1.2 Классическое (итальянское) Возрождение.

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов:

- Проторенессанс, или предвозрождение(вторая половина XIII—XIV века);

- Раннее Возрождение (XV век);

- Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVI века),

- Позднее Возрождение (последние две трети XVI века) [1, 167].

Нужно учесть, что экономическое и политическое развитие отдельных районов Италии было неравномерным. Южные и папские области были феодальными, области к северу от Рима и средняя Италия были самыми передовыми в экономическом и политическом отношении. Здесь в первую очередь выделились крупные центры торговли и производства, а значит, и культуры- Флоренция, Пиза, Сиена. В северной части выделялись Генуя, Милан и особенно Венеция- богатейшая купеческая республика [7, 14].

Проторенессансом (от греческого «протос» — «первый») принято называть период, подготовивший наступление Ренессанса.

В то время, когда в Европе еще господствовал готический стиль, в Италии уже пробивались ростки нового искусства. Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано. Он обратился к самой сути античной традиции: возрождению чувства земной красоты. Его высокие рельефы (рельеф кафедры баптистерия в Пизе) создавали ощущение живого тела, что шло вразрез со средневековой традицией, но стало выдающимся достижением проторенессансной скульптуры и повлияло на её дальнейшее формирование (приложение 1). Выдающимся мастером периода Проторенессанса был сын Никколо Пизано- Джованни, в творчестве которого было очень много нового и необычного.

В живописи также проявляются новые черты: художники подписывают свои произведения, делая их подчеркнуто авторскими, все больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь работе по внутреннему побуждению.

Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо), справедливо можно назвать родоначальником нового итальянского стиля живописи. Не порывая со старыми традициями плоскостного письма, он стремился к индивидуальной характерности образов (алтарные картины и иконы), старался выразить земные чувства и смягчить жёсткость византийского канона (приложение 2).

Поиски нового можно также обнаружить в произведениях Пьетро Каваллини (автор мозаик и фресок в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере) и в многочисленных росписях величайшего художника Проторенессанса, истинного новатора в итальянской живописи- Джотто ди Бондоне (приложение 3).

Во второй половине XIV века на первый план вышла живописная школа Сиены, основателем которой был Дуччо ди Буонинсенья. В своем творчестве Дуччо придерживался традиций византийской иконописи, его крупнейшая работа — огромный алтарный образ «Величие» [10,234].

Итальянская архитектура долго следовала средневековым традициям, но в творчестве некоторых мастеров Флоренции и Рима уже сказываются инные черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта- Кроче зодчего Арнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципам древнеримской архитектуры (приложение 4).

Величайшими деятелями литературы периода Проторенессанса являются: Данте Алигьери- создатель национального литературного языка Италии, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед, Франческо Петрарка- родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо- основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе [3,260].

В последние десятилетия XIV столетия в культуре Италии началась полоса возврата к религиозному аскетизму, это было вызвано упадком торговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» — эпидемиями чумы, завезённой с Востока и уничтожившую в 1348 году две трети населения.

В Италии период Раннего Возрождения длился с 1420 по 1500 годы. Под влиянием стремительно изменяющихся экономических условий, религиозных воззрений и обогащения культуры, мастера смело начинают использовать образцы античного искусства. Систематически изучая натуру, они черпают мотивы из повседневной жизни, наполняют традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращаются к сюжетам античности [2,8].

Для искусства раннего Возрождения характерны следующие черты: ощущение гармоничной упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

Наиболее значительный вклад в развитие ренессансного искусства внесли талантливые флорентийские мастера. К началу XV века, Флоренция представляла собой процветающий город с развитой промышленностью, торговлей и высоким уровнем культуры, под влияние которого попала вся Тоскана. Флоренцию того времени называли «цветком Италии».

Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Шедевр Брунеллески — купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (приложение 5); это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Одновременно с возведением купола архитектор построил первое в истории ренессансного гражданского зодчества здание детского приюта. В этой постройке выражена одна из главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная для людей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту в отличие от готических построек с их высокими сводами.

Следующий этап развития итальянской архитектуры XV века связан с именем Леона Баттисты Альберти - философа и учёного. Страстный поклонник античности, Альберти создал «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве». И всё же его главным призванием оставалась архитектура, о чем свидетельствуют возведенные им палаццо Ручеллаи, церковьСанта-Андреа и церковь Сан-Франческо (приложение 6).

В XV веке итальянская скульптура также переживала расцвет. Она приобрела самостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новые жанры.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло, сыграл решительную роль в становлении нового искусства скульптуры. Он уравнял пластику с архитектурой, создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних (статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).

Донателло был новатором. Его динамично изогнутая статуя юного Давида- первая совершенно обнаженная фигура в тогдашней скульптуре, а статуя кондотьера Гаттемелаты на соборной площади в Падуе- первый постамент Ренессанса и родоначальник всех конных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века (приложение 7).

Среди крупнейших скульпторов первой половины XV века нельзя обойти вниманием Якопо делла Кверча (выполнил надгробие юной Иларии дель Карето, скульптуры для монументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене) и семью скульпторов делла Роббиа (глава семьи- Лукка делла Роббиа прославился применением глазурной техники - майолики) [7,14].

В живописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых начал смело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатление пространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы (приложение 8).

В середине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить целый ряд имен выдающихся живописцев: Андреа дель Кастаньо, Гиберти, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Андреа Мантенья, Доменико Венециано, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа [16].

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли. Исключительно чуткий и искренний, художник стремился выражать в первую очередь свои собственные переживания. Одними из самых замечательных картин Ботичелли являются картины «Поклонение волхвов», «Весна» и «Рождение Венеры» (приложение 9).

Театральное искусство периода Раннего Ренессанса, как и другие виды искусства также ориентировалось на античность. Все началось с возвращения на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке. Позже стали появляться комедии на современные темы, сначала как подражание древнеримским образцам, и постепенно более смело отходя от них.

В музыке, как и других областях искусства, возрождался дух жизнерадостного свободолюбия. В этот период пышно расцветает полифония, происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языке и на народной музыкальной основе [7,60].

В быту господствует простота и лаконичность, формы вещей строги и рационалистичны. В мебели преобладает прямая линия. Одежда также проста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма. Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началу Высокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место [4,70].

В Высоком Ренессансе в технике живописи происходит коренной переворот: разрабатывается воздушная перспектива, колорит, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью.

Поразительна универсальная одарённость мастеров Высокого Возрождения— они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело Буонарроти – величайшие мастера Высокого Возрождения, создавшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры и архитектуры.

Кисти Леонардо да Винчи принадлежат многочисленные произведения, ставшие впоследствии шедеврами мировой культуры: картины «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с Младенцем», загадочная «Джоконда», алтарная композиция «Мадонна в гроте», монументальная роспись «Тайная вечеря», исполненная им для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане (приложение 10).

Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.

Рафаэля называли Мастером Мадонн, и не удивительно: в своем живописном искусстве он зачастую обращался к образу мадонны («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии», «Мадонна в зелени», «Сикстинская Мадонна») (приложение 11).

Микеланджело безоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то, что постоянно напрягая свою волю, человек может выковать свой собственный образ, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. Олицетворением безграничной могущества человека стала, выполненная им гигантская статуя Давида (приложение12). А самое грандиозное произведение монументальной живописи Микеланджело— роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане [17].

В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI века. Особое великолепие город приобрёл после перестройки его центра Якопо Сансовино. Он воздвиг монументальную библиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав её с ансамблем площади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание — Лоджетту, а на Большом канале — нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде [2,25].

Центром архитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на основании предшествующих открытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовали античную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальность которых была созвучна эпохе. Донато Браманте первым наметил пути развития архитектуры Италии XVI века. Браманте возвёл несколько великолепных зданий, среди которых выделяется перестроенная алтарная часть монастырской церкви Санта-Мария делла Грацие, большой двор лоджий- кортиле ди сан Дамазо, маленький круглый темпьетто (храмик) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте, где был распят на кресте апостол Пётр, фасад палаццо Канчеллария. Браманте стал первым создателем собора Святого Петра в Риме (приложение 13).

В начале XVI века в театральном искусстве возникла комедия дель арте- комедия масок, которая существовала в двух направлениях: народном, преследуемом церковью и властями, и придворном, аристократическом, который повлек за собой появление новых, придворных жанров: пасторали и балета.

Именно в период Высокого Возрождения музыкальная жизнь стала многообразна и пестра: здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремесло инструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцвет музыкальных национальных культур. Среди итальянских композиторов можно выделить Луку Маренцио, Габриели, Палестрину и Джезуральдо.

В интерьере и внутреннем убранстве декор начинает главенствовать над утилитаризмом. В мебели широко применяются различные маски, львиные лапы, всевозможные имитации архитектурных деталей. Конструкция почти исчезает под этими украшениями, текстура материала скрывается окраской и позолотой, поверхности обильно орнаментируются. В костюмах также проявляется стремление к роскоши (венецианский, французский- так называемый «шекспировский костюм»), обильные кружева, буфы, громадные воротники на каркасах, подставные бедра- его характерные черты [7,52].

Во второй половине XVI века (позднее Возрождение) в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В середине XVI века в Италии была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в Риме, на площади Цветов, был сожжен великий Джордано Бруно [6,74].

Из некогда процветавших городов- республик сохранила свою независимость одна лишь Венеция, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства.

В этих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастать антиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:

1. продолжение традиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но зато крупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе, Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.

2. «маньеризм» ( от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, но без гуманистической идеи.

Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаёт неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства, напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя в своём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски.

Первый этап итальянского маньеризма представлял собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупным и одарённым мастером был Якопо Понтормо (приложение14). В его известной картине «Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свой автопортрет в выпуклом зеркале.

Второй этап маньеризма превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме[8,57].

В произведениях живописи нарастают бездушная холодность и вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художник двора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества.

Вместе с Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеалами Возрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался верен гуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовь небесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская», «Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины «Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа» (приложение 15).

Маньеризм почти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как: Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных и плафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписи потолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко, прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрела общеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины «Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).

Тинторетто, настоящее имя которого Якопо Робусти, острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства.

Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания, мастер монументальных полотен, автор монументальной композиции «Распятие», гигантского ансамбля, состоящего из нескольких десятков работ (выполнены для верхнего и нижнего залов школы Святого Роха) и картин «Введение во храм» и«Чудо Святого Марка» (приложение 16) .

Андреа Палладио — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднего Возрождения.

Палладио заложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейского классицизма XVII— XVIII веках и получили название палладианства. Постройки Палладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности. Самая знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы — первое центрально-купольное здание светского назначения, а театр «Олимпико»— первое монументальное театральное здание в Италии [2,118].

Роль итальянского театра эпохи Возрождения исключительно велика. Даже когда культурная жизнь вступила в пору кризиса, комедия масок продолжала существовать, оказывая влияние на формирование многих национальных театральных школ.

В быту появляются украшения, которые уже полностью подчиняют утилитарный и конструктивный смысл себе.

Стекло, эмаль, инкрустации, драгоценные камни обильно употребляются в производстве предметов обихода и керамики. И, наконец, все это постепенно переходит в вычурное барокко, которое охватывает XVII век.


1.3 Северное (западноевропейское) Возрождение

Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В первой трети XV века почти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитии искусства северных стран. Несомненно, в северном Возрождении были отличия от итальянского Возрождения:

- Поздний интерес к античности;

- Главное место уделяется вопросам религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения;

- Получивший распространение гуманизм привел к Реформации (широкое религиозное и социально- политическое движение, направленное на преобразование христианской церкви и самого вероисповедания) и протестантизму.

- Отсутствие условий для для монументальной живописи, поэтому видное место принадлежало книжной миниатюре;

- Значительное развитие портретной живописи;

- Выделение в самостоятельные жанры живописи, пейзажа, натюрморта;

- Появление нового вида изобразительного искусства- гравюры на дереве и на металле;

- Главенство в производстве алтарных образов [7,25].

Переворот в развитии западноевропейской живописи начинается в Нидерландах в первой четверти XV века: распространяется станковая картина. Представителями нидерландской школы живописи являются: братья ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший (приложение 17).

Испанское Возрождение в изобразительном искусстве связано с именем Эль Греко, чье творчество было сложным, противоречивым, глубоко индивидуальным и весьма необычным для тогдашней Испании (приложение 18). Наиболее известны его картины: «Вид Толедо», «Апостолы Петр и Павел», «Дама в боа», «Инквизитор Ниньо де Гевара» [9,83].

Особенность германского Возрождения состоит в том, что все его развитие протекало в короткие сроки, отсюда обилие неожиданных сочетаний старых и новых направлений из разных исторических форм. Ведущими видами искусства были живопись и графика. Крупнейшими мастерами были: Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранх, Ганс Гольбейн (приложение 19). Их творчество сильно отличалось друг от друга и по характеру и по направленности [1,420].

В Англии, живопись этого времени носит переходный характер и не выдвигает значительных мастеров. Английский двор обходился услугами иностранных мастеров [6,234].

Во Франции большое влияние на изобразительное искусство оказывали дворянские воззрения и вкусы, поэтому во многих произведениях того времени имеются придворные черты. Французские короли охотно приглашали итальянских художников и скульпторов, которые, однако, принесли в живопись не идеи Возрождения, а маньеризма. Широкое распространение во Франции получил карандашный портрет, который выполняя роль фотографии: его дарили на память и оставляли у себя [9,379].

В Европе архитектура длительное время продолжала оставаться готической. Только в конце XV- начале XVI веков в Испании складывается так называемый ювелирный стиль, переходный от готики к ренессансу, в котором сочетались элементы ордеров и обильная орнаментация. Главный представитель классического направления в архитектуре Испании- Хуан де Эррера, построивший королевский дворец Эскориал (приложение 20).

Элементы ренессанса в архитектуре Нидерландов получают свое развитие лишь в XVI веке, когда в гражданской архитектуре появляются классические принципы, благодаря серьезному изучению теории архитектуры, в частности трудов Ветрувия (ратуша в Антверпене середины XVI века). Вместе с тем, Нидерландская архитектура оказала значительное влияние на зодчество других стран, в первую очередь Германии и Англии [10,246].

Ренессанс в архитектуру Германии пришел поздно, да и то ограничился декоративно- орнаментальными мотивами. Архитектура северных областей находилась под влиянием нидерландского зодчества, на юге ощущалось могучее влияние Италии. Период расцвета стиля относится ко второй половине XVI века (Гейдельбергский замок, автором которого считается нидерландский скульптор Антони) (приложение 21).

В Англии черты нового стиля проявились в конце XVI- начале XVII века в жилых и общественных зданиях (ратуши, рынки и др.). Замкнутая дворовая композиция заменяется на «Н» и «Е»- образные планы (замок Уоллатон Холл в графстве Ноттигемшир, замок Монтакют Хауз в графстве Сомерест) (приложение 22).

Архитектура Франции формировалась под воздействием итальянской архитектуры и при непосредственном участии итальянских мастеров (приложение 23). Наиболее крупным и значительным сооружением является замок Шамбор, который представляет собой совершенно новый тип загородного дворца: это уже не оборонительное сооружение, а замок, предназначенный для временного пребывания и увеселений (приложение 24). В середине XVI века в развитии французской архитектуры происходят значительные изменения: формируется новый облик городского жилого дома. В это время начинают свою деятельность наиболее крупные французские зодчие: Пьер Леско, Жан Гужон (совместно работали над строительством Лувра) и Филибер Делорм (создал гробницу Франциска I и загородный дворец в Анэ) [9,392].

В литературе можно проследить преемственность эпох: от античности через средневековье к Возрождению. В Нидерландах главой «северных гуманистов» стал Дезидеий Эразм Роттердамский. В своем знаменитом трактате «Похвала глупости» он смело высмеивает нравы и пороки современного ему общества.

Гениальным писателем Франции был и Франсуа Рабле, литературным подвигом которого является роман, состоящий из пяти частей «Гаргантюа и Пантагрюэль». Пьер де Ронсар, которого называли «принцем поэтов», в своих стихах выступал за единую Францию, воспевал ее красоты и величие. Жанр философского эссе использовал Мишель де Монтень для написания своих «Опытов», в которых он рассматривал человека как самую большую ценность, противопоставляя силу его познания догматизму средневековых воззрений.

Испанская литература Возрождения представлена творчеством великих Мигеля де Сервантеса (автор романов «Галатея», «Путешествие на Парнас»и выдающегося «Дона Кихота») и Лопе де Веги (автор свыше 2000 пьес, романов, стихов, и комедий о любви, среди которых-«Собака на сене»).

В литературе Англии эпохе Возрождения принадлежит особое место. Именно в этот период создает ряд бессмертных произведений известнейший писатель и драматург- Уильям Шекспир. На ряду с ним в это время творили и другие не менее выдающиеся писатели: Джеффри Чосер, Томас Мор, Бэкон, Сидней, Спенсер, Томас Кид, Роберт Грин, Кристофер Марло [4,82].

Театр эпохи Возрождения был величайшим достижением культуры, он питал умы, волновал сердца, воспитывал характеры. Искусство сливалось с жизнью, а жизнь с искусством. Существовавшие в то время театры, можно разделить на любительские и профессиональные. Любительские театры учавствовали в подготовке и праздничных шествий, помогали в проведении праздников цехов городских ремесленников, гастролировали в гостиничных дворах, не имея своего помещения. Профессиональные театры, как правило, имели свое здание театра, и делились на общедоступные дешевые театры и закрытые, элитные, дорогие.

Огромное развитие театральное искусство получило в Англии, где сложилось немало профессиональных и известных трупп (труппа лорда- адмирала и труппа лорда- камергера). Разнообразием форм и жанров отличался и испанский театр и драматургия: появились гордые эпические песни- романсеро, которые нередко исполнялись несколькими «голосами»- персонажами.

К середине XV века ренессансный дух проник и в музыкальную жизнь Европы, изменяются церковные песнопения, развиваются сложные многоголосные композиции, в национальных культурах распространяются мелодии народных и светски- игривых песен. Величайшими композиторами, чьи произведения пела вся Европа были: Гийом Дюфай, Орландо Лассо, которого называли «бельгийским Орфеем», Адриан Вилларт, Генрих Изак, Николас Гомберт, Филипп де Монте, Ян Окегем и выдающийся Жоскен де Пре, которого называли «отцом музыки» [7,78].

Ренессансная культура, пришедшая из Италии, решительно преобразовала европейскую цивилизацию, представление о человеке, Боге и вселенной, создала новые виды и жанры искусства.

Переворот, совершенный Возрождением для духовной жизни Европы, через несколько столетий прямо или косвенно, сказался на культуре и жизненном укладе всех народов мира. Возможно, именно поэтому возрожденческий дух индивидуальной свободы, смелого познания, преклонения перед античной культурой, интеллектуальной ненасытности- позволил европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемонию во всем мире.

особенность эпоха культура возрождение


II . Беларусь в эпоху Возрождения

2.1 Особенности белорусского Возрождения

Несмотря на блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы, можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуру Европейского Возрождения яркие страницы.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения нового времени на территории Беларуси, следует связать еще с принятием христианства во времена Киевской Руси.

После разделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенно разошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско- католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточных славян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко- византийскому типу культуры.

Поэтому, Польша, Чехия и Далмация прошли стадию Возрождения примерно одновременно с Западной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие. Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадию значительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в их культуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизма и, когда сформировалось их национальная культура и искусство.

Полноценное Возрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого Княжества Литовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: в нем была конституция, не было крепостного права, многие города имели Магдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это и влияние Запада стало причиной и условием обновления культуры [7,81].

XVI век многие называют Золотым Веком нашей страны: это время наибольшего культурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси, время выдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба.

На XVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий, сформировавших белорусов как нацию.

Эпоху Возрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:

1. Раннее Возрождение (начало ХVI века– 50–60-е годы ХVI века).

В социально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленного производства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых и межсословных противоречий, начала формирования гражданского и национального самосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политической жизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройства общества.

2. Эпоха Реформации (вторая половина ХVI века).

Этот период включает в себя широкое социальное движение, попытки практического социального реформирования: судебная и административная реформы, борьба за городское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание Главного Литовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма. Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические, социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазного мировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма, естественного права.

3. Позднее Возрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI–ХVII веков).

Содержание этого периода обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируются задачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, их национально-политического самоопределения. Это было время утверждения схоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периода отступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко и схоластики [17]. В XVI веке вся Европа в своей духовной, культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозные изменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейским первоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причиной подъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформации сформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральным событием всего XVI века.

Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного писания, вывел человека на непосредственный контакт с Богом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества.

В полной мере это относится и к нашей стране. Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения были одновременно и людьми Реформации. Особое значение реформационного движения, состояло в обсуждении целого ряда философских проблем: природы духовной свободы, роли разума в познавательной деятельности, соотношения веры и разума, отношения к античному духовному наследию. В дальнейшем получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.

Духовная жизнь Великого княжества Литовского, в составе которого была и Беларусь, также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений [9,207].

Отчетливо проявило себя рационалистическое направление белорусской духовности. Было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность потусторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности. Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность.

Эпоха Возрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическое отставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживали всестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения в Беларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие и взаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур, что обусловило полилингвизм литературы этого времени.

Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса. К таковым следует отнести:

1) антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда в центре внимания философов выступала проблема исторического предназначения человека;

2) идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологического оптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в деле практического преобразования природы, общества на началах разума;

3) натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и самого человека.

Вместе с тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции, обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить, например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначения человека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага.

Белорусский гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идею социального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительской интенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-исторические ценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенности стиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление к ясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерна задача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма [16]. Белорусский ренессансный гуманизм развивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением, захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского он преодолел узкие рамки духовных, художественных элит.

Во второй половине XVII - XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVII века его использование как официального и письменного языка было запрещено.

Постановлением сейма в 1696 году все переводилось на польский язык. С XVII века книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 году Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти [9,223].

Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII - начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность - полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура - культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства.

2.2 Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси

Возрождение в Беларуси проявилось в трех основных направлениях:: письменность (печать, литература, общественная мысль), зодчество и народное творчество.

В истории общественной и философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяют следующие направления:

- Радикальное реформационно-гуманистическое направление (Якуб из Калиновк Мартин Чаховиц, Стефан Зизаний).

Для него характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности, схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось на сущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании. Схоластическое богословие, по их мнению, только замутняло свободный разум человека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва с традиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужно отметить интерес этого направления к таким ценностям, как равенство, братство, человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслить эгалитарно-демократические идеи Евангелия.

- Умеренное реформационно-гуманистическое направление (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий).

Оно стремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной, философской традиции с ценностями средневековой христианской и гуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены в возможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Они активно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учения стоицизма, с уважением относились к патристике, но отвергали схоластику.

Порок схоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности от повседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторы видели нетленные образцы общественного переустройства в античных философских концепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейских текстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами.

- Атеистическо-гуманистическое направление (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский).

Порвав со схоластикой и теологией, представители этого направления обратились к материалистическим идеям античности и Возрождения: они заимствовали и осмысливали античные решения проблемы происхождения мира, античные обоснования природной сущности человеческой морали; отвергали идею Божественного откровения, концепцию врожденных идей, высоко ценили индивидуальный разум и опыт в качестве средств познания.

Оценивая гуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, что она подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения. Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза) [17].

Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитой были изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над Лыщинским. Господство схоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление, поддержка со стороны власти, изгнание инакомыслящих. Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая пути новым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями [9,228].

В эпоху Возрождения значительные изменения произошли и в области литературы. Настоящим деятелем Возрождения в Беларуси является Франциск Скорина. Он добился многого в различных областях человеческого знания и деятельности в лучших традициях великих итальянцев. Он был философом, медиком, первопечатником, языковедом. В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества.

Выдающимися событиями являются создание им типографии в Вильнюсе в 1522 году, выпуск печатных книг на родном языке («Малая подорожная книжка», «Апостол»), а также выпуск в Праге в 1517- 1519 годах «Псалтыря» и 23 отдельных книг Библии на белорусском языке.

Необходимо отметить, что книги были украшены гравюрами высочайшего качества (приложение 25).

Дело, начатое Скориной, вскоре нашло в Беларуси много последователей. Начиная с конца 30- х годов XVI века в большинстве крупных городов (Бресте, Несвиже, Вильне, Слуцке) и некоторых местечках (Забулдове, Лоске, Тяпине) Великого Княжества Литовского возникли типографии. Печатные книги были религиозного и светского характера- учебники, книги по медицине и военному делу, произведения античных авторов и другие.

Заметным литературным явлением была публикация в 1523 году в Кракове поэмы на латинском языке «Песнь о зубре» Николая Гусовского, написанная им по просьбе самого папы римского. В поэме с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны и междуусобицы.

Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий. Он создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Симона Будного, который организовал в Несвиже типографию, где в 1562 году издал на старобелорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет» (приложение 26).

Взгляды Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие, чтобы каждый белорус мог понять Слово Божие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Выдающимися деятелями Возрождения были также магнат Николай Радзивил Чёрный, который открывал по всей стране церкви, школы, типографии, канцлер Астафий Волович, который руководил проведением земельной реформы, так называемой "волочной померы", и готовил самый совершенный свод законов в Европе XVI века - Статут Великого Княжества Литовского.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Баракулабская хроника», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» Старийковского.

Во второй половине XVI века на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Евлашевского [7,84].

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. В архитектурных сооружениях этого времени присутствуют черты ренессанса, но они переплетаются с чертами готического стиля. Таков знаменитый Мирский замок (приложение 27).

В1490 году владельцем поселения Мир стал князь Юрий Ильич, который построил на окраине поселения большой замок, представляющий в плане перекошенный прямоугольник, напоминающий квадрат, с крепостными стенами, пятью башнями, со рвами и земляными валами, с дворцом внутри. В середине XVI века внутри замка были построены одноэтажные корпуса с подвалами, в первой половине XVII века их надстроили до трех этажей.

В архитектуре комплекса преобладают черты готики, в дворцовой части встречаются элементы ренессанса. Художественную выразительность замку придает контраст красного и белого. Красный кирпич стен замка живописно сочетается с белыми нишами башен. Такой прием обработки фасадов был широко распространен в белорусском зодчестве (храм- крепость в Сынковичах XV- XVI веков, храм- крепость в Мурованке XVI века).

Большой достопримечательностью архитектуры являются постройки Несвижа. Несвиж был центром культуры того времени. Во второй половине
XVI века Несвиж был резиденцией магнатов Радзивилов, и в 1584- 1616 годах при участии итальянских мастеров с учетом последних достижений фортификационного искусства был построен город. Поодаль был построен и замок владельца со рвом и валом. В 1583 году на месте деревянного укрепления был заложен каменный замок. Сооружение его на первом этапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони- автор ряда построек в городе.Следовательно, застройка велась с учетом достижений итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI века были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и других городах.

В тесной связи с архитектурой в эпоху Возрождения развивалась живопись и скульптура. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов. С XV века появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Портрет в эту пору является довольно обыденным явлением. Правда, в XV веке до середины XVI века живописные портреты делались с королей и великих князей. Во второй половине XVI века круг портретируемых расширился. Парадные однофигурные и парные портреты писались иностранными и магнатскими цеховыми художниками в Вильне, Слуцке, Несвиже и других городах. В литературе эти портреты называются «сарматскими». На них изображался человек по определенной схеме- в парадной одежде, в окружении предметов, которые рассказывали о его занятиях, увлечениях и социальном положении в обществе (портрет Юрия Радзивила второй половины XVI века, портрет Ежи Радзивила, портрет Михаила Борисовича конца XVI- начала XVII века).

Но, наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилование», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская».

Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра - рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения.

Громкую славу имели белорусские мастера резьбы по дереву (иконостасы), по металлу (церковная утварь, ювелирные изделия), а также изготовители изразцов. Многие мастера белорусского происхождения работали в Оружейной и Царской палатах, показывая чудеса ювелирного мастерства.

Известны в Европе были и белорусские изразцы, которые использовались для облицовки печей, каминов, а также для внешней облицовки зданий. Так все палаты в Кракове выложены изразцами из Ивенца. Ценили изразцы и из Витебска, из Минска. Изображения на изразцах отвечали последним требованиям времени. Чаще всего изображали людей в модной одежде и в головных уборах. Это были погрудные изображения мужчин и женщин иногда портретного характера, иногда с античными сюжетами. Изображали стилизованные букеты, собранные в вазы, геральдичные композиции, например изображение «Погони», гербы магнатов.

Черты Ренессанса и маньеризма со временем проникли в культуру Беларуси, что отразилось и на иконописи, и на портретном жанре [17].

XIV - XVI века- это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры, синтез ренессансных и гуманистических веяний, религиозных традиций, расширения культурных связей между белорусским и другими народами. А достижения XV- XVI веков стали основой для расцвета декоративно- прикладного искусства в XVII- XVIII веках.

Многочисленные прославленные деятели и мыслители, художники и мастера того времени лишь подтверждают, что черты Возрождения были не чужды белорусской земле, а имели яркое своеобразное развитие.


Заключение

История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же европейское- в первую очередь итальянское Возрождение стало великой эпохой с заглавной буквы. Обращение к античному наследию выступает важнейшей особенностью эпохи Возрождения. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи.

Возрождение формировалось как отказ от средневековой культуры: отрицание догматизма и схоластики, критическое отношение к церкви и церковным служителям. Многие деятели Возрождения отзывались сурово и свысока о средневековой культуре, ее «неумелой, варварской, грубой манерой».

Вместе с тем, средневековая культура с ее многолетней историей не могла исчезнуть бесследно, она продолжала оказывать влияние на новую культуру, даже когда это и не осознавалось. Предпосылки возникновения эпохи Возрождения тесно связаны со Средневековьем. В искусстве Возрождения влияние средневековой культуры обнаруживалось и в темах, и в сюжетах. Много произведений написано на библейскую и религиозную тематику, немалая часть которых предназначалась для церквей и имела культовое значение.

Анализ основных этапов культуры эпохи Возрождения позволил определить, что во времена зарождения и развития новой формации, в эстетических идеалах человека без труда обнаруживается и трагическое и возвышенное. В начале эпохи возникает идеал прекрасного, гармоничного человека, идеал, который, несмотря на его мимолетность, успели зафиксировать в своих творениях замечательные поэты и художники того времени. Прекрасный человек Высокого Возрождения- это целостный, гармоничный человек в единстве своего духа и чувственности.

Однако, как и все, этот идеал оказывается недолговечным и начинает клониться к упадку. Бывший цельный человек, который умел сочетать собственные интересы с гражданскими, жертвовать личным ради общественного, в Позднем Возрождении перерождается в индивидуалиста, заявляющего устами Лоренцо Валлы: «Моя жизнь- это благо более драгоценное, чем жизнь всей Вселенной».

Эпоха Возрождения по-разному проявлялась в странах Западной Европы, что во многом зависело от экономического, политического и социального положения каждого государства. В искусстве северного Ренессанса, в отличие от итальянского, больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Северное Возрождение- это своеобразный сплав итальянского влияния с самобытными готическими традициями и особенностями национальных культур.

В XIV - XVI веках духовная жизнь Великого княжества Литовского также испытывала на себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и в Западной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурном росте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении и использовании достижений периода античности, возникновении сначала кирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновении гуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни, распространении реформационных идей и движений.

Значимость Возрождения, несомненно, очень велика. Она заключается в том, что культура этой эпохи, содержит в себе лучший социальный опыт множества поколений людей и позволяет накапливать знания о мире, тем самым создавая благоприятные возможности для его познания и освоения.


Литература

1. Гнедич, П.П. История искусств / П.П. Гнедич. – Калининград: Янтарный сказ, 1995.- 120с. : ил.

2. Жабцев, В.М. Эпоха Возрождения / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008.- 28 с.: ил. – (Стили и жанры).

3. История мировой культуры – Ростов н/Д : изд-во «Феникс», 2000. – 512с.

4. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. Пособие. – Минск: ИЛ «Экоперспектива», 1998.- 190с.

5. Культурология : Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 319 с.

6. Мастера искусства об искусстве- Москва: Искусство, 1996. – 420 с.

7. Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В. Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.

8. Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Е.Ф Левиной. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.

9. Эпоха Возрождения: Европа, Азия, Африка. – Минск: Харвест, 2001. – 672 с.

10. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах / П.А. Юхвидин. – Москва: Новая школа, 1996, - 288 с.

11. Антология мировой философии. В 4-х тт., т. 2, М., 1970.

12. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.

13. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

15. Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф.

16. А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий