Смекни!
smekni.com

Портрет Великой княжны Александры Павловны кисти Боровиковского с точки зрения искуствоведческого анализа (стр. 4 из 5)

Портрет великой княгини Александры Павловны известен в нескольких вариантах, датированных разными годами. Один из них, относимый ко второй половине 1790-х гг. (холст, масло, 70 x 56,5 см) хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга (Зал 12). Он поступил в 1920 году через Экспертную комиссию Наркомвнешторга (Петроград). Это вариант портрета 1796 года, хранящегося в Павловском дворце-музее. Также известны варианты, выставленные в Государственной Третьяковской галерее в Москве (Холст, масло. 71,6 х 56,7; слева внизу красной краской надпись: «225» [номер собр. кн. А. Б. Куракина]; на подрамнике печать кн. А. Б. Куракина; приобретена в 1985 у М. М. Успенского) и Курской областной картинной галерее им. А. А. Дейнеки.

Как мы уже отмечали выше, В.Л. Боровиковский стал создателем портретного канона сентиментализма.

На рассматриваемом портрете Великой княжны Боровиковский сумел показать не только внешнюю, но и внутреннюю красоту своей модели. И даже в какой-то степени передать предчувствие ею своей трагичной судьбы. Индивидуально-характерное на этом портрете словно отступает перед идеальным состоянием мечтательности с оттенком легкой грусти портретируемой, уединившийся от светской суеты.

Женщина на портрете одета с изысканной простотой, с небольшим количеством украшений. Так, на груди у великой княжны Александры Павловны – один единственный, но осыпанный бриллиантами медальон с изображением Екатерины II. Такое изображение восходит к типу Иоганна Лампи-старшего, у которого Боровиковский брал уроки. Ее красота во внутреннем состоянии, в работе души и мысли, образованности, доброте.

В этом портрете Боровиковский отдает дань сентиментализму, вводя пейзажный фон как своего рода средство характеристики персонажа. Венок из роз, украшающий голову великой княжны, подчеркивает ее юность и свежесть. Подобная характеристика модели усиливается нежным, изысканным колоритом с тончайшими переливами розово-жемчужных тонов. Обаятельна, мечтательно задумавшаяся Александра Павловна, дочь Павла I. Неяркие, нежные краски пейзажа и одежды, мягкие полупрозрачные тени как нельзя лучше отвечают душевной тонкости юной княжны, а портрет в целом - идеям сентиментализма, которые в 1790-е годы разделял и сам художник.

Боровиковский обнаруживает склонность к передаче пластики форм, выразительности ясных обобщенных объемов. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели, исключая все лишнее. Фигура погружается в легкую световоздушную среду, естественно связывается с пространством и господствует в нем, выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом.

В этом живописно-пространственном построении и в самом понимании образа обнаруживается склонность к повышению эмоциональности, к выявлению духовного начала и его выделению из осязательно-материальной природы.

Цветовая гамма из сочетания блеклых и неопределенных тонов: розоватового и бледно-желтого, нежно-бежевого и пастельно-серого, притушенно-золотистого и белого работает на раскрытие образа. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета, сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период. Боровиковский избегает вязкой сочности живописи, передающей прелесть материальной формы, он освобождает ее от излишества плоти. Форма оказывается отвлеченно-объемной, но в то же время лишенной подчеркнутой телесности и более одухотворенной[18].

Фон отвечает своеобразному композиционному канону Боровиковского, характерному для большинства его женских портретов: поясной срез фигуры, опирающейся на тумбу. Фон - природный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев). Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной осью полотна, сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого: пространства неба и массива кроны дерева, под сенью которой представлена Александра Павловна.

Часть кроны дерева над головой модели и на заднем фоне (на фоне неба) – своеобразный позем для фигуры княжны. Изысканный колорит подчеркивает царственность особы, тонкие градации полутонов скрадывают очертания фона пейзажа, решенного соответственно настроению героини, тонкая чувственность граничит с недосказанностью, эйфорией поэтического возвышенного психологического действа. Но, отметим также, что за внешней простотой внешнего вида и облачения проступает царская осанка и царственное происхождение и настоящее положение Великой княгини.

Таким образом, можно отметить, что в данном портрете преобладают сентименталистские черты в изображении человека, характерные для данного периода творчества В.Л. Боровиковского. Вдумчивый и глубокий талант художника не скользит по внешнему изображению Великой княжны, не довольствуется поверхностным сходством. Он изображает ее так, что духовный мир девушки делается понятен и близок зрителю, творческим наитием передает ее характер и природу. В результате портрет становится не рабской копией лица в момент сеанса, а передающим коренное и самое характерное представление модели, оживленное отблеском ее внутренней жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крупнейшими русскими мастерами портрета в последние десятилетия 18 века признаны были живописцы Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И. Шубин. Каждый из них своеобразен, универсален, уникален. Их объединяет стремление разглядеть сущность человека, многоранность духовного склада личности.

Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г.Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросонестен н трудолюбив и все делал отлично: и даже копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.

Творчество Боровиковского специфично, потому что оно не есть что-либо внешне стоящее от него, занятие для заработка или ремесло. Оно теснейшим образом слито с его жизнью, вытекает всецело из его личности. Талантливый, возвышенно-настроенный, пытливый, всю жизнь полагающий в своем труде, в первое время пребывания в Петербурге он жадно изучает тайны своего искусства, усваивает, под руководством таких учителей, как Левицкий и Лампи, его технику. При своем замечательном трудолюбии, он скоро является готовым мастером, сбросив с себя провинциальную неловкость и робость, и кисть его делается покорным орудием духа. Преобладающим, почти единственным спросом является в то время спрос на портрет, — и Боровиковский отдается портретной живописи.

Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX вв., - но прекрасным. Именно тогда он создал два варианта необычного по своей лирической камерности портрета, изображавшего Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке; портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795), передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов; а также парадные портреты: удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-Хана (1796), пышный портрет А. Б. Куракина (ок. 1801), выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь – «павлином». Все же наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов, исполненных им в те же годы: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, М. И. Лопухиной, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

И рассмотрев в своей работе портрет Великой княжны Александры Павловны, мы не можем с эти не согласится.


ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1975.

2. Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990.

3. Верещагина А.Г.Русская художественная критика 20-х гг. 19 в. Очерки. М.,1997

4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Евангулова О.С. Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.

6. И.С.Куликова Русская живопись 19 в. М.,1997

7. Иванов А.Б.Сквозь жемчужную дымку /\рассказы о художниках М.: Просвещение, 1988

8. Ильина Т.В.Русское искусство XVIII века. М.: Высшая школа, 2001.

9. Императорская Академия Художеств. Вторая половина XVIII первая половина XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1997.

10. История искусства народов СССР. Том. 4 Искусство конца 17 – 18 веков. Под редакцией А.Ю. Нурок и М.А. Орловой. М.: Изобразительное искусство, 1976.,

11. История русского искусства. Т.8., кн.1. М.,1963

12. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало ХХ века. М., 1965.

13. Марисина И.М. Россия - Франция. Век восемнадцатый. М., 1995.

14. Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XVIII - начало ХХ века. В 2-х т Л., 1979.I

15. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. М., 1977.

16. Поспелов Г.Г.Русское искусство 19 в. Вопросы понимания времени. М.,1997

17. Русская жанровая живопись 19 – начала 20 века. М., 1964

18. Русское искусство второй половины 18 – первой половины 19 в. Материалы и исследования. М.,1979.

19. Сарабьянов Д.В.Русская живопись 19 в. среди европейских школ. М.,1980

20. Турчин В.Эпоха романтизма в России М.,1981


[1] История искусства народов СССР. Том. 4 Искусство конца 17 – 18 веков. Под редакцией А.Ю.Нурок и М.А. Орловой. М.: Изобразительное искусство., 1976., с.106-107.

[2] И.С.Куликова Русская живопись 19 в. М.,1997