Смекни!
smekni.com

Художественный ансамбль Версаля (стр. 2 из 2)

История создания Версаля ясно показывает связь устройства его садов с особым «садовым бытом» Классицизма. Многочисленные увеселения могли устраиваться внутри боскетов. Для зрителей были устроены садовые постройки с мраморными полами и зелёные лужайки. На длинном канале устраивались катания на гондолах.

Садовая символика Версаля была посвящена прославлению бога солнца Аполлона, ибо это был и символ самого «короля солнца» Людовика XIV, « все фигуры и украшения, которые можно было здесь видеть, не были расположены случайно, но в порядке их соотношения с солнцем или его олицетворениями ».

О системе расположения в Версале символов и аллегорий солнца Джулия Баррелл пишет: «… с южной стороны, например, цветочный сад подчёркивали в своём символическом значении статуи Флоры и её возлюбленного Зефира, а так же Гиацинт и Клития (гелиотроп), обращённые Аполлоном в цветы. Легенда о короле-солнце и вселенной отражалась в статуях времён года, зари, полдня, вечера и ночи, четырёх континентов и четырёх элементов – земли, воздуха, огня и воды. Фонтан Аполлона в основании канала представлял бога-солнце и его колесницу, возникающих из моря. Его возвращение после дневного путешествия к нимфам и к морской богине Тетис изображалось в гроте водоёма Аполлона. Мать Аполлона Латона и её сестра Диана поднимались из огромного бассейна, возвышаясь над «зелёным ковром». Три скульптурные группы, которые изображали купанье Аполлона, имели три различных местоположения, объясняемые расширением дворца и изменением в стиле садовой моды. Первоначально они были в нишах, инкрустированных раковинами в стиле Рококо, внутри мраморного павильона с северной стороны дворца. Это был грот Тетис – любимое место короля для музыкальных вечеров. Позднее фигуры были перенесены в один из боскетов, чтобы заместить – прихоть мадам де Монтеспан – три бронзовых фонтана, и в 1778 г., с общим признанием модных английских садов, скульптурные группы были перенесены, на этот раз в огромную искусственную пещеру в Английском парке Малого Трианона».

Знаменитейшие залы дворца

В Версале было очень много различных почётных дворов, среди которых почётное место занимал Мраморный. Сюда выходили королевские покои, поэтому часто под балконом комнаты Людовика XIV разыгрывались театральные представления. На этой «сцене» труппа Мольера впервые играла «Мизантропа». Над высокими окнами королевской комнаты над аттиком поднимается фронтон, украшенный скульптурными рельефами.

Убранство приёмных залов Больших королевских покоев было сюжетно посвящено античным богам. Символический смысл здесь заключался в прославлении добродетелей короля и королевского семейства, а расчёт был сделан на быструю смену впечатлений при движении.

Самый продолжительный путь – к королевской спальне – вёл через залы Венеры, Дианы, Марса, Меркурия, Аполлона и дальше в зал Войны, Зеркальную галерею, зал «Бычьего глаза». По этой анфиладе нарядных помещений придворные отправлялись в капеллу. В этих покоях трижды в неделю королевская семья и придворные собирались вечерами для развлечения. Это были знаменитые вечера, когда на четыре часа смягчался этикет, когда король был не властелином, а отцом семейства, который находился среди своих гостей и стремился показать себя радушным хозяином.

Анфилада залов, ведущих в королевские покои, начиналась с салона Изобилия, получившего своё название оттого, что во время королевских приёмов он служил буфетной. Здесь постоянно стояло три буфета, уставленных серебряными кувшинами с разнообразными напитками – холодным и горячим шоколадом, винами, кофе, чаем – и вазами со всевозможными заморскими фруктами. На самом же деле салон Изобилия был кабинетом Медалей (или Редкостей). В нём Людовик XIV хранил свою великолепную нумизматическую коллекцию. Назначение салона подсказало и тему росписи его потолка. В центре композиции художник Р.-А. Уасс представил короля в окружении аллегорических фигур с рогами изобилия, из которых рассыпаются вокруг всевозможные диковинки из королевской коллекции.

Самое парадное помещение Большого Версальского дворца – это Зеркальная галерея. В этом зале отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, устраивались балы, здесь принимали иностранных послов. Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Вид этого салона просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами и пропорциями, и колоритом, расточительной роскоши убранства, а в погожие солнечные дни – переизбытком света и воздуха. При украшении Зеркальной галереи расчёт сознательно был сделан на то, чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея – это не просто зал. Это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина – 10,5 метра.

Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезали симметрично расположенные 17 окон, которые своими пропорциями гармонируют с резными золочёными дверями. 15 ниш напротив окон заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, иллюзорно расширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный эффект. Окна утопают в глубоких арочных нишах, в то время как зеркала наложены на плоскую стену.

Роспись Зеркальной галереи была поручена художнику Ш. Лебрену, который был наделён большими полномочиями и самостоятельностью, но отнюдь не беспредельными: придворное искусство обязано было, прежде всего, нести на себе печать яркой личности короля. На сводах галереи художник расположил 12 медальонов и 6 стукковых рельефов. В угловых медальонах представлены важные события того времени: судебные и финансовые государственные реформы, восстановление навигации и покровительство искусствам. Все фрески объединяет тема побед воинственного короля, среди которых выделяется «Вторая победа над Франш-Конде». Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввел аллегорические образы, в которые как будто случайно проникли сцены будничной жизни. Главный герой каждой композиции – король. И вообще при украшении всего Версальского дворца была одна цель – в монументальном стиле воздать славу королю.

Галерею украшали апельсиновые деревья, высаженные в огромные серебряные вазы. Здесь стояла массивная серебряная мебель, сделанная по эскизам Лебрена. Столы из литого серебра украшала настолько тонкая чеканка, что стоимость её во много раз превышала стоимость самого материала.

Но теперь о большинстве произведений искусства Версаля можно судить лишь по сохранившимся рисункам. В период войн и безденежья (с 1687 года) Людовик XIV стал отправлять в переплавку на монеты все лучшие произведения этого жанра. Король наложил запрет на применение золотой и серебряной нитей даже в ковроделии. Ни одна война не наносила искусству такого непоправимого ущерба, за один год во Франции было уничтожено изделий больше, чем за несколько веков.

Планировка центра Парижа. Андре Ленотр (André Le Nôtre)

Андре Ленотру (André Le Nôtre) (1613-1700) - творцу садово-паркового ансамбля Версаля - принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Ось Лувр - Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта - аллеи Елисейских полей. Во второй половине XVIII века была создана площадь Согласия, объединившая Тюильри с проспектом Елисейских полей, а в первой половине XIX в. монументальная арка Звезды, поставленная в конце Елисейских полей в центре круглой площади, завершила формирование ансамбля, протяженность которого около 3 км. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся круглая площадь Побед (Place des Victoires), прямоугольная Вандомская площадь (Place Vendome), комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Французский классицизм второй половины XVII в. воспринял градостроительные достижения ренессанса и особенно барокко, развив и применив их в более грандиозных масштабах.

Заключение

В благоустройство и украшение Версаля свой вклад внесла каждая эпоха. После Людовика XIV воспоминания о себе оставил почти каждый монарх. Во дворце, помимо личных апартаментов королей и королев, в XVIII веке появились салоны сменявшихся одна за другой королевских фавориток, тут жили наследники и наследницы престола. Но образ Версаля всё же прочно связан с именем Людовика XIV. При нём строительные работы велись здесь почти 40 лет, хотя их прерывали частые войны и безденежье. В течение всего этого времени король и его двор жили среди строительных лесов, шума и пыли, поскольку дворец бесконечно увеличивали, удлиняли, дополняли различными пристройками, постоянно шли оформительские работы в различных апартаментах. В целом в течение четырёх десятилетий тяжёлого изнурительного труда в Версале были использованы силы 38 000 рабочих. Они жили на территории строительства, в специально построенных деревянных бараках. Но король по-своему и заботился о тех, кто возвеличивал его славу. Был построен госпиталь, где больных рабочих лечили бесплатно. За увечье, полученное на стройке, король выдавал рабочим пособие, равно как и вдовам погибших.

Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а вернее, даже целая система каналов, которую назвали «маленькой Венецией». Парки создавались не только как места отдыха и увеселений, но и как декорация для множества скульптур. Прямо напротив Зеркальной галереи расположены два водоёма со скульптурами, символизирующими реки Франции – Луару и Луаре, Сону и Рону, Марну и Сену, Гаронну и Дордань.

Среди скульптур Версаля есть несколько великолепных анималистических групп, многочисленные мифологические фигуры (например, Аполлон и Бахус, Меркурий и Силен). Скульптор Тюби изготовил величественную работу свинцового литья: шестёрка лошадей, которой правит Аполлон на своей солнечной колеснице, стремительно вылетает из вод бассейна.

Но во сколько обошёлся Версаль Людовику и государству? Этот вопрос никогда не снимался. В Национальных архивах Франции сохранилось много счетов, которые дают частичный ответ на этот мучительный, но в то же время любопытный вопрос. В те времена Версаль в целом обошёлся в 80 000 ливров, но современный денежный эквивалент этому установить просто невозможно.

Однако Франция ничего не потеряла, наоборот, - приобрела. Версаль – это её богатство, которое со временем всё возрастает. Этим сокровищем Франция гордится, оно составляет её славу. В 1830 году версальский ансамбль был превращён в Национальный музей Франции, а наш век причислил его к феноменам мировой художественной культуры.