Смекни!
smekni.com

Средневековье как специфическая культурная эпоха (стр. 4 из 4)

Всей Европой живым отголоском средневековья остаются рыцарские замки, от одних сохранились только живописные руины, но немало выстояло и осталось почти нетронутыми. Сначала замок был деревянной башней (донжон), разделенной на несколько этажей-ярусов, окруженной земляным валом, забором и рвом. Выбирали неприступного, царившего бы над ландшафтом - гору, на краю обрыва, остров. Когда перешли к каменного строительства, замки постепенно превратились в сложные оборонительные комплексы. Главный принцип их устройства - в создании ряда препятствий для нападающих. Через ров, часто заполнен водой, в замок можно было попасть только через разводной мост. Главным укреплением были несколько рядов зубчатых стен с башнями. Обязательно внутри замка был колодец или создавался большой запас воды на случай осады. На отдельном дворе строили дом для владельца, церковь, хозяйственные помещения.

В XII-XV вв. рост городов, комплекс новых явлений духовной жизни, бытового уклада, технический прогресс привели в художественной сфере к возникновению нового стиля - готики. Готический стиль формируется, как и романский, в архитектуре. Термин «готика» ввели в эпоху Возрождения, выражая свое отношение к варварской, как тогда прочитали, архитектуры средних веков (готы - название одного из варварских племен).

Самые яркие готические памятники - городские здания: ратуши и, главное, соборы. В ратуше концентрировалась деловая, практическая часть управления городом. Средоточием же всей общественной жизни, безусловно, был собор. Помимо основного назначения - проведение богослужения - здесь читались лекции, проходили мистерии - театрализованные представления на библейские сюжеты, заключались особо важные договоры. Соборы строились по заказу городских коммун, которые, как правило, не жалели на их возведение денег, поскольку собор был своего рода символ, по нему судили, город. Собор время бывал так велик, что его не могло заполнить и все население города. Готический собор Парижской Богоматери царит даже над современной столицей Франции, превосходя величием все построенное позже. Строительство могло длиться десятилетиями, а то и столетиями. Самый знаменитый долгострой - Кельнский собор, который заложили в XII в., А заканчивали по старинным чертежам уже в XIX в.

Главная зрительная особенность готической архитектуры - устремленность здания вверх. Готические соборы оставляют ощущение легкости, легкости при своей головокружительной высоте. Как достигается подобный эффект? Основной технический прием готики - стрельчатые своды. В романских зданиях каменный свод крыши было полукруглым и опиралось на стены. Чтобы выдержать нагрузки, стены должны были быть массивными. В готическом проекте конструируется своего рода сложный каркас с опорой прямо на фундамент. Таким образом, стены лишаются несущего нагрузки, отсюда - возможность сделать их легкими, насытить самыми различными украшениями. В готических соборах множество окон со сложными рамами, огромные витражи, галереи, переходы, башни, скульптуры. По внешнему виду совершенно невозможно догадаться, какой внутреннее устройство здания. Каждый из фасадов непохожий на другие. Например, по фотографиям Собора Парижской Богоматери, сделанных с разных сторон, можно и не догадаться, что эта одна и та же здание.

Каждый из соборов посвящался какой-либо основной теме: Парижский - Богоматери, Шартрский - истории французского королевского рода. Украшения соборов - рельефы, скульптуры, фрески, витражи - подлинная энциклопедия средневекового мировоззрения и средневековой жизни. Например, Шартрский собор украшают 9 тысяч скульптур. Причудливо переплетаются здесь библейские сюжеты, античные образы, бытовые сцены, языческие мотивы, фантастические фигуры. Можно встретить своеобразные карикатуры в камне (один из рельефов собора в Парме изображает осла в одежды монаха, читающего проповедь волкам. Бывали самые неожиданные решения. На башнях собора в городе Лане стоят большие статуи быков - так горожане увековечили труд животных по перевозке камней на строительстве. Виктор Гюго писал: «Книга архитектуры не принадлежала более духовенству, религии, Рима, но - воображении, поэзии, народа ... В эту эпоху существует для мысли, выраженной в камне, привилегия, совсем подобный нашей свободе печати: это свобода архитектуры». [5]

Заключение

В заключении, хочу сказать, что эпоха средневековья очень специфична и разнообразна. Она подарила нам множество культурных открытий, была богата литературой и искусством. Взгляд на Средневековье как на эпоху доминирования духовенства и аристократии в немалой мере опирался на то обстоятельство, что основной массив письменных текстов, которые служат источниками для медиевистов, вышел из среды церковной и отчасти светской элиты. Основная же масса населения Европы, состоявшая по большей части из людей неграмотных - это существа "без архивов" и "без истории". Они лишь эпизодически и поверхностно упоминаются в хрониках и других документах, и историки Нового времени обращали на них едва ли больше внимания, нежели средневековые авторы. Во всяком случае, их, как казалось вплоть до второй половины XX столетия, вполне можно было игнорировать при анализе средневековой культуры. Последняя опиралась на религиозное сознание и была всецело им пронизана. Носителями религиозной культуры были прежде всего выдающиеся церковные мыслители, теологи, монахи и мистики. Именно в их творениях запечатлено миросозерцание Средневековья - эпохи веры и безраздельного господства религиозного авторитета. Согласно этой точке зрения, богослов или философ того времени был способен с наибольшими глубиной и полнотой выразить содержание умонастроений верующих. Разногласия и споры в среде средневековых мыслителей отражали, собственно, разные грани все того же господствующего миросозерцания. Лица, позволявшие себе высказывания противоположного толка и тем самым отходившие от ортодоксии, объявлялись еретиками и подвергались жесточайшим преследованиям.

Список использованной литературы

1.Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995.

2.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Л., 1972.

3. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

4. Петрушевский Д.М., Очерки из истории английского государства и общества в Средние века, Москва, 1937

5. Седова М.В. Культура и искусство средневекового города., М. 1984

6. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.