Смекни!
smekni.com

Быт древних римлян (стр. 3 из 6)

Женщины также носили тунику: это была плотно облегавшая тело и доходившая до колен рубашка без рукавов и без пояса. На высоте груди помещалась полоса тонкой и мягкой кожи, которая, как наш корсет, поддерживала грудь. На тунику набрасывалась stola, которую можно сравнить с длинным хитоном греческих женщин. Выходя из дому, надевали palla — плащ вроде гиматиона. Раньше, когда еще не знали palla, ее заменял ricimum — четырехугольный плащ, более короткий и с меньшим числом складок.

Римляне выходили обыкновенно с открытой головой или же довольствовались тем, что приподнимали тогу на голову. Тем не менее у них существовали шапки (pileus и petasus), которые употреблялись не только простонародьем, проводившим большую часть времени на работах под открытым небом, но и людьми из высшего общества. Вместо pileus употреблялся также капюшон (cucullus), который прикреплялся к paenula или же прямо набрасывался на плечи.

Женщины не носили шляп; чтобы прикрыть голову, они подымали свою palla, как это делали мужчины с тогой. Самым лучшим прикрытием им служило покрывало, укрепленное на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика; она обыкновенно доходила лишь до половины головы и оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Наконец, римлянки употребляли также и головные сетки (reticulum).

Calceus называлась обувь довольно высокая и закрытая, вроде наших башмаков или ботинок. Вместе с тогой она составляла национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Показаться в обществе иначе обутым считалось таким же неприличным, как например, у нас выйти на улицу в домашних тапочках. Calceus надевали также и женщины, выходя из дому, так как это была обувь общая для обоих полов.

Solea и crepida представляют собой сандалии, т. е. подошвы из толстой кожи, иногда с небольшим возвышением сзади для защиты пятки. Они отличались между собой, по-видимому, тем, что ремни solea покрывали лишь ступню, а ремни crepida поднимались выше лодыжки.

Pero грубая кожаная обувь, употреблявшаяся главным образом крестьянами.

Наконец, caliga представляла собой обувь воина. Она состояла из толстой подошвы, густо утыканной острыми гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми.

6. Распорядок дня

Жизнь римского населения была очень пестрой: бедняк, зачисленный в списки получающих хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент или сенатор жили очень по-разному. Однако, распорядок дня был почти одинаковым для всего городского населения: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения.

Древний Рим была на ногах с рассветом. Светильники давали больше копоти и чада, чем света, поэтому особенно дорожили дневным светом. Валяться в постели, когда "солнце стоит высоко", почиталось непристойным (Сенека). Утренний туалет и богатого, и бедного ремесленника был одинаково прост: обуть ноги в сандалии, вымыть лицо и руки, прополоскать рот и накинуть плащ, если холодно. У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовали стрижка и бритье.

Затем полагался первый завтрак, состоящий обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, из оливок и сыра. По старинному обычаю, все домочадцы, включая рабов, приходили поздороваться с хозяином. Затем по распорядку шли хозяйственные дела, проверка счетов и отчетов и отдача распоряжений по текущим делам. Потом начинался прием клиентов, при большом их количестве занимавший часа два. Клиентела развилась из древнего обычая ставить себя, человека мелкого и бессильного, под покровительство влиятельного лица. К I в.н.э., потребовал "хороший тон" общества: знатному человеку неудобно было показываться на улице или в общественном месте без окружающей его толпы клиентов.

За все услуги клиента патрон расплачивался скупо, хотя при этом всем сообщалось, как он в отношении клиента проявляет много заботы и внимания. Клиенты чаще всего никак не могли выбраться из горькой нужды. Клиентская служба давала, пусть скудные, но все же какие-то средства к жизни. В Риме для человека, не владевшего никаким ремеслом и не желавшего ему выучиться, единственным, пожалуй, способом просуществовать было положение клиента.

Еще в I в.до н.э патрон обедал вместе со своими клиентами; позднее он приглашал к столу только избранных трех-четырех человек¸ а прочим выплачивал весьма скромную сумму в 25 ассов. И эту жалкую сумму клиент получал не всегда, если патрон заболел или притворился больным, клиент уходил ни с чем.

Обед у патрона, о котором мечтал каждый клиент, часто превращался для него в источник унижения. Как правило, устраивали два очень разных обеда: один для себя и своих друзей, другой для клиентов. Патрон, по словам Марциала, ест лукринских устриц, шампиньоны, камбалу, зажаренную горлицу; клиенту подают съедобные ракушки, свиные грибы, маленького леща и сороку, издохшую в клетке.

Полдень был чертой, разграничивающей день на две части: время до него считалось "лучшей частью дня", которую посвящали занятиям, оставляя, если это возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагается второй завтрак. Он тоже скромен: у Сенеки он состоял из хлеба и сушеного инжира, император Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу служила свекла; сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал ломоть белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. Далее наступало время полуденного отдыха.

После полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. Бани открывались в Риме в половине третьего летом и половине второго зимой.

Бани были местом встреч и сборищ, веселых игр и спортивных радостей. Богачи превращали свои бани в настоящие дворцы. А императоры не только стремились к художественной отделке свих терм, облицовывая стены мрамором, покрывая мозаикой полы и ставя великолепные колонны: они собирали там произведения искусства. Сюда приходили не только смыть грязь. Здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков, теснившихся в грязных душных помещениях с видом на грязную стену противоположного дома. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и богатейший музей, и библиотеку.

Затем семья в полном составе (не считая маленьких детей, которые ели отдельно) собирались на обед, на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей. Обед был маленьким домашним праздником. Это было время дружеской непринужденной беседы, веселой шутки и серьезного разговора. Чтение за обедом в кругах римской интеллигенции было обычаем; для этого назначался специально раб-чтец. Иногда в богатых домах обед сопровождался музыкой – в этих домах были свои музыканты. Иногда обедающих развлекали танцовщицы, но в строгие дома их не допускали.

В течение дня пищу принимали обыкновенно три раза: утром около 9 часов был ientaculum – утренняя легкая закуска; около полудня prandium – завтрак и после 3 часов cena – обед.

Более роскошный обед, с приглашенными гостями, назывался convivium – пир; религиозный пир - epulum, epilae.

Стол

Столовая называлась triclinium, из чего видно, что за столом возлежали. Первоначально ели в атриуме, сидя у очага. Только отец имел право возлежать; мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особым столом, на который им подавались небольшие порции, притом не от всех блюд; рабы находились в той же комнате на деревянных скамейках или же ели вокруг очага; так делалось в особенности в деревне. Позднее стали устраивать особые залы для званых обедов, в которых мало-помалу приняли участие и жены с детьми. С тех пор они стали вмешиваться в разговоры мужчин, им даже было позволено есть лежа. В богатых домах бывало по несколько столовых для разных времен года. Зимний triclinium помещался обыкновенно в нижнем этаже; на лето столовая переносилась в верхний этаж, или же обеденное ложе ставилось под velum в беседке, под навесом из зелени, во дворе или в саду.

Скатерти появились только при поздней империи. Угощения ставили на стол в таком виде, чтобы их можно было положить на тарелку. Обедавший держал тарелку в левой руке; правой он брал наложенные куски, так как вилок не было. Жидкую пищу ели ложками. Салфетками служили небольшие куски мохнатой льняной ткани, которыми обтирали руки и рот, их клали на стол для гостей, но гости приносили такие салфетки и с собой. В обычае было уносить домой с обеда остатки угощения, которые заворачивали в свою салфетку.

Кухонная посуда была очень разнообразна, и многие из кухонных принадлежностей похожи на современные. Угощение подавалось на стол в глубоких закрытых блюдах или в мисках, отдельные блюда ставились на большой поднос. И столовая, и кухонная посуда была глиняной. Еще во II в. до н.э. из серебра за столом была лишь солонка, переходившая по наследству от отца к сыну. Уже к концу периода Республики от старинной простоты ничего не осталось. Некоторые даже кухонную посуду стали делать из серебра. Гости приходили со своими рабами, которые стояли или сидели сзади хозяина. Он оказывал хозяину разные услуги и нес за ним домой салфетку со всем, что хозяин забрал со стола.

Пища

В начале трапезы всегда возносились молитвы богам. Сразу после обеда, во время десерта или немного погодя — вечером, следовала попойка, во время которой пили, беседовали и развлекались. Эти попойки очень скоро приобрели характер грубых оргий. Редко кто из участников ее развлекался серьезной беседой. Обыкновенно на таком пиру очень скоро являлись певцы, певицы и всякого рода музыканты. Иногда хозяин читал свои стихи или просил прочесть стихи собственного сочинения кого-нибудь из гостей. Для увеселения собравшихся призывались комедианты, мимы, шуты, фокусники, танцовщицы и даже гладиаторы; играли также в кости.