Смекни!
smekni.com

Граффити как вид монументальной живописи (стр. 4 из 4)

Смысл граффити не столько в том, чтобы написать что-нибудь очень важное, передать информацию, сводку информбюро. Смысл этого занятия в том, чтобы писать запретные стены, творить там, где нельзя, и бороться за свободу рисовать где угодно. Неважно что: название crew, твою кличку, прыгающего скейтбордиста или сложную абстрактную картину.

Если не считать за street-art надпись "Наша цель – коммунизм" или "Обгоним и перегоним", то можно сказать, что в России первые серьезные граффити начали появляться в середине девяностых. Как и во всем мире, они стали делом рук радикально настроенных панков и хип-хоперов. Сегодня в Москве и многих крупных городах России существует множество "крю" занимающихся граффити-артом, наиболее известные из которых Da Boogie Crew, Bee Crew, Ice Crew, BFG Crew. Они представляют собой группировки людей, объединенных общей идеей и пристрастиями.

Причем, как правило, в crew существует своего рода разделение труда: одна часть группировки рисует граффити, другая – катается на скейте, третья – играет музыку.

Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских райтеров поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах райтерам, в свое время,отвели так называемые “законные стены и дворы”. Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и “зоны нетерпимости”, их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые “копы”, под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие райтеров поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих любленных “объектах” и поставщиках краски, также образцами собственных творений. В Филаделфии составлен список десяти “самых опасных” райтеров. В кампанию активно включились и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом, а значит, и граффити - там воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам самих райтеров, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко “tagbanger” .Придумали его сами райтеры, вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают райтеры, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек?

Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу. Итальянская молодежь, офанатевшая футболом, приняла новое "искусство" с радостью. Сейчас нередко на футбольных стадионах, вокзалах встретишь огромные картины с изображением быка в футбольной майке с надписью "Милан - грязные скоты!" Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине - это своеобразный обряд взросления для подростков: они выбирают себе прозвище, которое считается действительным лишь после того, как будет увековечено несколько раз на самых видных и опасных местах. В Берлине вообще дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных райтеров, украшающих скупой скандинавский пейзаж. В Японии, граффити отличается очень мрачными, фантастическими и порой жестокими сюжетами. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметной частью поп - культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника как "потерянного” подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и, стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один райтер из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит.

Исследование основных направлений деятельности райтеров. Позволяет сделать следующие выводы: Граффити представляют не только художественное, но и социальное, экономическое, идеологическое и политическое явления. Часто искусство граффити находится в оппозиции с обществом и муниципальными властями. В каждой стране работа райтеров приобретает свои национальные особенности. Искусство граффити выработало свой особенный образный язык, чье обаяние привлекает к нему все новых и новых поклонников.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Граффити - современный развивающийся вид монументального искусства. За прошедшие десятилетия оно распространилось по всему миру. Существуют множество техник, различных стилистических решений.

Ознакомившись с основными понятиями и формами граффити, изучив его истоки, я постаралась обозначить граффити как отдельный вид искусства. Исследовала особенности работы райтеров, изучила направления, течения и технику, проанализировала некоторые их произведения. Рассмотрела вопросы отношения социума (в частности властей) к этому новому и интересному виду искусства.

Стиль и техника граффити как особого вида монументального, городского «андеграундного» искусства постоянно развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое и свежее в это искусство. Но после того как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы «писателей» начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

Граффити, в принципе, невозможно контролировать или искоренить путем наложения на него запретов. Поэтому как форма искусства и средство выражения взглядов оно гибко, всеохватывающе и свободно от цензуры. Это своего рода анонимный визуальный диалог писателя с другими членами общества. Авторы граффити, как правило, скрываются за псевдонимами, прозвищами, кодами и символами.

Более настойчивые в своих желаниях проявить себя добиваются привлекательности своих tag'ов. Их стараниями мы обязаны тому, что в нынешней молодежной культуре граффити занимает далеко не последнее место. Их творения используются в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов. Широко известные в узких кругах роллеры предпочитают видеть свои рампы (специальные тумбы для совершенствования катания) раскрашенными в граффити. В Германии, Дании, Норвегии и ряде других стран существуют пункты райтеров, где они выполняют работу на заказ, начиная от расписывания автотранспорта и заканчивая оформлением частных увеселительных заведений. Впрочем, редко кому удаётся прожить только на это, поэтому все где-то работают, и уличная живопись остаётся для большинства хобби. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Против коммерциализации выступают и многие "старые" художники, считающие, что граффити, родившись как crimeart - противозаконное искусство - не имеет права вступать с законом в деловые отношения. Но многие новые команды, не считаясь с идеологией, целиком переходят на заказные работы. Тут уж каждый сам для себя должен решить - искусство это или нет, но я думаю можно согласиться с тем, что смотрится красиво!

Наиболее привлекательной формой является Throw-ups.исполняется в технике Bubble letters (буквы пузыри). Исполняется в два этапа: изначально делается контур - outline, после чего заполнение- fill-in.

Это наиболее быстрый способ нанесения граффити. Смотрится изящно, мягко и объемно!

В Беларуси граффити появилось не так давно, но уже довольно прочно завладело сердцами молодежи. Возможно, еще нет такого спроса у райтеров, как за рубежом, но, несомненно, то, что искусство развивается и привлекает все больше поклонников и собственно «писателей» граффити.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведева О.П. Искусство граффити. Ростов-на-Дону, 2005.

2. Граффити становится искусством и поднимает свои стандарты / http://www.corsar-art.nm.ru/site/write/graffiti.htm

3. Федорова Е.В.латинские надписи, Москва,1976

4. Брагинская Н.В. Надписи и изображения в греческой вазописи. /Культура и искусство античного мира. (Материалы научной конференции). ГМИИ им. А.Пушкина. М., 1980.

5. Медынцева А.А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора. М.,1978.

6. Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы. /Сборник статей к 70-летию профессора Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992. С. 452-486.

7. Шумов К.Э. студенческие граффити: на материалах студенческих аудиторий Пермского университета. Ладомир, 1996.

8. журнал «60 days»

9. Штерн Э.Р. «graffiti на античных южнорусских сосудах»,1997

10. Высотский С., киевские граффити 11-17 вв., киев,1985

11. «graffitiworld», Великобритания,2004

12. журнал «graffitimagazine»

13. журнал «F.AIM»

14. graffiti.calligraphy-mvk.ru

15. «subway Art» Г. Чэлфант