Смекни!
smekni.com

Особенности культуры Древнего Египта (стр. 2 из 3)

Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.

Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.

Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Невероятные размеры пирамиды, тяжелая статичность символизировали неизменность и вечность стоящих над смертными сил. Приближающегося человека она буквально подавляла, заставляя почувствовать свою незначительность. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов-людей», наделенных безграничной властью.

Древние греки признали пирамиды одним из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе величественный христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами по сравнению с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Пирамиды в Гизе составляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. В архитектурный ансамбль входит знаменитый Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленное из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной из версий, фараона Хафра (Хефрена).

Искусство. В искусстве Древнего царства большую роль играла скульптура. Египетские статуи создавались согласно канонам (греч. kanon – правило, норма) – строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперед ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди (или лежащими на коленях) руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством.

При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей египтяне использовали традиционный прием плоскостного изображения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз – анфас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Скульпторы таким образом показывали персонаж с разных сторон, совмещая наиболее выигрышные точки обзора. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.

Фараон и вельможи всегда изображались более крупными, чем их окружение. На рельефе гробницы Мередука (XVIII в. до н.э.) фигура жены вельможи едва достигает колен супруга. Живо и узнаваемо передан мир природы: разнообразные звери, птицы, рыбы, растения. Тщательно проработаны всевозможные предметы, созданные человеком: орудия труда, одежда, украшения, музыкальные инструменты.

Письменность. Важным элементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. hieros – священный и glyphe – резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Надписи этого времени представляют собой беспорядочное чередование фонетических символов с идеограммами, т.е. знаками, обозначающими понятия. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, зарезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.

Изобретенный и производившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетского экспорта.

Среднее царство

В последние века III тысячелетия до н.э. египетское государство, ослабленное войнами, внутриполитической борьбой и грандиозным строительством, распалось на отдельные области (номы). Новое объединение произошло в эпоху Среднего царства. Политический центр страны переместился в Фивы. В период Среднего царства интенсивно развивалась выплавка металла и египтяне широко использовали орудия из бронзы (сплава меди и олова).

Среднее царство считается классическим веком египетской культуры. Своего расцвета достигли египетская литература и наука, ярче проступили индивидуальные черты в скульптуре и изобразительном искусстве.

Религия. Усиление того или иного города Древнего Египта приводило к росту популярности его верховных богов. Наглядным примером может служить образ фиванского бога Амона, который долгое время играл второстепенную локализованную роль. Только в Среднем царстве, когда Фивы превратились в резиденцию фараонов, он получил статус общегосударственного бога и ему посвятили единый культ Амона-Ра.

Архитектура. В период Среднего царства возросла самостоятельность отдельных номов, что привело к расцвету местных художественных школ. Правители номов, пользовавшиеся известной автономией, начали строить свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Пирамиды стали гораздо скромнее, их возводили из кирпича с прокладкой из песка и щебня, что приводило к их быстрому разрушению.

По сравнению с Древним царством строилось больше храмов. Одним из самых значительных архитектурных сооружений Среднего царства стал заупокойный храм фараона Ментухотепа I. Он представлял собой сложный комплекс из скальных гробниц, храмовых дворов и залов с монументальными колоннадами на последовательно возвышавшихся террасах.

Фараон Аменемхет III воздвиг в Фаюмском оазисе огромное сооружение (площадью 72 тыс. кв. м) с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. До наших дней дошли только разрозненные обломки, а также предания древних греков, дивившихся строению не меньше, чем великим пирамидам, и давших ему название Лабиринт. Так же именовали дворец царя Миноса на Крите – другую масштабную постройку с крайне запутанной, беспорядочной планировкой.

Литература. Наряду с текстами религиозного характера древние египтяне создали оригинальную художественную литературу. Классическим периодом египетской литературы считается Среднее царство. Наиболее распространенными жанрами были повесть и сказка. Широкую известность получила «История Синухета», дошедшая до нас во многих списках. В отдельных произведениях ставились под сомнение традиционные взгляды на загробное существование. Таковы «Песнь арфиста» и «Беседа разочарованного со своей душой». Достаточно богатой была и поэтическая литература – гимны богам и фараонам, хвалебные песни.

Наука. Среднее царство вошло в историю как период развития научных знаний. Их средоточием стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

На период Среднего царства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетские математики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системой счета, дробями, знали арифметическую прогрессию.

Во многом благодаря развивавшемуся искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладали значительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию, занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У них появилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням и др. Вместе с тем практические руководства для врачей содержали научные знания вперемежку с магией.

Достижения египетской медицины, прежде всего хирургии, оказали заметное влияние на развитие медицинских знаний многих народов древности и средневековья.