Смекни!
smekni.com

Петергоф и его достопримечательности (стр. 2 из 4)

Нижний парк

Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлиненный треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берегаФинского заливана 2,5 километров, в то время как его протяженность с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трех взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.

Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и запад-восток), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеиНижнего паркаили выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятсяфонтаны «Адам» и «Ева», каскады«Шахматная гора»и «Золотая гора», дворецМонплезири павильон Эрмитаж.

Большой каскад

Большой каскад - одно из грандиознейших фонтанных сооружений в мире. Задуманный как своеобразное фонтанное обрамление парадного входа вБольшой дворец, он представляет собой выдающийся образец синтеза неподвижной скульптуры и стремительно льющейся воды.

Большой каскад по праву называется "Большим" - он включает в себя 64 фонтана, 255 скульптур и барельефов. Строительство Большого каскада началось в 1716 году по личным эскизам Петра I и разработанным на их основе чертежам И. Браунштейна. Позднее работами по устройству каскада руководили Ж. Леблон и Н. Микетти. По его проекту последнего был создан Малый грот, оформленный маскаронами - декоративными рельефами в виде масок. В 1723 году Большой каскад был полностью закончен, а фонтаны впервые введены в действие.

Огромное значение для сохранения Большого каскада имела его капитальная реставрация, которую в 1858-1860 годах провел Н. Бенуа. Он почти полностью разобрал каскад, а затем возвел его заново, усовершенствовав многие конструкции сооружения. Кроме того, Бенуа изменил рисунок фонтана "Корзинка", который находится перед Большим гротом, и струй, бьющих по сторонам водопадных ступеней.

В годы Великой Отечественной войны этому редкостному памятнику фонтанного зодчества был нанесен тяжелейший ущерб. Была нарушена гидротехническая система, уничтожена часть скульптурных украшений, а уцелевшие барельефы, маскароны и четыре статуи были вывезены оккупантами. В 1946-1947 годах благодаря самоотверженному труду реставраторов Большой каскад и его гидротехническая система были восстановлены.

Морской канал

От Большого каскада к Финскому заливу пролегла прямая лента Морского канала. Она прорезает весь парк с юга на север, соединяя Большой дворец с морем. Широкая светлая гладь воды окаймлена гранитными розовато-серыми стенками и нежно-зелеными газонами. С каждой стороны канала бьют белые упругие струи, образующие Аллею фонтанов. Двадцать два белоснежных бассейна отчетливо выделяются на зелени газонов. Струи воды, обрушиваются в бассейн и рассыпаются радугой брызг. Вода из бассейна устремляется по отводной трубе к маскарону – мужской маске, прикрепленной к пилону стенки канала, а из открытого рта маскарона падает вниз.

Парковая часть канала заканчивается шлюзом. От него широкий водный путь, ограниченный пологими откосами земляных дамб, ведет к пристани..

На уцелевших гранитных устоях некогда разрушенного разводного моста в конце морской части канала перекинут ажурный мостик. С него открывается величественная панорама Большого каскада и дворца. Так выглядят морские ворота в город фонтанов. Строить Большой канал и пристань начали одновременно с работами по закладке парков и дворцов

Петровская гавань служила не только для торжественных приемов судов с гостями, но и для хозяйственных целей: здесь приставали и разгружались большие и малые суда, привозившие в Петергоф различные припасы и строительные материалы. В дни иллюминаций в акваторию пристани входили также военные корабли, убранные разноцветными флагами и огнями. Такие суда эффектно дополняли праздничную панораму Петергофа.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Эти парные фонтаны расположены на Марлинской аллее, которая простирается вдоль морского берега на протяжении двух километров.

Фонтан «Адам» установлен в восточной части Нижнего парка, а «Ева» - в западной. Автором скульптур для этих фонтанов являлся известный венецианский мастерДж. Банацца,аоткрытие фонтана «Адам» состоялось в 1722 году, “Евы” – в 1726. В годы военной оккупации Петергофа, были разрушены две из четырех беседок. Эти старинные фонтаны посетителей поражают своим скульптурным оформлением, многоводностью и разнообразием рисунка струй. Единственным отличием "Адама" от "Евы" является лишь фигура, находящаяся в центре фонтана, весь остальной декор у них одинаковый.Скульптуры, выполненные из итальянского мрамора, находятся на высоких каменных постаментах в центре восьмигранных бассейнов диаметром 17 метров. Над каждой статуей образуется так называемый венок из16-ти струй воды. Около фонтанов "Адам" и "Ева" находятся четыре трельяжные беседки.

Шахматная гора

Каскад «Шахматная гора» — один изкаскадовДворцово-паркового ансамбля Петергоф. Другие названия:«Малый грот»,«Руинный каскад»,«Драконов каскад».

История

Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находитсягротокруженный тремя красочными фигурамидраконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырех уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Каскад «Шахматная гора»

История «Золотого каскада» началась в 1721 году. Проект, подобного и увиденного Петром I каскада в Марли, принадлежит Н. Микетти. Отсюда и появилось второе название каскада – «Марлинский». Оформление естественного склона проводилось помощью создания торжественной двадцатидвухступенчатой каскадной лестницы. В 30-е годы XVIII века архитектор М. Земцов дополнил каскад мраморными и золочеными статуями, а ступени облицевал золочеными листами меди. Поэтому каскад получил свое современное название – «Золотая гора». В годы Великой Отечественной воины каскад был сильно разрушен. «Золотая лестница»Сегодня «Золотой каскад» представляет собой четырнадцатиметровую широкую лестницу из 21 мраморной ступени. Верхняя часть каскада украшена скульптурной композицией из трех больших бронзовых вызолоченных маскарона в виде морских чудовищ, напоминающих морских медуз и мраморных статуй Тритона, Нептуна и Вакха. Вода, выливающая из ртов морских чудищ, устремляется к подножию каскада, в центре бассейна которого расположена скульптура богини весны Флоры. По обеим сторонам каскада находятся остальные античные копии 12 статуй, выполненные из каррарского мрамора в Италии. Фигура Андромеды работы венецианского мастера П. Баратта, можно увидеть у нижней ступени каскада.Партер каскада «Золотая гора» украшены ещё шестью фонтанами: двумя симметричными «Менажерными» и четырьмя фонтанами – колоколами «Тритонами».

Дворец Монплезир

С дворца "Монплезир", название которого по-французски означает "мое удовольствие", началось строительство дворцово-паркового ансамбляПетергофа. Дворец "Монплезир" был любимым детищем Петра I. Император лично выбрал место для застройки и набросал план здания. Строительство дворца "Монплезир" велось с 1714 по 1721 год под руководством архитекторов И. Браунштейна, Ж. Леблона и Н. Микетти.

Центральный корпус одноэтажного "Монплезира" был выполнен в голландской манере, с чем связано другое название дворца - "Голландский домик". Примечательной особенностью "Монплезира" является то, что тонкая кладка стен (в один кирпич - в центральном корпусе, в два с половиной кирпича - в галереях и люстгаузах) на деле отличается необычайной прочностью: она с успехом выдержала не только испытание временем, но и потрясения военных лет.

Среди интерьеров дворца особого внимания заслуживают Парадный зал и Китайский, или Лаковый, кабинет.

Дворец "Монплезир" и сегодня пленяет посетителей изысканной простотой и легкостью дворцовых фасадов, утонченностью интерьеров и геометрической красочностью Монплезирского сада.

Павильон Эрмитаж

Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в России. Его название, которое в переводе с французского означает «приют отшельника» или «место уединения», объясняет как назначение дворца, так и его конструктивные особенности.Изящный двухэтажный «Эрмитаж» предназначался для обедов в узком кругу приближенных или гостей. Уединенность павильона подчеркивалась рвом с действовавшим до конца XVIII века подъемным мостом. Служебные помещения – небольшая кухня и буфетная – располагались на первом этаже, чтобы слуги не подслушивали разговоры господ. На второй этаж можно было попасть только на подъемном кресле. По легенде, после того, как в этом кресле между этажами застрял Павел I, оно было заменено лестницей.Второй этаж занимает парадный зал, украшенный картинами западноевропейских мастеров. Именно в этом зале за особым столом проходили закрытые обеды императрицы и ее приближенных. Особенность стола на четырнадцать персон заключается в подъемном механизме, которым он снабжен. При помощи канатов и блоков опускалась и поднималась средняя часть стола и все тарелки.Смена кушаний и тарелок производилась по звону колокольчиков, шнурки от которых находились у каждого прибора. При помощи этого же механизма гости могли отправлять записки с заказами на тарелках на кухню в первом этаже.Главная «затея» Эрмитажа – единственный в России подъемный стол - восстановлен для осмотра в июле 2009 года.