Смекни!
smekni.com

Проблема исторической преемственности античности и Ренессанса (стр. 2 из 2)

Таким образом, изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, оказавшим огромное влияние на всю последующую европейскую культуру.

Античное наследие использовалось и венецианскими скульпторами, работавшими в других жанрах пластики. Большую часть работ Симоне Бьянко составляют бюсты его современников-гуманистов, выполненные в мраморе и бронзе. В них ярко проявилось влияние древнеримского портрета. Аналогичные тенденции наблюдаются в творчестве виднейших венецианских скульпторов начала XVIв. братьев Ломбарди, работавших в мраморе. Поразительным примером творчества Антонио Ломбарди может служить рельеф, изображающий рождение Минервы из головы Юпитера. Редкий античный сюжет, использование античных мотивов в архитектуре (триумфальная арка на заднем плане) и в пластике, весь образный строй рельефа обнаруживают близость к античности.

Один из корифеев Возрождения – Микеланджело Буонаротти – в юности тщательно изучал античную пластику. Его рельеф «Битва кентавров» по внутренней гармонии уже произведение высокого Возрождения. В Риме молодой художник написал одно из первых произведений, принесших ему славу – «Вакх». Буквально захваченный образами античности, Микеланджело изобразил античного бога вина обнаженным юношей, как бы чуть пошатывающимся, обратившим взор на чашу с вином. Отныне обнаженное тело становится для Микеланджело, по сути, единственным предметом искусства.

Живопись

В начале XV века становится общепринятым и распространенным копирование антиков. Устанавливается традиция копировать одни и те же наиболее известные памятники. Особое место среди ранних копий с античных памятников занимают рисунки Якопо Беллини. В отличие от всех других рисунки этого венецианского художника представляют собой самостоятельные законченные композиции. Мифологические сюжеты и подлинный смысл античных изображений остается для Якопо Беллини непонятными, но это не мешает ему чувствовать художественную выразительность античных образов. В его рисунках встречаются несколько странных, не поддающихся расшифровке сцен с античными персонажами (Вакхом, Пегасом, сатирами, кентаврами). Использование античных образцов для выражения идей и чувств чуждой им культуры создает ощущение напряженности и внутренней неорганичности рисунков.

Своим отношением к античности Якопо Беллини предвещает появление Андреа Мантеньи (1431-1506), крупнейшего художника падуанской школы, восхищавшегося «суровым величием древних». В основном, в падуанской школе сказалось влияние римской античности. Мантенья вводил в свои композиции изображения античных памятников. В капелле Оветари падуанской церкви Эремитани художник представил историю св. Иакова так, будто действие происходит в каком-то городе Римской империи.

Увлечение Мантеньи античностью, сказавшееся в девяти подготовительных картонах гризайлью, изображающих «Триумф Цезаря», а также в его позднем произведении «Парнас», сочеталось с тонким пониманием специфики и с творческим переосмыслением традиций северной готики.

Типичнейшим художником конца флорентийского кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (Алессандро Филиппепи). Отчасти его искусство было возвратом к старому, доренессансному художественному языку. Современник Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело, он не принадлежал к славной эпохе Высокого Возрождения в итальянском искусстве.

После 1475 г. следуют все самые значительные произведения Боттичелли: «Весна»(«Primavera») и «Рождение Венеры»; к этому же периоду относятся не имеющие точной даты картины «Паллада и Кентавр», «Марс и Венера». Возможно, в образ Венеры Боттичелли вкладывает сложный философский смысл - слияние черт языческой телесной и христианской духовной красоты. Обращение Боттичелли к образам народной фантазии не случайно. Поэты круга Медичи широко использовали в своем творчестве мотивы и формы итальянской народной поэзии, сочетая их с «изящной» античной поэзией, латинской и греческой. «Паллада и Кентавр» - аллегория насилия, укрощенного мудростью. Вместо Афины Паллады (Минервы), воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Горгоны Медузы, Боттичелли изобразил Минерву Пацифику, атрибуты которой – копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине - оливковые ветви и венок) – символизируют добродетель. Изображая Кентавра, художник пользуется конкретным античным прообразом - фигурой саркофага, хранящейся ныне в Ватиканском музее. Но картина отличается от античных памятников тем, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и Кентавра, а «психомахию».

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520). В его искусстве нашли зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира. Никто из мастеров Возрождения не воспринял так глубоко и естественно языческую сущность античности, как Рафаэль; недаром его считали художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.

В 1509 г. папа Юлий IIпригласил молодого Рафаэля для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце. Официальная программа росписи станцы делла Сеньятура (комнаты подписей, печатей) являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой. Четыре фрески-аллегории изображают основные сферы духовной деятельности человека: философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Во фреске «Афинская школа», олицетворяющей философию, Рафаэль представил Платона и Аристотеля в окружении философов и ученых различных периодов истории, знаменитых астрономов и математиков - Диоген, Сократ, Пифагор, Гераклит Эфесский. Образ Платона был навеян образом Леонардо, Гераклита - Микеланджело. Платон с Аристотелем, как и прочие античные мудрецы, должны были символизировать симпатии пап языческой античности. В росписи примыкавших к комнатам папы лоджий Ватикана Рафаэлю помогали ученики, работая по его эскизам и под его наблюдением. Рафаэль прибег к мотивам античных орнаментов, почерпнутых преимущественно из только что открытых античных гротов (отсюда название «гротески»). Глубокое постижение Рафаэлем сути античности особенно видно в живописи римской виллы Фарнезина, построенной по его проекту (фреска «Триумф Галатеи», сцены из сказки Апулея об Амуре и Психее).

Венеция дольше хранит и верность традициям Ренессанса. Два великих художника высокого венецианского Возрождения – Джорджоне и Тициан. Джорджоне первый на венецианской почве обратился к мифологическим сюжетам. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры».

Тициан воспевает античность в своем творчестве. В цикле картин на мифологические сюжеты художник сумел почувствовать и, главное, воплотить дух язычества: «Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна», «Венера и Адонис», «Пастух и нимфа», «Диана и Актеон», «Юпитер и Антиопа».

В эпоху Высокого Ренессанса художники изучали античное наследие, но то, что было воспринято ими в первую очередь, - дух античности. Если большинство мастеров кватроченто искало в древнем искусстве опору в реалистических стремлениях, то художники высокого Возрождения почуяли в античных произведениях возможность синтеза лучшего, что дает натура, и восприняли пример античности как призыв к созданию идеального духовно и физически образа.

XV век принес в итальянское искусство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе, понятых и осмысленных человеком новой эпохи. Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач; архитектура – тип светского палаццо; скульптура – образ человека, а не божества, как в античности; живопись разработала религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала ей светские черты.

Античное наследие обогатило искусство Ренессанса светски-рационалистическими принципами. Человек воспринимался как самое совершенное творение природы. Обнаженное тело стало одним из основных объектов изображения.

Возрождение взяло из античности идеи и принципы, созвучные настроениям новой эпохи, но творения художников Ренессанса были все же оригинальными, а не подражанием античным произведениям. Обращение к античным образцам – это лишь тенденция в культуре Возрождения, но она не определила облик культуры в целом.

античность искусство скульптура возрождение


Список использованной литературы

1. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

2. Боттичелли: Альбом. М., 1993.

3. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л. 1990.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. М., 1983.

5. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.