Смекни!
smekni.com

Современный русский реалистический пейзаж на примере творчества Л.Ф. Конончук (стр. 3 из 5)

В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге и В.Г. Перов (пр. 23). В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Они вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Один из знаменитых пейзажистов второй половины 19 века был Иван Иванович Шишкин. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустарников, трав. Брался ли он за изображение соснового бора, дубравы, елового леса или отдельных деревьев, они приобретали тот вид и те детали, которые свойственны данной территории, где художник их помещал. Изображал ли он дубы или березы, они принимали правдивые формы во всех подробностях. Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности (пр. 24).

Исаак Ильич Левитан также как и Шишкин выставлял свои работы вместе с Передвижниками. Его картины отличались отсутствием броских деталей, ему были ближе простые и непритязательные виды. Но с помощью выразительности цвета он умел мастерски передать все полутона и тени, что позволяло ему максимально полно использовать возможности живописи. Он был учеником Саврасова, человека, который так же сильно, как и Левитан любил природу. Природу во всех её проявлениях: от серых тоскливых сумерек и нависших бесформенной громадой туч (пр. 25) до ярких и солнечных дней и светло-голубого, чистого неба. Единственное чего он не принимал на своих полотнах, так это людей и животных. Поэтому многие критиковали его творения, а он думал о том, как передать затейливую игру света на листьях деревьев. Также я бы хотела отметить, что во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов. В художественной жизни России начала ХХ века значительную роль сыграл «Союз русских художников». В это объединение входили художники Константин Коровин, Абрам Архипов, Сергей Виноградов, Константин Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились приемниками пейзажной живописи второй половины XIX века.

Большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма вместе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна. Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж, типажные портреты, экспрессивные жанры – зачастую с национально-романтическим и историческим оттенком. В 1924 же он прекратил свое существование. Ряд его членов вошли в АХРР (Ассоциация художников революционной России), другие – совместно с некоторыми из бывших «передвижников» – организовали в 1927 «Объединение художников-реалистов».

Некоторые ученики художников-конструктивистов стали оспаривать кредо своих учителей. Они считали, что искусство не должно быть сосредоточено в сфере производства. Станковая картина (род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения, буквально — живопись, созданная на станке (мольберте)) не утратила актуальность, но необходимо вдохнуть в нее новую жизнь. Они создали общество ОСТ (Общество художников-станковистов). Художники этого объединения стремились в своих полотнах воплотить ритм строительства новой жизни, опираясь на эстетику языка конструктивизма и экспрессионизма (пр. 26).В отличие от мастеров ОСТа, художники общества АХРР полагали, что суть героической эпохи следует выражать в формах "героического реализма" и с документальной точностью. Они критиковали поиски авангарда. Мечты преобразовать мир, выраженные в проектах авангарда, разрушались в соприкосновении с реальностью, пространство которой все больше и больше завоевывали представители АХРР, создавшие прототип искусства социалистического реализма (пр. 27).

Однако даже в сталинскую эпоху были художники, не изменившие принципам свободного творчества. Их произведения, без фальши и патетики, рассказывавшие о своем драматическом времени, сохранили искреннюю авторскую интонацию, хотя эти работы не являются представителями четко выраженного реалистического пейзажа, они отображают ту реальность, которую видел автор (пр. 28).

Русское искусство второй половины ХХ века открывается периодом "оттепели" (конец 1950-х - начало 1960-х годов). Возрождение традиций импрессионизма стало первым шагом к расширению художественного диапазона и пересмотру самого понятия "картина" в советском искусстве. Импрессионистическое мировидение противостояло парадной советской картине, утверждало непосредственность наблюдения и выражения жизненных впечатлений.

Атмосфера тех лет определялась надеждой на обновление всех сфер жизни, что нашло отражение в самых разных видах советского искусства. С конца 1950-х годов доктрина социалистического реализма стала постепенно расшатываться. В среде Союза художников молодежь выступила с новой концепцией, имеющей название "суровый стиль". Они противопоставили правду жизни мифу о ней, сложившемуся в парадном искусстве сталинского времени. Одна из главных черт этого направления - открытая публицистичность, моральный пафос, который был искренним в то время, когда казалось, что многое можно изменить в жизни советского общества.

В пору "оттепели" возникает и московский андеграунд. Если в среде Союза художников боролись за обновление советского искусства, то мастера андеграунда встали в оппозицию по отношению к сложившимся нормативам и правилам. Эти художники отстаивают свободу творчества. Они пытаются восстановить в правах авангард и ориентируются на современное искусство Европы и Америки. В этом движении рождаются различные направления (пр. 29).

Лирическое начало становится преобладающей интонацией в следующих десятилетиях; человек и мир, "я" и мир, мое отношение к миру, "я" и мои друзья - основной круг тем в искусстве молодых художников. Их творчество сознательно ориентировано на интеллектуальное восприятие действительности. Художники нацелены на неоднозначную, сложную трактовку эмоционально-психологического состояния человека.Поколение молодых художников 1980-х годов отчасти продолжило эти поиски. Однако театральность и рациональный интеллектуализм семидесятников оказались чужды новому поколению. Для их творчества характерно стремление к лиризму, открытому высказыванию. Они свободно обращаются к традиции и ищут свой путь в искусстве. Несмотря на сложный и неровный путь, который проделало русское искусство ХХ века, оно оставило для истории немало известных имен и значительных произведений.

Нам удалось проследить историю пейзажной живописи от истоков до апогея его развития. И поэтому мы можем сказать о том, что пейзажная живопись неразделимо связана с формированием искусства в целом. Это означает, что существование жанра заметно обогатило нашу культуру и дало большое количество деятелей искусства, воспевающих красоту мира, который нас окружает. А также делает нашу душу чище, а помыслы возвышенными.

III Творческий путь Л.Ф. Конончук

Нет, не случайно попал я сюда!

Жесткие крылья стрекоз как слюда

Блещут на солнце и мерно трепещут,

Море спокойно, и медленно плещут

Волны на берег, шлифуя песок,-

Это мой Дальний Восток!

Н.Романенко

3.1 Биография

Наш приморский край необычен и прекрасен, он полон контрастов. Нет такого больше на всей Земле места, где тропические растения уживаются с обитателями тайги, где находятся самые редкие виды животных и растений.

Только в таком прекрасном месте как наш край, могут рождаться, жить и творить замечательные люди: художники, поэты, музыканты. Они приходят в наш мир, чтобы помочь нам научится видеть прекрасное повсюду.И может быть с их помощью, мы научимся жить не прошлым и не будущим, а настоящим. И будем ценить каждое мгновение нашей жизни.

Конончук Людмила Федоровна – выдающийся приморский художник, который воспевает в своих картинах консервативные традиции реалистического пейзажа, а так же является членом Союза Художников России и просто свободной, яркой и уверенной в себе женщиной. Творчество этой художницы включает в себя несколько различных жанров: графика, портрет, дружеский шарж, но ведущим направлением в её творчестве вот уже много лет остаётся пейзаж. Она, как и многие другие художники нашего времени объединяет в своём творчестве лучшие достижения своих предшественников, чтобы создавать на своих полотнах собственный, ни на кого не похожий мир, который отличается чёткостью линий и постоянством форм.Он даёт нам ощущения единства с природой, осознание себя частью её, что так необходимо в нашей эре высоких технологий и халатного отношения к экологии. Людмила Фёдоровна родилась в Приморском крае в небольшой деревне под названием Чёрная Речка, 13 января 1951 года, в семье небогатых сельских жителей. Она была первым, но не единственным ребёнком. Жизнь деревенских детей великой страны, поднимающейся из послевоенной разрухи, была очень сложной, лишенной многих детских радостей. Но именно эта жизнь приучила совсем ещё маленькую девочку к терпению и труду. Ведь впоследствии два этих качества помогут ей в жизни полной испытаний на прочность веры в собственные силы. Многие дети того времени считали школу долгожданным зимним отдыхом, следовавшим после невыносимых «трудов праведных», в которых дети проводили всё лето.