Смекни!
smekni.com

Японская этническая культура (стр. 2 из 2)

Созревание феодального общества и развитие городской торговли дали основания для роста богатой творческой культуры. Устанавливая свое владение, феодалы сооружали в его центре долговременные замки, располагая их на равнинной местности, что делало более удобным транспортное сообщение и строительство городов вокруг замков. Замок представлял собой настоящее военное сооружение, так как с началом применения огнестрельного оружия феодалы превращали замки в сложные, в военном отношении и значительные по масштабам сооружения. Замок – дворец можно считать выражением эстетических идеалов, верхушки новой феодальной знати. Главным сооружением всегда была башня – "тэнсю", которая воплощала силу и могущество владельца замка. Если неприятель проникал в башню, ее владельцу оставалось лишь одно – совершить ритуальное самоубийство – "сэппука", чтобы избежать позора поражения.

Первым в истории Японии замком, окруженным каменными стенами был – "Адзути", находящийся на берегу озера Бива. Но в том же 16 в. он был сожжен и уничтожен. Сохранились лишь мощные фундаменты. Влияние этого замка на архитектурную традицию Японии было столь огромно, что Адзути стал своего рода образцом для всех замков, строящихся в конце 16 и начале 17 вв. В настоящее время сохранилось всего 12 подлинных замковых башен этого периода.

Традиционные театральные жанры занимали большое место в системе средневековой культуры Японии. Они не только воплощали основные эстетические идеи времени, но оказывали значительное влияние на изобразительное и декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, воспринимая и осваивая их открытия. Вне соприкосновения с театром останутся непонятными многие явления общественной жизни и особенности японской художественной культуры в целом. Особое место в театральной культуре Японии занимают драматические школы Но, Кабуки и Дзерури.

Театр Но – символический. Каждый жест и движение это условный знак, передающий то или иное душевное состояние героя. Сценическое движение лишено какой-либо импровизации, оно складывается из 250 канонических поз – ката. Они могут быть чисто танцевальными или же символизировать эмоции. Важнейшую роль во всех действиях актера играет веер. С веером исполняются все танцы ситэ и всевозможные характеристики героя. Также не менее важную роль играют маски (в спектаклях применяются 4 основных вида маски: старцы и божества, воины, женщины, демоны) и костюмы, имеющие свои символические значения.

Развитие драматического искусства Японии определяли Кабуки (театр актера) и Дзерури (театр марионеток). Театр Кабуки возник в начале 17 в. в Киото и стал любимым развлечением горожан. Прототипом Кабуки служил тип танца, котором женщины появлялись в необычных костюмах. Возникнув в Киото в начале периода Эдо, этот танец получил название Кабуки Одори и был достоин того, чтобы его заметили из-за своего свободного стиля, новизны и свободы нрава. Эти ранние танцы и пародии развивались в пьесы с определенной драматической структурой. В конечном итоге женщины были отстранены от сцены из-за угрозы гражданского беспорядка, чинимой мужчинами, которые вели соперничество в свою пользу, и мужчины более старшего возраста развились в серьезных актеров того, что оказалось известным как Кабуки. Доминирующее положение заняли пьесы, относящиеся к истории, легендам и современной жизни, и темы гуманности, верности и любви. К середине периода Эдо появился ряд хороших драматургов, чьими усилиями Кабуки превратилась в традиционную драму Японии. Приоритет в Кабуки актерского мастерства над всем остальным привел к тому, что огромная важность придавалась преемственности фамильного имени и актерской традиции. Все театральные жанры – яркое самобытное явление художественной культуры Японии. На протяжении всего средневекового периода театр был важной частью духовной жизни японского народа, выражая этические и эстетические идеалы времени.

Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ – небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. На первых порах эти произведения очаровывают только виртуозностью исполнения. В скульптуре высотой в три-четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. С художественной точки зрения нэцкэ – это искусство, которое на базе всего предшествующего развития японской культуры выработало своеобразный пластический язык. С точки зрения истории культуры сюжеты нэцкэ выступают как неисчерпаемый источник для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений – словом, жизни Японии ХVII-XIX веков. Являясь по своему назначению утилитарными, бытовыми предметами, нэцкэ со временем превратились в подлинное искусство.

Кто из нас не видел загадочных коротких стихов, которые похожи на картину-иероглиф? Несколько взмахов кистью – и перед вами законченная мысль, образ, философия.

Хокку, танка, хайку. Что это такое, как и когда появились такие стихи и чем они отличаются?

Появились они в средние века. Никто не знает, когда все началось, то точно известно, что все эти формы японского стихосложения родились из народных песен и… слоговой азбуки.

Японская поэзия основана на чередовании определенного количества слогов. Рифмы нет, но большое внимание уделяется звуковой и ритмической организации стихотворения. Хокку, или хайку (начальные стихи), – жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Генетически этот жанр связан с танка.

Танка (короткая песня) – древнейший жанр японской поэзии (первые записи – 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую – сложной ассоциативностью, словесной игрой.

С течением времени танка (пятистишие) стала четко делиться на две строфы: трехстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй – последующую. В двенадцатом веке появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трехстиший и двустиший. Эта форма получила название "рэнга" ("нанизанные строфы"); первое трехстишие называлось "начальной строфой", по-японски "хокку".

Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причем с обязательным указанием на время года. Начальная строфа (хокку) часто бывала лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трехстишие прочно утвердилось в японской поэзии во второй половине семнадцатого века. Хокку обладает устойчивым метром.

Наша жизнь – росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же...


Сакура – известный символ Японии и японской культуры – с давних пор почитаемое японцами растение. Ханами – японская национальная традиция любования цветам, самая известная из которых – цветение сакуры.

Существует множество культур сакуры, в частности – Сомэй Ёсино Сакура (ソメイヨシノ), впервые культивированная в Эпоху Эдо и широко распространившаяся по всей Японии со времён Мэйдзи.

В старину главенствующее положение в культурном плане занимали Ямадзакура (山桜– «горная вишня»), Яэдзакура (八重桜– «вишня с удвоенными лепестками») и известнейшая сакура Ёсино – производная от Ямадзакуры. Со времён Мэйдзи изображение сакуры находится на головных уборах учащихся и военных, как показатель ранга. В настоящее время используется на гербах полиции и вооружённых сил Японии. Кроме того, сакура – традиционный символ женской молодости и красоты. В Японии находится в обиходе монета достоинством 100 иен с изображением сакуры.

27 марта, начиная с 4-го года Хэйсэй (1992) общественной организацией «Общество Японской Сакуры» введён Праздник Цветения Сакуры. Этот праздник проходит во всех районах Японии, время проведения зависит от времени цветения сакуры.

Японская культура очень многогранна….

Японская еда – это чуть ли не главная причина посетить Японию и самый капризный едок будет обрадован, узнав, что меню в этой стране не исчерпывается блюдами sushi, tempura и sukiyaki, которые являются наиболее известными в других странах. За исключением shokudo (столовые) и izakaya (эквивалент паба), большинство японских ресторанов специализируется в одном направлении кухни. В большинстве ресторанов, обедающие сами выбирают себе состав блюда, в основном это смесь мяса, даров моря и овощей, которые запекают в капусте. Также есть рестораны, специализирующиеся в грилях на древесном угле.

Культура распития спиртных напитков – это клей, который скрепляет японское общество. Спиртное здесь пьют все, почти каждый взрослый, будь-то мужчина или женщина и большинство подростков. Пиво – фаворит в этих краях, японцы пьют его везде, покупая в торговых автоматах даже на территории храмов. Саке (рисовое вино) употребляется теплым или холодным, но с теплой закуской. Похмелье после саке незабываемо, так что пейте в меру. Также Япония славится своим зеленым чаем, который содержит много витамина C и кофеина. Он очень освежает и заряжает бодростью, а как недавно стало известно – еще и предотвращает рак.

Япония – потрясающая страна. Здесь уникально все – города, язык, культура. Все, кто хоть раз побывал в Японии, утверждают, что ничего подобного они не видели ни в одной другой стране мира.

культурный япония самурайство чайный хокку

Слезинка звёзд на лепестке пиона,

Несмелый взгляд – смущенное молчанье...

Журчит ручей, сбегая вниз со склона...

Легка так акварель... очарованье...

И тонкая тропинка, нитью шёлка,

Ведёт все выше, с небом на свиданье...

На лотоса цветок присела пчелка,

Любуясь так жемчужным отражением...

Пусть камыша шумит густая челка...

Восход зари подарит вдохновенье,

Окрасив небо лаской снов ириса,

Рождая первый луч – судьбы мгновенье...

Да шум ветвей зелёных, кипариса,

С оглядкою на гибкий стан бамбука,

Вбирает солнечную радугу нарцисса...

Там древней мудрости рождается наука...

Полутонов тончайших смысл глубокий...

И сердца стук – загадка чувств и звука...

Такой безбрежный мир… такой далёкий...

В садах вселенной лепестками вишни...

Ты был там... подскажи... он одинокий?..