Смекни!
smekni.com

Русская культура XIX века 2 (стр. 2 из 3)

Значительную роль в духовном прогрессе общест­ва играла печать. После вступления на престол (1801) Александр I отменил запрет на ввоз в страну иностран­ных книг, разрешил частные типографии, свободный выезд за границу. В стране стали издаваться различные журналы. С 1802 года Н.М. Карамзин начал издавать журнал «Вестник Европы», позже появились «Мос­ковский Меркурий», «Другпросвещения», «Российская словесность», «Северный вестник» и др. В середине XIX века появляются частные газеты, оформляется сеть провинциальных газет. В стране создается мощная книгоиздательская и журнально-газетная инфра­структура — залог подъема письменной литературы.

В 1858 году правительство разрешило обсуждать в печати вопросы общественной жизни и связанной с ней правительственной деятельности. В рядах русской интеллигенции сразу же возросло число пишущих и читающих. В 1860 году количество периодических из­даний достигло 230 наименований. Одновременно росли тиражи и число наименований книг. Только в 1860 году вышло 2085 книг.

В 1890 году Россия становится третьей страной в мире (после Германии и Франции) по количеству из­даваемой литературы.

В 1814 году в Петербурге открывается первая в России публичная библиотека, ставшая националь­ным книгохранилищем, в 1862 году— крупнейшая библиотека при Румянцевском музее в Москве. Посто­янно растет число научных, специальных, ведомствен­ных, а также коммерческих библиотек. Появляются музеи различного профиля — исторические, естест­веннонаучные, мемориальные, художественные, крае­ведческие, промышленные, сельскохозяйственные. В 1856 году открывается художественная галерея П.М. и СМ. Третьяковых, которая приобрела общена­циональное значение.

Больших успехов добилась русская наука. Миро­вую известность приобрели такие ученые, как Н.М. Пи­рогов (основоположник военно-полевой хирургии), Н.И. Лобачевский (создатель неевклидовой геомет­рии), A.M. Бутлеров (создатель теории химического строения), И.М. Сеченов (основатель русской физио­логической школы, автор работы «Рефлексы головно­го мозга»), Д.И. Менделеев (открыл периодический закон химических элементов), К.А. Тимирязев (внес крупный вклад в учение о фотосинтезе), И.И. Мечни­ков (один из основоположников сравнительной пато­логии, эволюционной эмбриологии, иммунологии), К.Э. Циолковский (создал основополагающие труды по теории космонавтики и космических аппаратов) и многие другие. Разрабатываются фундаментальные вопросы общего языкознания (А.Х. Востоков, И.И. Сре­зневский, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, Ф.ф. Фор­тунатов и др).

В XIX веке наша страна вышла в число ведущих научных центров. Многие открытия российских ученых имели мировое значение. Российская Академия наук организовала ряд крупных научных экспедиций. В на­чале XIX века российские мореплаватели Ю.Ф. Лисян-ский и И.Ф. Крузенштерн совершили кругосветное пу­тешествие. В 1819—1821 годах Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпках «Восток» и «Мирный» прове­ли первую русскую антарктическую экспедицию. Она принесла русской науке бесспорный приоритет в от­крытии Антарктического материка и целого ряда ранее неизвестных островов. Во второй половине XIX веке получили развитие новые отрасли естествознания: поч­воведение, кристаллография, сейсмология, геохимия. В России впервые начали создаваться научно-техниче­ские общества. Одним из них было «Императорское Русское техническое общество» (1861). Большое значе­ние для становления отечественной культуры имел выход в свет « Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля, над которым он трудился около 50 лет.

Именно в XIX веке Россия внесла в мировую куль­туру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы, если не считать XX столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литератур­ных талантов мирового класса: Н.М. Языков, В.А. Жу­ковский, Н.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тют­чев, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Не­красов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Ост­ровский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, ДН. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.

В становлении реализма важное место занимает творчество И. А. Крылова (1769—1844) и А. С. Грибоедо­ва (1795—1829).

Величайшим достижением стало творчество А.С. Пушкина (1799—1837), который вошел в историю русской культуры как создатель литературного язы­ка, родоначальник новой русской литературы. Пуш­кинская широта в познании и изображении действи­тельности, философская глубина, историзм и острое чувство современности оказали могучее воздействие на писателей и художников разных поколений. Пуш­кин показал, что в первой половине XIX века в России не только создавалась мировая по своему значению литература, но и появился заметный слой читающей публики. В 30-х годах в России насчитывалось более 100 книжных лавок. По свидетельству Пушкина, дво­ряне конца XVIII века, как правило, не читали книг и в лучшем случае пролистывали какую-нибудь газе­ту, а в высшем свете и среди уездного дворянства первой половины XIX века чтение стало массовым явлением. Читательские интересы превращаются в важную характеристику личности1.

Творческим преемником А.С. Пушкина был М.Ю. Лермонтов (1814— 1841). В юности он был выгнан из Московского университета за вольномыслие, пере­ехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в которой проучился два года.

Его творчеству свойственна романтическая направ­ленность и глубокий психологический реализм. Верши­ной лермонтовского творчества считается его роман «Герой нашего времени». Многие его произведения по­служили основой для создания музыкальных, театраль­ных, кино (опера «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Утес» СВ. Рахманинова, романсы А. С. Даргомыжского и М.А. Ба­лакирева, песня, почитающаяся народной, — «Выхожу один я на дорогу»).

Эпоху Пушкина именуют «золотым веком» русской поэзии. С его смертью в литературе господствует про­за. «Золотой век» связывают с творчеством Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.Н. Островского, АП. Чехова. В первое десятилетие XX века в русской литературе вновь доминирует поэзия. Русская культура переживает так называемый «сереб­ряный век».

Социальным пафосом, обличением общественных язв проникнуто творчество Н.В. Гоголя (1809—1852). Литературную известность ему принес сборник «Вече-ранахуторе близ Диканьки» (1832), насыщенный укра­инским этнографическим и фольклорным материалом. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с кото­рой связано становление натуральной школы. Гротеск­ное начало «петербургских повестей» («Нос», «Порт­рет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (1836) — фантасмагории чиновничье-бюрократическо-го мира. В поэме «Мертвые души» (1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека.

Вторую четверть XIX века по праву называют «зо­лотым веком» русской художественной литературы. Господствующим направлением становится критиче­ский реализм. К гоголевской традиции близко примы­кало творчество А.Н. Островского (1823—1886). Его драматургические произведения заняли прочное место па русской и зарубежной сцене.

Творчество Ф.М. Достоевского (1821 —1881) стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная героями-идеологами, скитальцами, бунтарями, праведниками, носителями «высшей мысли». Стремление к изображению «всех глубин души» человеческой неотделимо у Достоевско­го от тезиса о «неисследуемости» человеческой при­роды. Всемирную известность получили романы «Бед­ные люди» (1846), «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» (1866), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871 —1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).

Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828 —1910) исследовал не только «текучесть» повседневного мира человека, моральные устои личности, но и глобальные социальные процессы, вовлекающие в свою орбиту целые страны и культуры. Таков всемирно известный роман-эпопея «Война и мир» (1869), воссоздающий жизнь различных слоев русского общества в Отечест­венную войну 1812 года. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих законо­мерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий «неправду» сословных отношений, про­ходят через все его творчество. В романе «Анна Каре­нина» (1877), посвященном, как и роман Флобера «Гос­пожа Бовари», трагедии женщины, попавшей во власть разрушительной страсти, автор рисует социальную анатомию светского общества и в нем видит причины нравственного разложения, толкающего людей на не­праведный путь. Критике общественного устройства — современных бюрократических институтов, государст­ва, церкви (в 1901 отлучен от православной Церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов» посвящены произведения Толсто­го: роман «Воскресение» (1899), повесть «Крейцерова соната» (1889), драмы «Живой труп» (1900) и «Власть тьмы» (1887).

Вместе с литературой развивался и русский те­атр. В начале века на русской сцене шли произведе­ния Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др. Важным событием в театральной жизни России было открытие в 1824 году Малого, в 1825 году — Большо­го, а в 1832 году— Александрийского театров. За­служенным вниманием у зрителей пользовались ак­теры П. С. Мочалов, Е.С. Семенова, А.С. Яковлев и др. Главная раслуга в развитии актерского мастерства принадлежит М.С. Щепкину (1788—1863). Выходец из крепостных, он всю жизнь отстаивал принципы де­мократизма в театре. М.С. Щепкин утверждал про­светительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабаты­вал принципы искусства перевоплощения. Расцвет его творчества связан с драматургией Н.В. Гоголя и А.С. Грибоедова. Величайшим достижением актера явилось исполнение ролей Городничего в «Ревизо­ре» и Фамусова в «Горе от ума».