Смекни!
smekni.com

Культура России в XIX - начале XX века (стр. 2 из 4)

ачиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность.

XIX в. по праву называют "золотым веком" российской словесности, эпохой, когда российская литература не только приобретает самобытность, но, в свою очередь, оказывает серьезное влияние и на мировую культуру.

В первые десятилетия XIX в. в литературе заметен отход от просветительской идеологии, преимущественное внимание к человеку и его внутреннему миру, чувству. Эти изменения были связаны с распространением эстетики романтизма, предполагавшей создание обобщенного идеального образа, противопоставленного действительности, утверждение сильной, свободной личности, пренебрегающей условностями общества. Зачастую идеал виделся в прошлом, что вызывало повышенный интерес к отечественной истории. Возникновение романтизма и в русской литературе связано с балладами и элегиями В.А. Жуковского; сочинения поэтов-декабристов, а также ранние произведения А.С. Пушкина привнесли в него идеалы борьбы за "угнетенную свободу человека", духовное освобождение личности. Романтическое движение заложило основы русского исторического романа (А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин), а также традиции художественного перевода. Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями западноевропейских и античных авторов. В.А. Жуковский был переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. Мы до сих пор читаем "Илиаду" в переводе Н.И. Гнедича.

В 1830-50егг. Развитие литературы было связано с постепенным движением от романтизма к реализму, соотнесение изображаемого в литературном произведении с "жизненной правдой". Этот переходный период был одним из периодов взлета российской словесности, ознаменовавшегося творчеством А.С. Пушкина – создателя норм современного русского литературного языка классических образцов всех литературных жанров: лирической и эпической поэзии, романа, повести и рассказа, а также М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Формировавшийся в русской литературе критический реализм отличался повышенным интересом к социальной проблематике, связанным с острыми конфликтами в русском обществе. Особенно это было характерно для авторов "натуральной школы" – И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, ранних произведений И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского. Одной из черт натуральной школы было внимание к судьбе "Маленького человека" (Гоголь, Достоевский, Некрасов), жизни крепостного крестьянина (очерки В.И. Даля, "Записки охотника" И.С. Тургенева), миру русского купечества (А.Н. Островский).

В пореформенную эпоху 1860-70-е гг. эти тенденции сохранялись, и в литературных произведениях той эпохи отразились идейные конфликты времени. На это время приходится расцвет русского классического романа. В это время создают свои лучшие произведения И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. В их сочинениях свойственное критическому реализму внимание к общественным конфликтам обогащалось, а подчас и отодвигалось на второй план глубоким психологизмом и философскими обобщениями, касавшимися судеб России и западной культуры, их взаимоотношений, поисками духовной опоры в христианстве (православии или собственном его толковании, как у Толстого). Являясь вершинами достижений русской литературы XIX в., эти сочинения оказали влияние и на развитие мировой культуры, став ее неотъемлемой частью.

Конец XIX в. стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра XIX в. и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей.

В первой половине XIX в. зарождается национальная музыкальная школа. В первые десятилетия XIX в. господствовали романтические тенденции, проявившиеся в творчестве А.Н. Верстовского, использовавшего в своем творчестве исторические сюжеты. Основателем русской музыкальной школы стал М.И. Глинка, создатель основных музыкальных жанров: оперы ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), симфоний, романса, активно использовавший в своем творчестве фольклорные мотивы. Новатором в области музыки выступил А.С. Даргомыжский, автор оперы-балета "Торжество Вакха" и создатель речитатива в опере. Его музыка была тесно связана с творчеством композиторов "Могучей кучки" – М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, стремившихся к воплощению в своих произведениях "жизни, где бы она ни сказалась", активно обращавшихся к историческим сюжетам и фольклорным мотивам. Их творчество утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Царская невеста" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе XIX в., к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа").

В первой половине XIX в. господствовал классический балет и французские балетмейстеры (А. Блаш, А. Титюс). Вторая половина столетия – время рождения классического русского балета. Его вершиной стали постановки балетов П.И. Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица") петербургском балетмейстером М.И. Петипа.

Влияние романтизма в живописи проявилось, прежде всего, в портрете. Произведения О.А. Кипренского и В.А. Тропинина, далекие от гражданского пафоса, утверждали естественность и свободу чувств человека. Представление романтиков о человеке как герое исторической драмы воплотилось в полотнах К.П. Брюллова ("Последний день Помпеи"), А.А. Иванова "Явление Христа народу"). Свойственное романтизму внимание к национальным, народным мотивам проявилось в образах крестьянской жизни, созданных А.Г. Венециановым и живописцами его школы. Переживает подъем и искусство пейзажа (С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, Иванов). К середине XIX в. на передний план выдвигается жанровая живопись. Полотна П.А. Федотова, обращенные к событиям в жизни крестьян, солдат, мелких чиновников, демонстрируют внимание к социальным проблемам, тесную связь живописи и литературы.

Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русской культуры, Это время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX в. Он наполнен религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. "Серебряный век" стал временем художественных открытий и новых направлений.

Начиная с 90-х гг. в литературе начинает складываться направление, названное символизмом (К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Соллогуб, А. Белый, А.А. Блок). Восставая против критического реализма, символисты выдвигали принцип интуитивного постижения духовной основы бытия, внимание к символам (через которые она раскрывается). Новыми принципами творчества символистов стали многоплановость, а следовательно, неясность и недосказанность образов, расплывчатость и неопределенной основной идеи произведения. С другой стороны, символизм обогатил выразительные средства поэтического языка, формировал представление об интуитивной природе искусства. На творчество символистов оказала большое воздействие философия Ницше и Шопенгауэра. Уже к 1909 г. символизм как направление практически распадается.

Возникшее в 1912 г. течение акмеизма (Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузмин), в противовес иррациональному символизму, требовало от искусства ясности и гармонии, утверждало самоценность явлений жизни и идеал "сильной личности" в ее ницшеанской трактовке.

Другим влиятельным течением в литературе и эстетике был футуризм (Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, А. Крученых). Футуристы провозгласили отказ от традиций, они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью.

Наряду с новыми течениями продолжал развиваться и традиционный реализм (А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин).

В начале 20в. заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В. Кандинский, К. Малевич, П. Филонов, М. Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К. Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей Шопенгауэра и А. Бергсона), что в основе мира лежит некое возбуждение, "беспокойство", управляющее состояниями природы и самим художником. Именно это "возбуждение" и должен был постигать художник в собственном внутреннем мире и передавать при помощи живописи (не придавая ему при этом никакого предметного выражения).