Смекни!
smekni.com

Культурологические идеи К.Г.Юнга (стр. 2 из 2)

В течение длительного времени К.Юнг изучал труднообъяснимые явления, происходящие с человеком, находящимся в трансе. В состоянии транса человек проявляет способности и демонстрирует знания, отсутствующие у него в обычном состоянии. На подобные факты указывал еще Э.Тайлор в «Первобытной культуре». К.Юнг описывал события, случившиеся с его дальней родственницей. В трансе она разговаривала на языке, которого не знала, и детальным образом изложила концепцию гностиков-валентиниан II в. Данные факты, принадлежащие реальности самых различных культур, можно объяснить, лишь прибегнув к концепции архетипов Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.

Аналитическая концепция культуры К.Юнга является оригинальной теорией культур, не во всем принятой сторонниками ортодоксальной науки. Во многом она служит поискам универсального смысла истории во взаимодействии культур. Важнейшим ее положением было раскрытие категории «коллективного бессознательного» как наследуемой структуры психического, развивавшейся в течение сотен тысяч лет. Коллективное бессознательное представляет собой «совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и действенным образом определяет индивидуальную жизнь». Когда-то это было названо «наиболее революционной идеей» в науках о культуре и человеке в XX в. Век заканчивается, но пока никаких выводов из идей К.Юнга и их разработки не было сделано.

2. Концепция архетипов К. Юнга

«Коллективное бессознательное» К.Юнга есть родовая память человечества, итог жизни рода; оно присуще всем людям, передается по наследству и есть основа индивидуальной психики и ее культурного своеобразия.

Коллективное бессознательное содержит символические формы, отзвуки, «осадки» психологического опыта поколений людей – архетипы (праобразы, первосмыслы).

«Архетип» — это пояснительное описание платоновского etdox. Это наименование является верным и полезным для наших целей, поскольку оно значит, что, говоря о содержаниях коллек­тивного бессознательного, мы имеем дело с древнейшими, лучше сказать, изначальными типами, т. е. испокон веку наличными все­общими образами[3].

Юнг сравнивает архетипы с осями кристаллической структуры, по которым растет кристалл, вполне доступный наблюдению. Архетипы – внутренне присущие всему роду людей символы, носители мифического прошлого, источник его воспроизведения в настоящем. Юнг предпринял попытку систематизации базисных архетипов, выделив архетипы – «Тень» (двойник сознания, темное в человеке), «Персона» («маска», социальная роль), «Самость» (бог внутри нас, сущностное начало человека), «Мудрец» – (проявление смысла, скрытого за хаосом жизни и ряд других). «Архетипы» – основа возникновения образов культуры, «канал» связи бессознательного и сознательного, прошлого и настоящего в психической жизни людей. Культура, по Юнгу, призвана не бороться с бессознательным, лежащим в ее основании, а вести «диалог» с ним, переводя психическую энергию коллективного бессознательного в формы духовного творчества[4].

Архетипы «коллективного бессознательного» познавательные модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали человек, и являются в определенной степени источником мифологии.

Они успели приобрести осознаваемые фор­мы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном в виде тайных учений, являющихся вообще типичным спо­собом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бес­сознательном.

Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но и здесь речь идет о специфических формах, пере­даваемых на протяжении долгого времени. Понятие «Архетип» опо­средованно относимо к representationscollectives, в которых оно обо­значает только ту часть психического содержания, которая еще не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или пе­реработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указы­вает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встреча­емся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более инди­видуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По суще­ству, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверх­ности которого оно возникает. (Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, напо­добие того, что в биологии называется patternofbehaviour.)

То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой[5].

Заключение

Культура у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западноевропейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве.

В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т.п. По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим пу­тем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что, по Юнгу, архетипы коллективного бес­сознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным об­разам или символам. Архетип — это не образ, а некое фундамен­тальное переживание, «тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен). Архетип — это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направ­ляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что во­обще психический смысл сам по себе лишен предметности; напри­мер, один из смыслов — жажда любви, которая не связана изна­чально с каким-то конкретным образом или человеком)[6].Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они, по сути, являются источником мифологии, искусства, религии, философии. Хотя впервые об архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип грехопадение. Библиографический список

1. Горбатов, А.В., Михайлов, Ю.И. Основные школы и концепции культурологии: Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2000. - 83 с. – ISBN 985-06-0944-3

2. Завершинский, К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2003. – 340 с. – ISBN 5-16-002181-73. Радугин, А.А. Культурология. Учебное пособие. – М.: Издательство «Центр», 2001. – 304 с. - ISBN 5-87107-094-9

4. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т.Пархоменко, А. А. Радугин . – М.: Центр, 2003. – 592 с. - ISBN 5-8199-0079-0

5. Хрестоматия по культурологии/ Под ред. И. Ф.Кефели, В. Т. Пуляева, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. — СПб.: ООО «Издательство Петрополис», Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000. – 512 с.: ил. ISBN 5-222-03827-0


[1] Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М., 2003.С. 125.

[2]Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. М., 2003. С. 76.

[3] Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин.. М., 2003.С. 127.

[4]Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. М., 2003. С. 77.

[5] Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т.Пархоменко, А. А. Радугин. М., 2003. С. 128.

[6]Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. М., 2001.С. 37.