Смекни!
smekni.com

Жизнь и искусство Сандро Боттичелли (стр. 5 из 7)

Усиление нравственного и религиозного настроения в последних произведениях Боттичелли очевидно. Оно ощутимо и в личной драме Боттичелли, который, подобно Савонароле, ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа. Но, с другой стороны, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, что проявилось уже тогда, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность "Мадонны Евхаристии".

Считающаяся последней в творчестве Боттичелли картина — “Распятие” из художественного собрания Фогга тоже исполнена тревоги за любимую художником Флоренцию. Мария Магдалина обнимает подножие креста. За фигурой ангела, избивающего льва, из земли вырывается пламя. Видны поднимающиеся из пламени дьявол и меч. На другом краю картины — освещенная солнцем Флоренция, над которой бог-отец в знак покровительства городу поднимает библию, в то время, как с неба падают щиты с изображением креста

Описание художественного произведения

Мистическое Рождество

(1500г, темпера на холсте, 108.5 x 75cм, Национальная галерея, Лондон, Англия)

Эта картина считается самой важной из последних работ Боттичелли. На первый взгляд , кажется что это простой эпизод "Поклонения пастухов". Две тайны окружают эту живопись. Во-первых — это единственная работа, подписанная и датированная автором. В верхней части картины сделана надпись по-гречески "Эта картина была написана мной, Алессандро, в конце смут после того времени, когда осуществилось предсказание Иоанна в 11 главе и второй скорби Апокалипсиса, когда сатана был отпущен на землю на три с половиной года. Затем он будет вновь заточен в цепи и мы увидим его поверженным, как представлено в этой картине". Вспоминая пророчества Савонаролы, Боттичелли усматривает в строках Апокалипсиса связь с потрясениями, выпавшими на долю родной Флоренции. С другой стороны — это самое странное Рождество, которое можно вообразить. Художник создал необычную по иконографии сцену. В центре - пещера, над которой возведена покатая соломенная крыша, под которой нашло приют святое семейство. Около традиционных яслей на земле лежит младенец, над ним склоняется молящаяся мадонна. Напротив нее, спиной к зрителю сидит святой Иосиф. Сцена в яслях, изображающая Мадонну с Младенцем и спящего Иосифа, показывает, как Боттичелли, пренебрегающий новооткрытыми правилами перспективы, добивается эффекта удаления и глубины другими способами. Он заставляет глаз зрителя путешествовать вдоль зигзагообразной дорожки, ведущей к пещере, перед которой стоят ясли. Деревья фона, видимые сквозь отверстие пещеры, создают ощущение большой дистанции и придают композиции глубину. Боттичелли не обращает внимания на относительные размеры фигур в картине; Мадонна гораздо больше ростом, чем Иосиф, и это подчёркивает её значение.

Вокруг этих главных действующих лиц, не смея приблизится к яслям, группируются остальные персонажи: справа - пастухи, слева - волхвы, и тех и других сопровождают ангелы. Здесь внешние проявления теряют силу - восточные цари не подносят, как обычно, дары, не блистают великолепием одежд. Им позволено издали взглянуть на новорожденного и выразить свое благоговение в сосредоточенных молитвах.

Картина была начата через несколько дней после известной обличительной проповеди Савонаролы в 1499г. и является её иллюстрацией. Савонарола призвал флорентийцев раскаяться в грехах и позволить ангелам спасти их. Круг из двенадцати ангелов соответствует двенадцати часам дня и в двенадцати месяцам года, ангелы, представляющие веру, надежду и милосердие в белых, красных и зеленых одеждах — это было названо Савонаролой. Хоровод ангелов в небе образует своеобразный нимб славы и торжества. В руках ангелы держат оливковые ветви и развевающиеся ленты с евангельскими текстами: "Слава в вышних богу и на земле мир, в человеках благоволение", а к оливковым ветвям, символизирующим мир, подвешены золотые короны. Радость звучит в торжественном пении ангелов, сказывается в легком и стремительном хороводе на небесах, в благоговейном поклонении волхвов и пастухов, в объятиях паломников и ангелов.Предполагают, что в фигурах паломников, которых обнимают ангелы, художник изобразил Савонаролу и еще двух сожженных на костре монахов.

В картине торжествует добро, злые силы теряют свою власть - поэтому маленькие черти на первом плане, корчась, исчезают в недрах земли за исключением одного дьявольского создания, ещё надеющегося совратить людей ко греху. Яркий цвет усиливает ощущение праздничной атмосферы. Мир, согласие, торжество добра – все, о чем грезили и чего не достигли флорентийцы, воплотилось в произведении Боттичелли как мечта, облаченная в неземную оболочку.

Заключение.

Уже с юношеских лет, если не с рождения, Сандро несет в себе высокое стремление к красоте, чувство глубокого сострадания. Стремление к красоте определило возвышенный характер его реализма; сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Вначале изящество, порыв, уверенность, мечты: "Юдифь", "Мадонна Евхаристии", два варианта "Поклонения волхвов", "Весна", "Св. Августин", фрески Сикстинской капеллы, "Алтарь св.Варнавы". Затем период безмятежной полноты чувств: "Марс и Венера", "Рождение Венеры", "Паллада и Кентавр", "Мадонна со св.Иоанном Крестителем и св.Иоанном Евангелистом". Однако за внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже далеко не так, как прежде. Рядом с угрожающей ему опасностью, направленной на достижение чисто внешнего совершенства, художник чувствует другую опасность, которая угрожает уже всему человечеству, - опасность погубить душу. И Боттичелли вновь переживает творческие муки, теперь уже как певец нравственной красоты: "Покинутая", "Благовещение", "Венчание Богоматери", "Аллегория клеветы". После смерти Савонаролы Боттичелли впадает в отчаяние. Пытаясь понять свои чувства, он переходит от умиления в "Рождестве" к душераздирающим мотивам "Распятия" и "Сцен из жизни св.Зиновия". Так завершается этот путь - от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка.

Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне чуткими к вопросам совести и морали. И эти его чувства еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности, против которых вскоре направит свои удары Реформация.

Боттичелли умер 17 мая 1510 года, одинокий, забытый, по словам Вазари. Возможно, одиночество было необходимо для духовной жизни художника и что в нем именно и заключалось его спасение.

Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстностью. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами.


Список использованной литературы

Вазари Джорджо «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», Москва, «Астрель, АСТ», 2001г.

Ионина Н.А. «100 великих картин»,

Москва, «Вече», 2000г.

Смирнова И. Альбом «Боттичелли»,

Москва, «Советский художник», 1967г.

Бенуа А.Н. «История живописи всех времен и народов», т.2,

Санкт-Петербург, Изд. Дом Нева, 2003г.

Дмитриева Н.А. «Краткая история искусств»,

Москва, «Искусство», 1996г.

Данилова И.Е. «Этюды о картинах»,

Москва, «Искусство», 1986г.


СПИСОК КАРТИН

Madonna and Child, Two Angels and the Young St. John the Baptist. c.1467. Tempera on panel. Galleria dell' Accademia, Florence, Italy.
Madonna della Loggia. c.1467. Tempera on panel. Galleria dell' Accademia, Florence, Italy.
Judith's Return to Bethulia. c.1469-1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Discovery of the Body of Holofernes. c.1469-1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Madonna in Glory. c.1469-1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Madonna of the Rosegarden. c.1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Madonna and Child and Two Angels. c.1470. Tempera on panel. Museo e Galleria Nazionale di Capodimonte, Naples, Italy.
Madonna of the Eucharist. c.1470. Tempera on panel. Isabella Stewart Gardner Museum, Boston, MA, USA.
Fortitude. c.1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Madonna and Child with Six Saints. c.1470. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Adoration of the Magi. c.1470-1474. Tempera on panel. National Gallery, London, UK.
St. Sebastian. 1474. Tempera on panel. Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin, Germany.
Adoration of the Magi. c.1475. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Portrait of a Young Man. c.1470-1473. Tempera on panel. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.
Portrait of a Man with the Medal of Cosmo the Elder. c.1474-1475. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Portrait of a Lady (Smeralda Brandini?). c.1470-1475. Tempera on panel. Victoria and Albert Museum, London, UK.
Portrait of a Woman. c.1475. Tempera on panel. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.
Portrait of Giuliano de' Medici. c.1476-1477. Tempera on panel. National Gallery of Art, Washington, DC, USA.
Madonna and Child with Eight Angels (Tondo Raczynski). c.1478. Tempera on panel. Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin, Germany.
Madonna del Libro. c.1480. Tempera on panel. Museo Poldi Pezzoli, Milan, Italy.
Madonna of the Magnificat. c.1480-1481. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
St. Augustine. 1480. Fresco. Ognissanti, Florence, Italy.
The Virgin Adoring the Child. c.1480-1490. Tempera on panel. The National Gallery of Art, Washington DC, USA.
Portrait of a Youth. 1480s. Tempera on panel. The National Gallery of Art, Washington DC, USA.
The Temptation of Christ. 1481-1482. Fresco. Sistine Chapel, Rome, Italy.
Scenes from the Life of Moses. 1481-1482. Fresco. Sistine Chapel, Rome, Italy.
The Punishment of Korah. 1481-1482. Fresco. Sistine Chapel, Rome, Italy.
Adoration of the Magi. 1481-1482. Tempera on panel. National Gallery of Art, Washington, DC, USA.
The Story of Nastagio degli Onesti.
The Encounter with the Damned in the Pine Forest. 1482-1483. Tempera on panel. Museo del Prado, Madrid, Spain.
The Infernal Hunt. 1482-1483. Tempera on panel. Museo del Prado, Madrid, Spain.
The Banquet in the Pine Forest. 1482-1483. Tempera on panel. Museo del Prado, Madrid, Spain.
The Wedding Banquet. 1482-1483. Tempera on panel. Private collection, Florence, Italy.
Primavera. c.1482. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Pallas/Camilla and the Centaur. c.1482-1483. Tempera on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Venus and Mars. 1483. Tempera on panel. National Gallery, London, UK.
Virgin and Child Enthroned between Saint John the Baptist and Saint John the Evangelist (Bardi altarpiece). 1484. Tempera on panel. Staatliche Museen Preubischer Kulturbesitz, Gemaldegalerie, Berlin, Germany.
Venus and the Three Graces Presenting Gifts to a Young Woman. c.1484-1486. Fresco, transferred to canvas. Louvre, Paris, France.
A Young Man Being Introduced to the Seven Liberal Arts. c.1484-1486. Fresco, transferred to canvas. Louvre, Paris, France.
Portrait of a Young Man. c.1485. Tempera on panel. National Gallery, London, UK.
The Birth of Venus. c.1485. Tempera on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Virgin and Child with Four Angels and Six Saints (San Barnabas altarpiece). c.1487. Tempera on canvas. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Madonna of the Pomegranate. c.1487. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Cestello Annunciation. 1489-1490. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Portrait of a Man (Michele Marullo Tarcaniota?). c.1489-1494. Tempera on panel, transferred to canvas. Coleccion Guardans-Cambo, Barcelona, Spain.
The Annunciation. Two panels. 1490s. Tempera on panel. The Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow, Russia.
Coronation of the Virgin with the Saints John the Evangelist, Augustine, Jerome and Eligius. (San Marco altarpiece). c. 1490-1492. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
St. Jerome. Early 1490s. Tempera and oil on canvas, transferred from panel. The Hermitage, St. Petersburg, Russia.
Lamentation over the Dead Christ with the Saints Jerome, Paul and Peter. c.1490. Tempera on panel. Alte Pinakothek, Munich, Germany.
Holy Trinity with Mary Magdalene, St. John the Baptist and Tobias and the Angel (Pala della Convertite). c.1491-1493. Courtauld Institute Galleries, London, UK.
St. Augustine in the Cell. c.1490-1494. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
Madonna del Padiglione. c.1493. Tempera on panel. Pinacoteca Ambrosiana, Milan, Italy.
Last Communion of St. Jerome. c.1495. Tempera on panel. Metropolitan Museum of Art, New York, USA.
Lamentation over the Dead Christ. c.1495. Tempera on panel. Museo Poldi Pezzoli, Milan, Italy.
Madonna and Child and the Young St. John the Baptist. c.1490-1495. Tempera on canvas. Palazzo Pitti, Galleria Palatina, Florence, Italy.
Portrait of Dante. c.1495. Tempera on canvas. Private collection, Geneva, Switzerland.
Calumny of Apelles. c.1494-1495. Tempera on panel. Galleria degli Uffizi, Florence, Italy.
The Story of Virginia. c.1496-1504. Tempera on panel. Accademia Carrara, Bergamo, Italy.
The Story of Lucretia. c.1496-1504. Tempera on panel. Isabella Stewart Gardner Museum, Boston, USA.
Mystic Nativity. 1500. Tempera on canvas. National Gallery, London, UK.
The Virgin and Child with the Infant St. John. After 1500. Tempera on panel. Dresden Gallery, Dresden, Germany.
Baptism of St. Zenobius and his Appointment as Bishop. c.1500-1505. Tempera on panel. National Gallery, London, UK.
Three Miracles of St. Zenobius. c.1500-1505. Tempera on panel. National Gallery, London, UK.
Three Miracles of St. Zenobius. c.1500-1505. Tempera on panel. Metropolitan Museum of Art, New York, USA.
Last Miracle and the Death of St. Zenobius. c.1500-1505. Tempera on panel. Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Gemaldegalerie Alte Meister, Dresden, Germany.
Portrait of a Man. Tempera on panel. Louvre, Paris, France.
The Virgin and Child with John the Baptist. Tempera on panel. Louvre, Paris, France.
St. Dominic. Tempera and oil on canvas, transferred from panel. The Hermitage, St. Petersburg, Russia.

Список ссылок на использованные материалы