Смекни!
smekni.com

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца (стр. 8 из 9)

2. Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из имеет свои особенности. Мы думаем, что во второй главе довольно тщательно и скурпулезно описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

3. Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Заключение.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются прежде всего в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

Однако нельзя оставить в стороне вопросы, связанные с жизнью народного хореографического искусства в условиях города. Начиная с середины XVIII начали складываться особые жанры городского танцевального фольклора. Они развивались по своим законам и проявлялись совершенно в иных формах, нежели жанры крестьянской хореографии. Причем резкие изменения жизненного уклада городского населения вследствие бурных темпов индивидуализации, появление таких новых, форм как кино, телевидение, привело к отмиранию привычных ранее способов культурного общения и взаимодействия жителей городов. К тому же в результате притока в русские города инонационального населения и благодаря смешанным по национальному признаку дракам возникли и новые культурные потребности у достаточной большой части горожан. Все это требует поисков особых охранительных мер для еще теплящихся, но быстро угасающих традиций народной хореографии.

Молодые люди, переехавшие из сел в города, внешне как будто стыдятся своего происхождения. В действительности же где-то в самых глубинах их души спрятана тяга ко всему укоренившемуся в их сознании в отчем доме, к истокам свей национальной культуры.

Появление множества самодеятельных ансамблей вызвано в первую очередь, как своего рода реакция на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народных плясок.

- 45 -

Требуются поиски таких новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И все это не единственный возможный путь, надо искать и другие.

Специального внимания заслуживает проблеме сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.

Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь. Мы считаем, что этими словами подтверждается поставленная гипотеза.

Список литературы.

1. Бархушин Ю.А. «История русского балета», - М.,-1977

2. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз,1958

3. Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 1987

4. Бочаров А., Лопунов А., Ширяев А. «Основы характерного танца», М.-Л., Искусство, 1939

5. Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964

6. Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976

7. Захаров Р. «Записки балетмейстера», М., Искусство, 1976

8. Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978

9. Карп П. «Младшая муза», М., Современник, 1997

10.Казьмин П. «100 русских народных песен», М., Музгиз, 1958

11.Карамзин Н.М. «История государства Российского», СПб.,1833

12.Князева О.Н. «Танцы Урала», Свердловск, 1962

13.Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981

14.Надеждина Н. «Русские танцы», М., 1951

15.Надеждина Н., Эльми «Большой балет»,М., Знание, 1964

16.Руднева А.В. «Курские танки и карагоды», М.,1975

17.«Русские кадрили», М., 1956

18.«Русские народные танцы», М., 1949

19.«Русские народные хороводы и танцы», М., 1948

20.«Русский балет»: Энциклопедия, М.,1997

21.Сахаров И. «сказания русского народа», СПб, 1841

22.Сергеев К. «Сборник статей», М., Искусство, 1978

23.Советский балет 1/87 «Славная страница», С.

24.Советский балет 4/88 «Не иссякает красота и мудрость народа», А. Климов

25.Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1848

26.Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1967

27.Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976

28.Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца», М., Молодая гвардия, 1959

29.Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996

30.Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889

31.Чижова А. «Танцует «Березка»», М., Искусство, 1967

32.Чудновский М. «Ансамбль И. Моисеева», 1972

33. Эльяш Н. «Образцы танца», М., Знание, 1970

34. Эльяш Н. «Русская терпсихора», М., «Советская Россия», 1965

Приложение

«Тверская кадриль»

Кадриль Тверской области отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверской кадрили. Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название: первая - «Проходка», вторая - «Коситься», третья - «Цепочка», четвертая - «Весенняя» и пятая - «Прощальная».

При смене фигур меняется и музыка. Танцуют этот танец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.

Костюмы исполнителей

У девушек разноцветные сарафаны, низ которых отделан двумя- тремя рядами лент. Кофты с широкими вышитыми рукавами. Цветные фартуки завязаны на талии. В косах ленты, на головах - яркие платки.

Юноши в цветных рубашках- косоворотках с вышивкой на груди. Черные брюки заправлены в сапоги.

Описание танца

Перед началом танца 4 пары выходят друг за другом на сцену и становятся квадратом лицом к центру: первая пара - в левый передний угол, вторая пара - в правый передний угол, третья - в правый задний угол и четвертая - в левый задний угол, против второй пары.

Первая фигура - «Проходка»

Фигура эта называется так потому, что она похожа на «проходку» (прогулку); ходят, приплясывая, девушки и юноши, как бы прогуливаясь; меняются местами, знакомятся друг с другом и снова возвращаются к своим парам. Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Девушки не сидеть пришли№. Музыкальный размер - 4/4.

Первая часть мелодии (4 такта).

1-2 такты - приветливо улыбаясь друг другу, юноши идут в правую сторону, девушки впереди юношей - в левую, меняясь местами, руки раскрыты в стороны (движение 1 - «гармошка»).

3-4 такты - танцующие возвращаются на свои места.

Вторая часть мелодии (4 такта).

1-2 такты- юноши первой и третьей пары правой рукой левую руку своей девушки и идут, начиная с правой ноги, к центру сцены, навстречу друг другу (7 простых шагов). Свободная рука отведена в сторону.

На последнюю четверть 2 такта танцующие ударяют левой ногой об пол.

Вторая и четвертая пары приплясывают на месте. Поводя плечами то вправо, то влево, одновременно раскрывают обе руки в стороны или попеременно то правую, то левую руку.

3-4 такты - Встретившись в центре сцены, первая и третья пар отходят назад на свои места (8 шагов). Одновременно вторая и четвертая пары идут к центру простыми шагами. На последнюю четверть 4 такта ударяют левой ногой об пол.

Первая часть мелодии.

1-2 такты - вторая и четвертая пары возвращаются на свои места. В то же время девушки первой и третьей пары проходят через центр, меняясь местами.

3-4 такты - девушки первой и третьей пары делают полуповорот в право и возвращаются на свои места. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

Вторая часть мелодии.

1-2 такты - за девушками юноши первой и третьей пары также меняются местами: юноша первой пары приходит на место юноши третьей, пары и наоборот.

3-4 такты- юноши первой и третьей пары делают полуповорот вправо и возвращаются на свои места, проходя один мимо другого с правой стороны. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

Первая часть мелодии.

1-4 такты - юноши первой третьей пары снова направляются к центру, обходят друг друга и, возвращаясь к девушкам своих пар, кружатся с ними вправо. Танцующие становятся друг к другу лицом, почти соприкасаясь правыми локтями. Делают шаг правой ногой вперед, шаг левой ногой вперед; шаг правой ногой вправо, шаг левой ногой назад.

Вторая часть мелодии.

Во время танца 2 и 4 пары 1 и 3, раскрыв руки в стороны, расходятся «гармошкой» то вправо, то влево.

1-2 такт - девушки 2 и 4 пары идут на встречу друг другу, меняясь местами.