Смекни!
smekni.com

Русская культура XVI века (стр. 11 из 18)

│ │ │ │

│ │ │ б)сведе- │ Сведения о строении недр земли, как

│ │ │ ния о ст-│ вместилище полезных ископаемых, накап-

│ │ │ роении │ ливались с развитием промысловой добы-

│ │ │ Земли │ чи соли, железных и медных руд, строи-

│ │ │ │ тельные камни, глины, слюды. По опре-

│ │ │ │ деленным признакам умельцы определяли

│ │ │ │ о скоплении железных и серебряных руд.

│ │ │ │

│ │ 5.Биоло- │ а)работы │ На Русь постепенно проникают сведе-

│ │ гические │ о соста- │ ния об эмбриологии, анатомии и психо-

│ │ знания │ ве чело- │ логии. В вопросе о происхождении чело-

│ │ │ веческо- │ века отправным пунктом оставалось

│ │ │ го тела │ представление о сотворении его богом

│ │ │ │ по своему подобию. Вопросу о составе

│ │ │ │ человеческого тела были посвящены бо-

│ │ │ │ лее ранние работы, распрстраненные в

│ │ │ │ XVIв. В "Вопросах и ответах Афанасия

│ │ │ │ князю Антиоху" указывалось, что чело-

│ │ │ │ век "составлен от четырех стихий".

│ │ │ │ Более подобные сведения читатель

│ │ │ │ мог найти в "Творениях" Дамаскина,

│ │ │ │ рассмотревшего вопрос о пяти чувст-

│ │ │ │ вах человека.

│ │ │ │

│ V.Уст- │ 1.Обряды │ а)скомо- │ Фольклор XVIв., как и все искусст-

│ ное на- │ │ рохи │ во этого времени, жил традиционными

│ родное │ │ │ формами и использовал выработанные

│ творчест-│ │ │ ранее художетсвенные средства. Па-

│ во │ │ │ мятки письменности, дошедшие до нас

│ │ │ │ от XVIв., свидетельствуют, что обря-

│ │ │ │ ды, в которых сохранилось немало

│ │ │ │ следов язычества, повсеместно быто-

│ │ │ │ вали на Руси, что былины, сказки,

│ │ │ │ пословицы, песни были основными фор-

│ │ │ │ мами словесного искусства.

│ │ │ │ Памятники письменности XVIв. упо-

│ │ │ │ минают скоморохов как людей, забав-

│ │ │ │ ляющих народ, потешников. Они при-

│ │ │ │ нимали участие в свадьбах, выполня-

│ │ │ │ ли роль дружек, участновали в похо-

│ │ │ │ ронах, особенно в заключительных

│ │ │ │ весельях, рассказывали сказки и пе-

│ │ │ │ ли песни, давали шуточные представ-

│ │ │ │ ления.

│ │ │ │

│ │ 2.Сказки │ а)волшеб-│ В XVIв. были популярны сказки. От

│ │ │ ные │ XVIв. сохранилось мало материалов,

│ │ │ │ которые бы позволяли узнать сказоч-

│ │ │ │ ный репертуар того времени. Можно

│ │ │ │ лишь сказать, что он включал в себя

│ │ │ │ волшебные сказки.

│ │ │ │ Немец Эрих Ляссота, будучи в Кие-

│ │ │ │ ве в 1594г., записал сказку о чудес-

│ │ │ │ ном зеркале. В ней рассказывается о

│ │ │ │ том, что в одну из плит Софийского

│ │ │ │ собора было вделано зеркало, в ко-

│ │ │ │ тором можно было видеть то, что

│ │ │ │ происходит далеко от этого места.

│ │ │ б)о жи- │ Существовали сказки о животных и

│ │ │ вотных и │ бытовые. Жанры традиционного фольк-

│ │ │ бытовые │ лора в это время широко бытовали.

│ │ │ │ XVIв.-время больших исторических

│ │ │ │ событий, которое наложило свой от-

│ │ │ │ печаток на народное творчество.

│ │ │ │ Стала обновляться тематика произве-

│ │ │ │ дений фольклора, в качестве героев

│ │ │ │ в них вошли в них вошли новые соци-

│ │ │ │ альные типы и исторические лица.

│ │ │ │

│ │ │ в)о Ива- │ Вошел в сказки и образ Ивана Гро-

│ │ │ не Гроз- │ зного. В одной сказке Грозный обри-

│ │ │ ном │ сован как проницательный правитель,

│ │ │ │ близкий к народу, но суровый по от-

│ │ │ │ ношению к боярам. За подаренные ему

│ │ │ │ репу и лапти царь хорошо заплатил

│ │ │ │ крестьянину, но когда дворянин царю

│ │ │ │ хорошего коня, царь разгадал злой

│ │ │ │ умысел и отдарил его не большим по-

│ │ │ │ местьем, а репой, которую получил

│ │ │ │ от крестьянина.

│ │ │ │

│ │ 3.Посло- │ а)ирония │ Другим жанром, широко бытовавшем в

│ │ вицы │ против │ устной и письменной речи в XVIв.,

│ │ │ бояр │ была пословица. Она была жанром, на-

│ │ │ │ иболее живо откликавшимся на истори-

│ │ │ │ ческие события и социальные процессы.

│ │ │ │ Время Ивана Грозного и его борьба

│ │ │ │ с боярством получили в последствии

│ │ │ │ часто сатирическое отражение, ирония

│ │ │ │ их была направлена против бояр:"Вре-

│ │ │ │ мена шатки-береги шапки", "Царские

│ │ │ │ милости в боярское решето сеются",

│ │ │ │ "Царь гладит, а бояре скребут".

│ │ │ │

│ │ │ б)о быто-│ Дают пословицы оценку и бытовым

│ │ │ вых явле-│ явлениям, в частности положению жен-

│ │ │ ниях │ щины в семье, власти родителей над

│ │ │ │ детьми. Многие из такого рода посло-

│ │ │ │ виц создавались в среде отсталых и

│ │ │ │ темных людей и на них сказалось вли-

│ │ │ │ яние морали церковников. "Баба да

│ │ │ │ бес - один у них вес". Но создава-

│ │ │ │ лись и пословицы, в которых вопло-

│ │ │ │ щается народный жизненный опыт:

│ │ │ │ "На жене дом держится".

│ │ │ │

│ │ 4.Поверья │ а)вера в │ В фольклоре XVIв. широко бытовали

│ │ │ леших, │ многие жанры, в том числе и такие,

│ │ │ водяных │ которые возникли в глубокой древ-

│ │ │ │ ности и содержат в себе следы древ-

│ │ │ │ них представлений, как вера в силу

│ │ │ б)в силу │ слова и действия в заговорах, вера

│ │ │ заговора │ в существование в леших, водяных,

│ │ │ │ домовых, колдунов, в поверьях, ле-

│ │ │ │ гендах, представляющих собой рас-

│ │ │ │ сказы о чудесах, о встрече с не-

│ │ │ │ чистой силой, о найденных кладах,

│ │ │ │ обманутых чертях. Для этих жанров

│ │ │ │ в XVIв. свойственна уже значитель-

│ │ │ в)вера в │ ная христианизация. Вера в силу

│ │ │ святых, │ слова и действия теперь подтверж-

│ │ │ бога и │ дается просьбой о помощи к богу,

│ │ │ богома- │ Иисусу Христу, богоматери и свя-

│ │ │ терь │ тым. Смла христианских религиоз-

│ │ │ │ ных представлений была велика,

│ │ │ │ они стали господствовать над язы-

│ │ │ │ ческими. Персонажами легенд кроме

│ │ │ │ лешего, русалок и черта также свя-

│ │ │ │ тые (Никола, Илья).

│ │ │ │

│ │ 5.Былины │ а)осовер-│ Важные изменения произошли и в

│ │ │ шенование│ былинах. Прошлое-предмет изобра-

│ │ │ былин │ жения былин-получает в них новое

│ │ │ │ освещение. Так, в период борьбы

│ │ │ │ с Казанским и Астраханским царст-

│ │ │ │ вами былины о битвах с татарами

│ │ │ │ получает новое звучание в связи

│ │ │ │ с подъемом патриотических наст-

│ │ │ │ роений. Иногда былины осовреме-

│ │ │ │ нивались. Калин-царь заменяется

│ │ │ │ Мамаем, а вместо князя Владими-

│ │ │ │ ра появляется Иван Грозный. Бо-

│ │ │ │ рьба с татарами живила былинный

│ │ │ │ эпос. Он впитывает в себя новые

│ │ │ │ исторические события, включает

│ │ │ │ новых героев.

│ │ │ б)возник-│ Кроме такого рода изменений

│ │ │ новение │ исследователи эпоса к этому вре-

│ │ │ новых бы-│ мени относят и возникновение но-

│ │ │ лин │ вых былин. В этом столетии были

│ │ │ │ сложены былины о Дюке и Сухмане,

│ │ │ │ о наезде литовцев, о Вавиле и

│ │ │ │ скоморохах. Отличие всех этих

│ │ │ │ былин-широкое развитие социаль-

│ │ │ - о Дюке │ ной темы и антибоярской сатиры.

│ │ │ и Сухма- │ Дюк представлен в былине трус-

│ │ │ не │ ливым "молодым боярином", кото-

│ │ │ │ рый не решается сразиться со

│ │ │ │ змеем, боится Ильи Муромца, но

│ │ │ │ поражает всех своим богатством.

│ │ │ │ Дюк-образ сатирический. Былина

│ │ │ │ о нем - сатира на московское

│ │ │ │ боярство.

│ │ │ │ Былина о Сухмане, старая по

│ │ │ │ происхождению, характерна усиле-

│ │ │ │ нием в ней отрицательной трактов-

│ │ │ │ ки образов бояр, князей и Влади-

│ │ │ │ мира, который вступает в конфликт

│ │ │ │ с богатырем, не примиряющимся с

│ │ │ │ князем.

│ │ │ -о наезде│ Былина о наезде литовцев содер-

│ │ │ литовцев │ жит в себе яркие следы времени.

│ │ │ │ Двое братьев Ливиков из земли Ли-

│ │ │ │ товской замышляют набег на Москву.

│ │ │ │ В былине две сюжетные линии: по-

│ │ │ │ хищения князя Романа и борьба его