Смекни!
smekni.com

Русская культура XVI века (стр. 17 из 18)

│ │ │ │ впечатляемости. Именно этими особен-

│ │ │ │ ностями русская архитектура этого пе-

│ │ │ │ риода отличается от архитектуры со-

│ │ │ │ седних с Русью стран. Однако обраще-

│ │ │ │ ние к шатру как определенной архи-

│ │ │ │ тектурной форме остается загадочным,

│ │ │ │ если не считать, что известным про-

│ │ │ │ тотипом ему могла служить крепост-

│ │ │ │ ная башня, крытая шатром, как символ

│ │ │ │ горделивой силы государства.

│ │ │ │

│ │ 3.Соору- │ а)цер- │ Церковь Вознесения в селе Коломенс-

│ │ жение но- │ ковь Воз-│ ком (1530-1532) - была построена Ва-

│ │ вых зда- │ несения │ силием III в честь рождения сына. бу-

│ │ ний │ │ дущего царя Ивана Грозного. Она пред-

│ │ │ │ ставляет собой один сплошной верти-

│ │ │ │ кальный объем высотой в 60 метров:

│ │ │ │ Краснокирпичного цвета башня с бело-

│ │ │ │ каменной, как жемчужной "обнизью" по

│ │ │ │ поверхности 28 метрового шатра. В

│ │ │ │ действительности вся эта вертикаль

│ │ │ │ состоит из нескольких объемов. Неско-

│ │ │ │ лько позже были пристроены на уровне

│ │ │ │ подклета галлереи-гульбища и лестнич-

│ │ │ │ ные всходы.

│ │ │ │ Это хронологически первый и самый

│ │ │ │ выдающийся памятник каменно-шатровой

│ │ │ │ архитектуры. Все элементы наружной

│ │ │ │ обработки здания подчеркивают его вер-

│ │ │ │ тикальную устремленность. В деталях

│ │ │ │ здания широко использованы мотивы ре-

│ │ │ │ нессанской архитектуры.

│ │ │ │

│ │ │ б)Успен- │ Митрополит Филипп не пожалел средств

│ │ │ ский со- │ для строительства нового Успенского

│ │ │ бор │ собора. Весной 1472г. его начали стро-

│ │ │ │ ить отец и сын Ховрины. Но в 1474г.

│ │ │ │ недостроенное здание неожиданно разва-

│ │ │ │ лилось. И в марте 1476г. в Москву при-

│ │ │ │ ехал знаменитый болонский инженер и

│ │ │ │ архитектор Аристотель Фиораванти, ко-

│ │ │ │ торому было поручено его строительство.

│ │ │ │ В 1514-1515гг. собор был расписан фре-

│ │ │ │ сками и приобрел нарядный вид. Успен-

│ │ │ │ ский собор стал главным сооружением

│ │ │ │ великокняжеской Москвы и классичкским

│ │ │ │ образом церковного зодчества XVIв.

│ │ │ │

│ │ │ в)Арха- │ В 1505-1508гг. Алевиз Новый построил

│ │ │ нгельс- │ усыпальницу великих князей -Арханге-

│ │ │ кий со- │ льский собор. Замыкает ансамбль кре-

│ │ │ бор │ млевских сооружений на Боровицком хол-

│ │ │ │ ме. Северный и западный фасады его

│ │ │ │ обращены на Соборную площадь, южный-

│ │ │ │ на Москву - реку. Постройка началась

│ │ │ │ при Иване III была закончена приего

│ │ │ │ сыне, великом князе Василии Ивановиче.

│ │ │ │ После Успенского собора это был вто-

│ │ │ │ рой по величине храм в Московском

│ │ │ │ Кремле. Венчают собор пять куполов.

│ │ │ │ Центральный купол был позолочен, а

│ │ │ │ боковые покрыты белым железом.

│ │ │ │

│ │ │ г)собор │ В самом начале XVIв. был воздвигнут

│ │ │ Чудова │ еще один собор в Кремле-собор Чудова

│ │ │ монасты- │ монастыря, в котором ярко проявились

│ │ │ ря │ особенности новой московской архитек-

│ │ │ │ туры.

│ │ │ │

│ │ │ д)пост- │ Город быстро рос, и на протяжении

│ │ │ ройка │ XVIв. пришлось строить еще три коль-

│ │ │ городс- │ ца укреплений-сначала в 30-х годах

│ │ │ ких ук- │ каменная стена Китай-города, в 80-х

│ │ │ репле- │ годах знаменитый градостроитель Фе-

│ │ │ ний │ дор Конь построил стену Белого горо-

│ │ │ │ да, а в 1591-92гг. была возведена де-

│ │ │ │ ревянная стена-Скородом.

│ │ │ │

│ │ │ е)кре- │ Четким квадратом поднялись в

│ │ │ постное │ 1492г. стены Иван-города. В 1508-

│ │ │ строи- │ 1511гг. был построен каменный кремль

│ │ │ тельство│ Нижнего Новгорода. Затем в 1514-1521гг.

│ │ │ │ построили кремль в Туле, а в 1525-

│ │ │ │ 1531гг. - в Коломне, в 1531г. - в За-

│ │ │ │ ройске, в 1556г. - в Серпухове. Одним

│ │ │ │ из памятников крепостного строитель-

│ │ │ │ ства XVIв. является сохранившаяся в

│ │ │ │ Москве башня "Дуло" Симонова монасты-

│ │ │ │ ря. Она была выстроена в 80-90гг. XVIв.

│ │ │ │

│ │ │ з)храм │ Выдающимся произведением новой шат-

│ │ │ Бориса и│ ровой архитектуры был храм Бориса и

│ │ │ Глеба │ Глеба, построенный по желанию Бориса

│ │ │ │ Ггодунова в 1603г. в Берисовском го-

│ │ │ │ родке под Можайском.

│ │ │ │

│ │ │ │ Московская архитектура рубежа 15-16

│ │ │ │ веков стала общерусским явлением.

│ │ │ │

│ │ │ и)соборы │ Собор Симонова монастыря в Москве

│ │ │ │ (1549).

│ │ │ │ Собор Покровского монастыря в Суз-

│ │ │ │ дале (1510-1518).

│ │ │ │ При их строительстве использовался

│ │ │ │ традиционный московский тип церкви на

│ │ │ │ подклете, с барабаном, приподнятым на

│ │ │ │ ступенчато-повышенных арках.

│ │ │ собор │ Собор Покрова на Рву (иначе храм

│ │ │ Покрова │ Василия Блаженного) в Москве на Крас-

│ │ │ │ ной площади (1555-1560). Построен в

│ │ │ │ честь взятия Казани. Его авторы-рус-

│ │ │ │ ские зотчие Барма и Посник. Памятник

│ │ │ │ имеет праздничный, ликующий облик.

│ │ │ │ Смелый по композиции и декоративный,

│ │ │ │ он воплотил всю мощь русского архи-

│ │ │ │ тектурного гения.

│ │ │ │ Храм был построен в честь взятия

│ │ │ │ Казани, а его приделы посвящены свя-

│ │ │ │ тым, на дни праздников которых прихо-

│ │ │ │ дились победы русских войск накануне

│ │ │ │ знаменательного штурма. Храм состоял

│ │ │ │ из 9 отдельных храмов, поставленных

│ │ │ │ на высокий аркадный подклет.

│ │ │ │ Несмотря на тяжелые условия, соз-

│ │ │ │ данные господством консервативных

│ │ │ │ взглядов, русская архитектура сдела-

│ │ │ │

│ │ │ │ ла в XVIв. громадный шаг в своем раз-

│ │ │ │ витии. Сложилась общерусская архитек-

│ │ │ │ турная школа, а условия русского зод-

│ │ │ │ чества середины XVIв. подготовили ус-

│ │ │ │ ловия для возобновления егоподъема в

│ │ │ │ конце столетия.

│ │ │ │

│ VIII.Жи- │ 1.Школа │ а)фрески │ Одним из крупных московских монас-

│ вопись │ Дионисия │ │ тырей мастеров начала XVIв. был Дио-

│ │ │ │ нисий (30-40 годы XV века - между

│ │ │ │ 1503-1508). Он был мирянином знатного

│ │ │ │ происхождения. Возглавлял большую

│ │ │ │ артель, выполнял княжеские, монастырс-

│ │ │ │ кие, митрополичьи заказы вместе с сы-

│ │ │ │ новьями. Самым замечательным памятни-

│ │ │ │ ком Дионисия является цикл росписей

│ │ │ │ Рождественского собора Ферапонтова

│ │ │ │ монастыря, работа над которым была

│ │ │ │ исполнена Дионисием вместе с сыновья-

│ │ │ │ ми летом 1502 года. Роспись посвяще-

│ │ │ │ на теме Богородицы (около 25 компо-

│ │ │ │ зиций). Тема росписи-хвалебное пес-

│ │ │ │ нопение (акафист). Здесь ни разу не

│ │ │ │ встречается сцена смерти, Успение

│ │ │ │ Богородицы.

│ │ │ │

│ │ │ б)иконы │ Мастерская Дионисия изготовляла и

│ │ │ │ житийные иконы, содержавшие в боко-

│ │ │ │ вых "клемах" изображения различных

│ │ │ │ эпизодов из "житий святых". Диони-

│ │ │ │ сий написал икону "Митрополит Алек-

│ │ │ │ сий", в ряде клейм которой нашли от-

│ │ │ │ ражение реальные черты жизни этого

│ │ │ │ церковного деятеля.

│ │ │ │ До нас дошли две иконы-"Спас в си-

│ │ │ │ лах" и "Распятие" (1500 год). С

│ │ │ │ именем Дионисия связывают также

│ │ │ │ житийные иконы-митрополитов Петра

│ │ │ │ и Алексея (обе из Успенского собора

│ │ │ │ Московского Кремля).

│ │ │ │ Вместе с учениками и помощниками

│ │ │ │ Дионисий создаль также иконостас Рож-

│ │ │ │ дественского собора, из которого са-

│ │ │ │ мому Дионисию принадлежит икона

│ │ │ │ "Богоматерь одигитрия".

│ │ │ │ Влияние искусства Дионисия сказа-

│ │ │ │ лось на всем 16 века. Оно затронуло

│ │ │ │ не только монументальную и станковую

│ │ │ │ живопись, но и миниатюру, прикладное

│ │ │ │ искусство.

│ │ │ │

│ │ 2.Измене- │ │ Потребность в усилении религиозной