Последние сонаты Шуберта

Три последние сонаты Шуберта (D958 — D960) получили оценку критиков как одно из величайших творческих достижений композитора. Они были сочинены в последние месяцы жизни, а опубликованы только спустя 11 лет после смерти Шуберта. Зачастую их объединяют в некую трилогию, подобно трем последним сонатам Бетховена и трем последним симфониям Моцарта.

Три последние сонаты Шуберта (D958 — D960) получили оценку критиков как одно из величайших творческих достижений композитора. Они были сочинены в последние месяцы жизни, а опубликованы только спустя 11 лет после смерти Шуберта. Зачастую их объединяют в некую трилогию, подобно трем последним сонатам Бетховена и трем последним симфониям Моцарта.

История

История написания сонат может быть восстановлена, благодаря почти полностью сохранившимся рукописям. Сонаты были написаны в два этапа — начальный эскиз и окончательная, финальная версия.

Первые наброски были сделаны автором весной и летом 1828 года. В них мотивы из разных частей сонаты или даже из других сонат были вперемешку расположены на одном и том же листе, что явно даёт нам понять, что последние две сонаты были созданы параллельно. Более того, финал Си-бемоль-мажорной сонаты был написан до окончания первой части, что не было свойственно Шуберту. Окончательные версии сонат казались чем-то единым. Сонаты были отмечены Шубертом Sonate I, II, III, в указанном порядке, и на последнем листе была поставлена дата 26 сентября. В отличие от первых набросков, окончательные версии сонат были написаны очень аккуратно и скрупулёзно.

Как было отмечено, финальная версия сонат была завершена в сентябре 1828 года. На протяжении этого месяца был написан струнный квинтет и несколько песен цикла «Лебединая песня» — выдающиеся достижения для такого короткого периода. Последняя соната была завершена 26 сентября. Двумя днями спустя, Шуберт уже исполнял её на одном из вечеров в Вене. В письме Пробсту — одному из издателей, датированном 2 октября, Шуберт изъявляет желание опубликовать свои творения. Однако Пробста это не интересует, а 19 ноября Шуберт умирает от брюшного тифа, так и не дождавшись издания сонат. В следующем году Фердинанд, брат Шуберта, продаёт рукописи другому издателю, Антону Диабелли, который опубликует их только спустя 10 лет, в 1839 году. Шуберт намеревался посвятить сонаты Иоганну Гуммелю (кем он очень восхищался), ученику Моцарта, композитору (пионеру романтизма, каким был и сам Шуберт), выдающемуся пианисту. Однако, к тому времени, как сонаты были опубликованы, Гуммеля не стало, а новый издатель решил посвятить их Шуману, который в своих критических статьях восхвалял работы Шуберта. Тем не менее Шуман сонатами остался не совсем доволен. Он говорил о «чрезмерной простоте идеи», «добровольном отречении от яркого новаторства», называл сонаты «бесконечными волнообразными движениями, всегда музыкальными и певучими, обрывающимися здесь и там волнами горячей страсти, но так же быстро и затихающими».

Ещё одним композитором, вызвавшим неподдельный интерес, был Иоганнес Брамс. Брамса интересовало открытие и издание неизвестных произведений Шуберта, особенно сонат. В своём дневнике Клара Шуман восхищалось исполнением Брамсом последней сонаты. Несмотря на позитивную оценку Брамса, сонаты Шуберта, последние включительно, весь XIX век были заброшены и не восприняты должным образом, считались не совсем подходящими для фортепьяно. Только по прошествии века со дня смерти Шуберта критиков начало интересовать его фортепианное творчество, особенно после бесподобного исполнения сонат Артуром Шнабелем и Эдуардом Эрдманом. На протяжении следующих десятилетий интерес к сонатам продолжал расти, и к концу века они входили в классический фортепианный репертуар, часто исполнялись на концертах. В конце XX века учёные спорили о сопоставлении шубертовских последних сонат с последними сонатами Бетховена. Последняя, Си-бемоль-мажорная соната добилась высочайшего успеха среди трех остальных.

Литература

· Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. - Москва: Эдиториал УРСС, 1998. ISBN 5-901006-55-0

· Шуман Р. Последние сочинения Франца Шуберта (1840) // Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей, том II-A. Москва: Музыка, 1978.

· Badura-Skoda, Eva, The piano works of Schubert, in R. Larry Todd [ed.], Nineteenth-Century Piano Music , Schirmer, 1990, pp. 97-126.

· Badura-Skoda, Paul, Schubert as written and as performed. The Musical Times , Vol. 104, No. 1450. (1963), pp. 873—874.

· Brendel, Alfred, Schubert’s last sonatas, in Alfred Brendel [au.], Music Sounded Out: Essays, Lectures, Interviews, Afterthoughts , Farrar, Straus and Giroux, 1991, pp. 72-141.

· Brendel, Alfred, Schubert’s piano sonatas, 1822—1828. in Alfred Brendel [au.], Musical thoughts and afterthoughts , Noonday, 1991.

· Brown, Clive, Schubert’s tempo conventions, in Brian Newbould [ed.], Schubert Studies , Ashgate, 1998.

· Brown, Maurice J. E., Drafting the masterpiece, in Maurice J. E. Brown [ed.], Essays on Schubert , St. Martin’s Press, 1966.

· Brown, Maurice J. E., Towards an Edition of the Pianoforte Sonatas. in Maurice J. E. Brown [ed.], Essays on Schubert , St. Martin’s Press, 1966, pp. 197—216.

· Burnham, Scott, Schubert and the sound of memory. The Musical Quarterly , 84(4), 2000, pp. 655—663.

· Carlton, Stephen Edward. Schubert’s working methods: an autograph study with particular reference to the piano sonatas . Ph.D. Diss., University of Pittsburgh, 1981.

· Chusid, Martin, Cyclicism in Schubert’s piano sonata in A major (D. 959). Piano Quarterly 104 (1978), pp. 38-40.

· Cohn, Richard L., As wonderful as star clusters: instruments for gazing at tonality in Schubert. 19th Century Music XXII/3, (1999), pp. 213—232.

· Cone, Edward T., Schubert’s Beethoven. The Musical Quarterly 56, 1970, pp. 779—793.

· Cone, Edward T., Schubert’s Unfinished business, 19th-Century Music , Vol. 7, No. 3 (1984), pp. 222—232.

· Deutsch, Otto Erich, Franz Schubert’s letters and other writings , 1974, New York, Vienna House.

· Einstein, Alfred, Schubert: a musical portrait . 1951, New York, Oxford.

· Fisk, Charles, Returning cycles: contexts for the interpretation of Schubert’s Impromptus and last sonatas , Norton, 2001.

· Fisk, Charles, Schubert recollects himself: the piano sonata in C minor, D. 958. The Musical Quarterly 84(4), 2000, pp. 635—654.

· Fisk, Charles, What Schubert’s Last Sonata Might Hold, in Jenefer Robinson [ed.], Music and Meaning , 1997, pp. 179—200.

· Hanna, Albert Lyle, A statistical analysis of some style elements in the solo piano sonatas of Franz Schubert . Ph.d. Diss, Indiana University, 1965.

· Hatten, Robert S. Schubert the Progressive: The Role of Resonance and Gesture in the Piano Sonata in A, D. 959, Integral 7 (1993), 38-81.

· Howat, Roy. Architecture as drama in late Schubert. In Brian Newbould [ed.], Schubert Studies , Ashgate, 1998, pp. 166—190.

· Howat, Roy, Reading between the lines of tempo and rhythm in the B flat sonata, D960, in Brian Newbould [ed.], Schubert the Progressive: History, Performance Practice, Analysis , Ashgate, pp. 117—137.

· Howat, Roy, What do we perform?, in John Rink [ed.], The Practice of Performance , Cambridge University Press, Cambridge, 1995.

· Kerman, Joseph, A Romantic detail in Schubert’s «Schwanengesang», The Musical Quarterly XLVIII(1), 1962, pp. 36-49;

· Kinderman, William, Schubert’s piano music: probing the human condition. In Cristopher H. Gibbs [ed.], The Cambridge Companion to Schubert , Cambridge University Press, 1997, pp. 155—173.

· Kinderman, William, Wandering Archetypes in Schubert’s Instrumental Music, 19th-Century Music , Vol. 21, No. 2, 1997, pp. 208—222.

· Kramer, Richard, Posthumous Schubert, 19th-Century Music , Vol. 14, No. 2. (1990), pp. 197—216.

· Marston, Nicholas. Schubert’s homecoming. Journal of the Royal Musical Association 125(2), 2000, pp. 248—270.

· McKay, Elizabeth Norman, Franz Schubert: a biography , New York, Clarendon Press, 1997.

· Misch, Ludwig, Beethoven Studies , Norman, 1953.

· Montgomery, David, Franz Schubert’s Music in Performance: Compositional Ideals, Notational Intent, Historical Realities, Pedagogical Foundations , Pendragon, 2003.

· Montgomery, David, Modern Schubert Interpretation in the Light of the Pedagogical Sources of His Day, Early Music , Vol. 25, No. 1 (1997), pp. 100—104+106-118.

· Montgomery, David, Robert Levin, and Walter Durr. Exchanging Schubert for schillings. Early Music , Vol. 26, No. 3. (1998), pp. 533—535.

· Newbould, Brian, Schubert: the music and the man , University of California Press, 1999.

· Newman, William S. Freedom of Tempo in Schubert’s Instrumental Music, The Musical Quarterly , Vol. 61, No. 4 (1975), pp. 528—545.

· Pesic, Peter, Schubert’s dream, 19th-Century Music , Vol. 23, No. 2. (1999), pp. 136—144.

· Rosen, Charles, The Classical Style , New York, 1971, pp. 456—458.

· Rosen, Charles, The Romantic Generation , Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1995.

· Rosen, Charles. Schubert and the example of Mozart. In Brian Newbould [ed.], Schubert the Progressive: History, Performance Practice, Analysis , Ashgate, pp. 1-20.

· Rosen, Charles, Schubert’s inflections of Classical form. In Cristopher H. Gibbs [ed.], The Cambridge Companion to Schubert , Cambridge University Press, 1998, pp. 72-98.

· Rosen, Charles, Sonata Forms , revised edition, Norton, 1988.

· Schiff, Andras, Schubert’s piano sonatas: thoughts about interpretation and performance. In Brian Newbould [ed.], Schubert Studies , Ashgate, 1998, pp. 191—208.

· Schumann, Robert, Schubert’s Grand Duo and three last sonatas. Published in Robert Schumann [au.], Henry Pleasants [ed.], Schumann on Music: A Selection from the Writings , Dover, pp. 141—144.

· Shawe-Taylor, Desmond, Paul Hamburger, et al. Schubert as written and as performed. The Musical Times , Vol. 104, No. 1447 (1963), pp. 626—628.

· Solomon, Maynard, Franz Schubert’s 'My Dream', American Imago 38:137-54, 1981.

· Tovey, Donald F., Tonality, Music & Letters , Vol. 9, No. 4 (1928), pp. 341—363.

· Waldbauer, Ivan F. Recurrent harmonic patterns in the first movement of Schubert’s sonata in A major, D. 959. 19th Century Music XII/1, 1988, pp. 64-73.

· Webster, James, Schubert’s sonata form and Brahms’s first maturity, Part I. 19th Century Music II/1, 1978, pp. 18-35.

· Webster, James, Schubert’s sonata form and Brahms’s first maturity, Part II. 19th Century Music III, 1979, pp. 52-71.

· Whittall, Arnold, The sonata crisis: Schubert in 1828. The Music Review 30, 1969, pp. 124—129.

· Winter, Robert, Paper studies and the future of Schubert research, in Eva Badura Skoda and Peter Branscombe [eds.], Schubert Studies: Problems of style and chronology , Cambridge University Press, 1982.

· Wolff, Konrad. Observations on the Scherzo of Schubert’s B-flat major Sonata, op. posth., Piano Quarterly 92: 28-29 (1975-6).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Последние_сонаты_Шуберта