Смекни!
smekni.com

Особенности формирования и основные этапы развития общенациональной культуры Беларуси (стр. 3 из 4)

В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор».

В начале XX в. в Беларуси оживилась театральная жизнь. Зритель мог познакомиться с театральным искусством братских славянских народов. Русские, украинские театры и труппы гастролировали в Минске, Витебске и других городах. Любительские театральные кружки работали в Минске, Орше, Могилеве. Получили распространение так называемые «белорусские вечеринки», где выступали хоры, танцевальные группы, декламаторы-чтецы и т.п. Вскоре появилась и «Первая белорусская труппа» под руководством И. Буйницкого , которая в 1910 г. превратилась в профессиональный театр. Труппа гастролировала по Беларуси, выступала в Петербурге и Варшаве. Созданный в Вильно Белорусский музыкально-драматический кружок в 1913 г. осуществил первую постановку «Павлинки» Я. Купалы.

Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огиньски. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи - отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777 - 1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивилла, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800 - 1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780 - 1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810 - 1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807 - 1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Значительным событием в культурной жизни Беларуси в начале XX в. была печать. До 1905 г. в пяти западных губерниях издавалось 15 правительственных газет. Революция 1905-1907 гг. оказала влияние на расширение гласности. В 1913 г. издавалось уже 109 газет и журналов. На белорусском языке - 3. Наиболее популярной была газета «Северо-Западный край». С 1906 г. стали издаваться первые легальные газеты «Наша доля» и «Наша нива». Газете «Наша нива» принадлежит выдающаяся роль в развитии белорусской культуры. На ее страницах публиковались труды всех славных писателей -классиков. Начиная с 1910 г. редакция «Нашей нивы» стала издавать «Белорусский календарь», журналы «Соха», «Крапива», «Лучынка». Возникли белорусские издательства «Заглянет солнце в наше оконце», «Наша нива», «Наша хата». Издавались книги на белорусском языке.

Таким образом, в условиях полонизации и русификации белорусский народ сумел сохранить этнический облик, формировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.

Культура Беларуси в советский и постсоветский периоды.

В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры, накладывали негативный отпечаток последствия немецкой и польской оккупации, гражданской войны, двух революций 1917 г. При этом нельзя не признать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Из социальных низов выдвинулись талантливые государственные деятели культуры.

Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации этой политики (позже она получила название «белорусизация») были сделаны после окончания гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения, издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив. Государственными были объявлены белорусский, русский и польский языки. Официально политика белорусизации стала проводится с июля 1924 г. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык. Всего за 5 лет официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке. К 1927 г. белорусским языком владели 80% служащих республиканских органов. К концу 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация.

Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. 52,6% жителей в возрасте от 9 до 49 были неграмотными. С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате принятых мер грамотность Белорусской ССР возросла до 78,9% в 1939 г. Массовая неграмотность была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения. На этой основе в октябре 1923 г. начался переход к обязательному школьному обучению.

Переход к ускоренной индустриализации, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, в 1918-1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921) и ряд др.высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в Беларуси насчитывалось 25 вузов.

В послевоенные и последующие годы восстанавливалось и развивалось среднее специальное и высшее образование.

В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Их число возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов. Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений в большинстве случаев происходило медленно, что негативно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса.

Первые годы послеоктябрьского периода характеризуются возникновением и идейной борьбой разных течений во всех областях и направлениях художественной культуры. Особенно ярко она проявилась в литературе. Несмотря на многочисленные реорганизации и разногласия 1920-е гг. оказались весьма плодотворными для белорусской советской литературы. Я.Колас закончил работу над эпохальными поэмами «Новая зямля» (1923) и «Сымон-музыка» (1925), начатыми еще в дооктябрьский период. В 1927 г. вышли из печати вторая часть его трилогии «На росстанях». Из-под пера Я.Купалы в эти годы вышел ряд национально-патриотических произведений. В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележа, И. Шамякина, В. Быков, В. Короткевич, Р.Бородулин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место.

В этот период произошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедии ставились в театрах всего Советского Союза.

Архитектурные стили в послеоктябрьский период, с одной стороны, предопределялись установками на строительство монументальных знаковых объектов, а с другой – детерминировались потребностями массового градостроительства. В 1930-е гг. появился ряд зданий, которые и сегодня играют важную роль в архитектурном ансамбле Минска. Среди них: минская гостиница «Беларусь», Республиканский дворец пионеров, Дом правительства, Государственный театр оперы и балета и другие здания и сооружения. Реконструкция значительно изменила облик многих городов республики. В строительстве господствовали конструктивизм и функционализм, новаторство соединялось с традициями белорусской архитектурной школы. В 1960-е гг. строились микрорайоны Чижовка, Серебрянка, Куросовщина и др.Здесь, как и в других городах преобладали крупнопанельные дома и квартиры-«хрущевки»