Смекни!
smekni.com

Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников (стр. 7 из 11)

Учитель: Скажите ребята, а почему мы причисляем жанр "Цветы и птицы" к натюрморту?

Ответы детей: Потому, что на китайских картинах изображены отдельные части мира природы (цветы, бабочки, птицы) в различных сочетаниях.

Учитель: Давайте посмотрим на натюрморт эпохи расцвета этого жанра.

Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца который жил в 16 веке, именно на это время и приходится расцвет натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.

Учитель: Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас?

Учитель: Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?

Ответы детей: Он был добрым, щедрым, весёлым, щедрым, и т.д.

4. Закрепление материала

Сравнение двух натюрмортов.

Учитель: Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.

Мы с вами уже говорили о том, что натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля и «Розы и чертополох» Ильи Машкова «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала - с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.

Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.

Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.

Роза у Врубеля- это почти мечта, розы у Машкова - это тоже символ души, души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).

Вот такое внутреннее содержание у этих работ.

Учитель: Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?

5. Практическая работа.

Учитель: Практическую работу вы будите выполнять сегодня с натуры в технике акварельной заливки. Посмотрите, ребята перед вами различные натюрморты (2-3). Их мы будем рисовать сегодня.

Натюрморты состоят из двух предметов по принципу контраста.

Этапы рисования:

-Эскиз

-заливка сразу цветом "а ля прима"

6. Выставка работ.

Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль.

Несколько человек выходят к доске и, демонстрируя свои работы.

Итог урока.

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

2.2Конспект урока «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте»

Тема урока: Дымковская игрушка

Цель урока: Познакомить детей с дымковской игрушкой как одним из видов народного творчества, развивать любовь и интерес к народному творчеству, развивать самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Оборудование урока: изображения игрушки, рабочая тетрадь, фломастеры, карандаши, ластик

Ход урока:

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.

2. Беседа учителя с учениками

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты, у вас должны лежать на партах рабочие тетради, фломастеры, карандаши, ластики, все лишнее уберите с парт.

Учитель: С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках? Хохломская роспись, городецкая роспись. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока - дымковская игрушка.

Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они? Яркие, красочные, необычной формы. Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Учитель демонстрирует игрушки

    Теоретическая подготовка

Учитель: От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные!

Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.

Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы "разбрасывали" яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.

Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника "Свистопляска". Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться "Свистунья". Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.

После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.

Что же общего у всех этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (…) Где расположен узор на дымковской игрушке? На больших участках фигурки, на центральных и значимых.

Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.

Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны

Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки - геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.

Возьмите фломастеры соответствующего цвета и дорисуйте их.

Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню? Сначала лицо, потом волосы, наряд: юбка и остальное.

Примечание: дети рисуют. Дети раскрашивают барыню.

4. Итог урока

Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые

Примечание: Выставка работ учеников

2.3Конспект урока: Композиция рисунка «Рисунок – основа изобразительного искусства»

Тема занятий: «Рисунок – основа изобразительного искусства»

Цели:

1. Рассказать о способах передачи своего настроения через рисунок.

2. Развить навыки овладения техникой рисования;

3. Воспитать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование:

1. образцы рисунков « Мое настроение»,

2. памятка - Рисунок.

3. Классификация рисунка

Ход урока

1. Организация класса.

2. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

3. Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».