Смекни!
smekni.com

Античный театр (стр. 3 из 3)

Мим в Риме тоже был очень распространен, как и в Греции. Римский мим представлял собой сценки из народного быта. Литературная драма появилась в римском театре в эпоху Республики. Самыми популярными авторами были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне взяли литературную драму у греков в готовом виде и перевели ее на латинский язык. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южноиталийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могли не пройти бесследно для римлян. Греки впервые оказались в Риме в качестве пленных, заложников дипломатических представителей педагогов.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием Пунической первой войны на праздничных играх решили устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, она была толчком к развитию римского театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий и три комедии. Цицерон говорил, что второй раз их читать просто невозможно. Однако Андроник явился родоначальником римской драматургии, первым создателем театрального репертуара.

Гней Невий рассматривал сцену, как арену бичевания пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) отправили его в тюрьму, однако, за Невия заступилась народная трибуна. Его освободили, но умер он все же в изгнании. Он выступал и с трагедиями на сюжеты из римской истории (такие трагедии у римлян назывались претекстами). Славы он достиг в области комедии. Невий был создателем паллиаты – переработка новоаттической, т.е. бытовой комедии. Невий был основоположником контаминации (соединение нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно и после него писали Энний (239-169 до н.э.), Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего римляне любили подражать Еврипиду, чем Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно уменьшилась. Интенсивная эллинизация римского общества отразилась в творчестве Плавта. Зрители комедий Плавта ''узнавали самих себя и свои нравы''. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элементами народной римской ателланы, с ее буффонадой, живостью действия, с ее порой непристойными, но остроумными шутками. Дошли 20 его комедий и одна в отрывках, среди них: ''Хвастливый воин'', ''Амфитрион'', ''Клад''. У римского автора Теренция нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта. Зато он стремится дать более глубокую психологическую характеристику. Например, в произведении ''Братья''. Европейский театр неоднократно обращался к его творчеству. На римской сцене пьесы Теренция ставились несколько десятилетий после его смерти. До первого века нашей эры сенат противился сооружению театрального здания и потому представления шли на деревянных помостах, которые после представления ломались. Но играли уже не любители, а актеры или гистрионы, которые происходили из серии вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство не связано с культом, потому к артистам не относились та уж почетно. Женщин все еще не было на сцене. Но все-таки навечно сохранились имена известных актеров, например, трагик Эзоп и комик Росций. А в период империи римский театр пришел в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы и пиррихии (танцевальный спектакль). Потом пришла новая эпоха – феодальная, которая принесла миру и свой театр.


Заключение.

Античный театр был предметом изучения и подражания и в последующие века. Если обратиться специально к театральному искусству, то известно, что значение античного театра выходит далеко за рамки породившего его общества. Некоторые жанры римского театра продолжали жить и впервые столетия средних веков, несмотря на гонения со стороны духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античности авторов. И позже западноевропейская драматургия неоднократно обращалась к богатому театральному наследию.

В эпоху Просвещения культ античного театра находит яркое выражение в ряде европейских стран. В Германии горячими поклонниками античности были Лессинг, Гете, Шиллер.

Это увлечение продолжалось и в 19 веке. Произведения Байрона (1788-1824) полны отголосков античности. На протяжении всего 19, как и 20 веке на европейских и советских сценах шли античные пьесы

Во времена своего расцвета античный театр был подлинно народным театром. В дни определенных празднеств этот театр собирал все свободное население города. Античный театр был настоящей школой для античных граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимает все вопросы, волновавшее афинское общество: религия, философия, литература, политика, воспитание детей, положение женщин в обществе – все это находило отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать любой современный театрал. Ведь спектакли крайне редко играли больше одного раза, поэтому в античности новых шедевров в Афинах, например, рождалось около 24 за год.

Действующими лицами были герои: Прометей, Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон, Менелай и т.д. В уста мифологических героев вкладываются пропагандистские реплики, агитирующие за правду и свободу.

Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. Склад античной культуры был определен общественными условиями рабовладельческой формации. Сами Греция и Рим обязаны в развитии своей науки и своего искусства Востоку. Но Греция и Рим в своей культуре сумели не только творчески переработать культурное наследие, полученное ими с востока, но умножить и обогатить его и передать, Европе культуру, которая несет на себе яркий отпечаток оригинальности.

Театр античного мира стал неотделимой частью духовного опыта всего человечества, заложив многое в основу того, что мы сегодня зовём современной культурой.


Список использованной литературы:

1 История мировой культуры (мировых цивилизаций)/Под ред. док. фил. наук Г.В. Драча – Изд.4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 544с. – (Высшее образование).

2 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 448с., 12л. ил.: ил.

3 История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций /Под ред. С.Д. Серебряного М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 429с.

4 История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ. – просвет. и театр. учебн. заведений, ч.1. Под общ. ред. проф. Г.Н. Боледжиева. М., «Просвещение», 1971. 360с., с илл.