Смекни!
smekni.com

Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира (стр. 2 из 2)

Рассмотренное научное мировоззрение реализовывалось и в системе образования. Прежде всего оно выступало как обра­зование религиозное — в соборных (приходских) монастыр­ских школах, где ученики читали и комментировали Библию, труды отцов церкви. Богословские знания доминировали и в светском образовании (городские школы), а также в универ­ситетах, появившихся в XI в. Однако к XV в., когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них кроме богосло­вия изучали право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым были положение и роль искус­ства. Это вызвано его взаимоотношениями с христианской идеологией, которая отвергала идеалы, воодушевляющие ан­тичных художников (радость бытия, чувственность, телес­ность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент космоса), разрушала античную гар­монию тела и духа, человека и земного мира. Главное внима­ние художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, по­стижения его сущности.

Средневековая литература носит религиозный характер, преобладают произведения, построенные на библейских мифах, посвященные Богу, жития святых, их пишут на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действи­тельности, а воплощением идеальных представлений о чело­веке, типизацией его жизни. Основная черта — героический эпос, лирика, романы. Поэты создавали поэмы о военных под­вигах и делах феодалов. В немецкой эпической поэме «Песнь о нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком.

Особым явлением была рыцарская литература, воспеваю­щая дух войны, вассального служения, поклонения прекрас­ной даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, по­бедах, эти произведения использовали разговорный живой язык. Во французской поэме XII в. «Песнь о Роланде» про­славляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, от­давшего жизнь за христианскую веру и своего короля.

При всей устремленности к потустороннему миру набира­ет силу тенденция обращения к земной жизни. Поэты собира­ли народные песни, сказания. В высокой литературе расту­щее внимание к человеку блестяще выражено Данте. В «Бо­жественной комедии» он показывает грешников как людей, тоскующих о земной жизни, проявляет интерес к человеку, его страстям: «Вы созданы не для животной доли, но к доблести pi знанью рождены».

Основу музыкальной культуры составляло литургическое пение, воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединя­ющих стихотворный текст с песенной мелодией. Канонизиро­ванная музыка — григорианский хорал — включала в себя так­же песнопения, предназначенные для всех служб церковного календаря.

Для культуры средних веков характерен также догматизм, авторитарность системы ценностей, идейная нетерпимость.

Средневековая культура глубоко противоречива, в ней со­четаются раздробленность бытия, когда каждый народ имеет свой уклад жизни, — и тяга к Всеединству (град Божий на земле), прикрепленностъ человека к земле, своей общине, по­местью — и христианская универсальность человека, чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от мира — и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Эта противоречи­вость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Однако для того, чтобы это действи­тельно произошло, нужен был переворот в мироощущении людей, величайший прогрессивный переворот из всех пере­житых до того времени человечеством... — переворот Возро­ждения.