Смекни!
smekni.com

Мировые религии и их роль в развитии культуры (стр. 2 из 5)

- пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена — чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания;

- о том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”.

Таким образом, суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку стать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несет в себе человеческая жизнь, обрести просветление означало, прежде всего, в буддизме обретение полноты внутренней свободы, освобождение от пут жизни и смерти, прекращение цепи перерождений.

Освобождение обретается в нирване. Нирвана – является ключевым понятием в буддизме. Слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «затухание», «угасание». По учению буддизма, нирвана – это внутреннее состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности, а вместе с ним и весь окружающий человека мир.

Смысл нирваны состоит в том, что она ставит человека по ту сторону необходимости. И в этом значении нирвана равна свободе. Однако впервые человеку открывается лишь негативная сторона свободы. Это свобода, понимаемая лишь как отрицание полной зависимости, «свобода от…». Подлинная же свобода не только отрицает, но и утверждает бытие человека как личности его самоценное достоинство и неисчерпаемые творческие силы. Но личность в VI веке до н.э. ещё не сформировалась в Древней Индии. И поэтому полная свобода истолковывается Буддой как полнота отрицания: нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия. Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания и поэтому не может быть вполне адекватно выражена ни в слове, не в образе.

По буддийскому учению люди не одиноки на пути к просветлению, в этом им помогает Будда, а также Бодхисаттвы – существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, чтобы помочь людям обрести покой. Однако главное на этом пути должен сделать сам человек. Просветление и нирвана достигаются ценой собственных усилий. Для этого человек должен проделать путь по «восьмеричной дороге». Каковы основные вехи этого пути:

1. Правильные взгляды, т.е. взгляды, основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательное, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активное бдительное сознание.

8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Овладение этими принципами рассматривалось Буддой как некий ряд постепенно восходящих ступеней. На вершине лестницы ведущей к нирване, человек находит высшее просветление, состояние самбодхи (самадха). В раннем буддизме поиск просветления и обретения нирваны предполагал отказ от всех мирских привязанностей и уход в монастырь, ведения отшельнического образа жизни. Однако буддизм был противник крайнего аскетизма. Люди, ставшие на путь просветления, строго следили за личной гигиеной, помещения, в которых они жили постоянно содержались в образцовом порядке. Как правило, они образовывали монастырскую общину – сангхи. Культовая сторона первоначального буддизма отличается крайней простатой. В основном она сводилась к медитациям и гигиеническим ритуалам.

Кроме усилий по личному просветлению монахи были обязаны заниматься миссионерской деятельностью, пропагандировать учение своего учителя. Это учение встречало большой интерес, но не каждый был способен стать на путь отрешения от всего мирского. Поэтому возникла проблема буддистов – мирян. Эта проблема была разрешена на основе разработки учения о двух путях спасения: хинаяне и махаяне.

Хинаяна – это узкий путь спасения. Она предполагала относительно жесткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли архаты – члены сангхи.

Махаяна – широкий путь спасения. В ней допускалось возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования под руководством сострадательного бодхисаттвы. В отличие от монахов мирянам давался более упрощенный этнический кодекс поведения. Он сводился к соблюдению пяти заповедей: 1) воздерживайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от прелюбодеяний; 4) воздерживайся от лжи; 5) воздерживайся от возбуждающих напитков. Вместе с тем, в махаяне получило большое развитие культовая практика.

Бодхисаттвы наделяются особой сверхъестественной силой, выступает в качестве заступников и покровителей, они способны откликаться на любовь и молитвы. А это значит, молитвы, как один из важных элементов культовой системы, получают в махаяне наиболее широкое распространение.

Универсальность и гибкость буддизма позволили ему рас­пространиться по всему миру. Буддизм выразил себя в многооб­разных направлениях восточной философии, в искусстве, в раз­личного рода боевых искусствах (это, прежде всего, относится к чань — или дзенбуддизму). Буддизм с его обещанием полного освобождения от собственного «Я» и всех связанных с ним проблем нередко обретает последователей и на современном Западе.

В наши дни растёт популярность тибетского буддизма. Высокий авторитет нынешнего Далай-ламы, который из-за преследования китайских властей живёт в изгнании — в Индии, немало способствовал известности учения школы гелукпа.

В России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы).

Сейчас на волне общего религиозного возрождения наблюдается оживление деятельности буддистов. Созданы Буддийское общество, Буддийский университет, восстанавливаются старые и открываются новые буддийские храмы

и монастыри (дацаны), издаётся большое количество буддийской литературы.

2. ХРИСТИАНСТВО

Наряду с буддизмом, к числу мировых религий, имеющих наибольшее число сторонников, относится христианство. По данным ООН, в настоящее время насчитывается около 1,5 миллиарда последователей христианства.

В центре христианства находится образ богочеловека – Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте пострадал за грехи человечества, но тем самым снял с него эти грехи, примирил человеческий род с Богом. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», спаситель.

Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из двух частей. Ветхий завет – священная книга последователей иудаизма и Новый завет, излагающий важнейшие этапы жизни создателя христианства – Иисуса Христа и основные положения его учения.

Христианство возникло в I веке новой эры на территории Восточной части римской империи в Палестине. Новая эра и начинает свой отсчет со времени рождения Иисуса Христа. Как указывает Библия, Иисус Христов родился в еврейской семье. Его земные родители Мария и Иосиф были правоверными иудеями и свято соблюдали требования своей религии. Сам титул Иисуса «Христос» означает «мессия», «спаситель» - базируется на глубоко укоренившимся в иудаизме учения о мессианской роли еврейского народа, на том, что именно из этой среды появится спаситель человечества.

Библия умалчивает о жизни Иисуса до 30 лет. И именно с появления Иисуса на берегу Иордана, и принятия им крещения начался его путь проповедника, закончившийся смертью на кресте и чудесным воскрешением. Вокруг Иисуса сплотилось довольно тесная группа его последователей, ядро которой составляли 12 апостолов и ближайших родственников, а также Мария Магдалина. Вместе с этой группой Иисус передвигается по Иудее, проповедует свое учение, творит всевозможные чудеса, помогает излечиться от болезней и т.д.

Высшей религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского понимания спасения выражается в догма­тах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноцен­ных лица (личности) — Отец, Сын, Святой Дух, — объединенных еди­ной божественной сущностью («природой») и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует «не смешивать лиц и не разделять сущности». Спасителем (Христом) выступает одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую при­роду («вочеловечивается») и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», говорили отцы Церкви (правда, человек призван стать не Бо­гом «по природе», а «богом по благодати»). Спасение требует от чело­века духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спас­тись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения — это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его лич­ность (духовное «я») бессмертны.