Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Возрождения XIV-XVI XVII вв. (стр. 2 из 9)

Противоречивость

Позднее Возрождение со всей очевидностью обнаружило кризис гуманизма, который сумел гениально отразить в своем творчестве В. Шекспир. Образ Гамлета стал во многом символичным. В нем наилучшим образом выражено стремление осуществить свой жизненный выбор, согласующийся с законами совести. «Быть или не быть?» поистине стал вопросом всех вопросов, которые когда-либо волновали человечество и отдельную личность. Поиски собственного пути и смысла жизни, а также намерение осуществить правильный выбор сегодня актуальны как никогда. Величие и масштабность шекспировского героя свидетельствуют о гениальности его создателя, вошедшего в плеяду «титанов» эпохи Возрождения.

С конца XV в. назревает кризис гуманизма, вызванный во многом политическим и экономическим ослаблением Италии. В связи с открытием Америки (1494 г.) торговля с Северной Италией и ее экономическое могущество идет на убыль, она подвергается военному разорению и теряет независимость. Неустойчивость миропорядка, его ценностей и как следствие этих процессов кризис идеалов, которыми жило не одно поколение гуманистов.

Со всей очевидностью черты кризиса гуманизма отразились в творчестве литературных гениев позднего Возрождения - Шекспира и Сервантеса. Не случайно мир представлялся Гамлету «садом, поросшим сорняками». Весь мир для него - «тюрьма с множеством затворов, темниц и подземелий, причем Дания - одна из худших». Эгоистическая воля отдельных людей все больше препятствовала свободному развитию человеческой личности. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» заключал в себе всю противоречивость эпохи позднего Возрождения, а также трагизм человеческой личности в ее стремлении быть свободным в несвободном мире.

В отличие от Шекспира, Сервантесу удалось показать те же процессы, происходящие с миром и отдельным человеком, но уже в комической форме. Созданный им образ Дон-Кихота - идеального героя, живущего по своим собственным законам, согласующимся с общими представлениям о добре и зле, также стал нарицательным. Однако идеальные герои могли существовать только в мире искусства, а реальный мир продолжал жить по своим жестким законам зарождающегося капитализма, который диктовал свои устои человеческого общежития. Неизбежно, что борьба героя Сервантеса с ветряными мельницами не могла закончиться удачно, а у расчетливого и бережливого новоявленного буржуа вызывала только смех и ничего, кроме смеха.

Пантеизм

Основа философии эпохи Возрождения — пантеизм, сущность которого состоит в том, чтобы ощущать в природе благотворящее присутствие Бога. В пантеизме сливаются главные духовные начала жизни и Вселенной — любовь и познание. "Изучать явления Природы есть Господу угодное дело, любовь есть дочь познаний: любовь тем пламеннее, чем познание точнее, — записал Леонардо в своем дневнике. — И в Евангелии сказано: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби. Одно без другого невозможно: совершенное знание и совершенная любовь — одно и то же". Выражением любви человека к природе и Творцу, ее создавшему, было разумное исследование тел и явлений, стремление объять человеческим умом все многообразие природы, подняться на самую высокую ступень познания. доступную человеку на этой земле. Чтобы познавать, надо обладать всеобъемлющим умом, способным проникнуть в тайны природы. Именно таким был ум человека эпохи Возрождения. К этому времени относятся великие географические открытия Колумба. Васко да Гама достиг берегов недоступных ранее континентов, первое кругосветное путешествие совершил Фернан Магеллан, в XV веке появилось книгопечатание. В Европе возродились китайские изобретения — порох и компас, Леонардо создал проект первого летательного аппарата. Вера в познающую силу разума была очень велика, человек уже не чувствовал себя маленьким и слабым по сравнению с огромным непознанным миром. В своей страсти к открытиям, в мощи своего интеллекта человек в некоторой степени уподобил себя самому Творцу. Это отнюдь не привело его к чрезмерной гордыне, ведь главный инструмент познания — божественный разум — был дан человеку Господом, и следовало лишь вернуть Господу плоды сотворенного им разума. Теперь появилась возможность не просто восхищаться красотой Божьего мира, но и познать ее.

Возвращение к традициям античности

Деятели эпохи Возрождения задавались целью возродить античность, античную культуру, античный образ жизни. Ближайшее прошлое (Средние века) воспринималось и оценивалось ими как, в общем, период темноты и невежества. Возродить античность, разумеется, не удалось (в истории подобное попросту невозможно), но плодом деятельности мыслителей и художников Возрождения явилось новое мировоззрение, которое воспроизводило определенным образом античность, но было именно новым мировоззрением. Оно не могло не быть новым и потому, что выражало новые потребности, и потому, что за спиной у мыслителей Возрождения находилось христианское средневековье, целая эпоха духовного развития, перечеркнуть которую было нельзя. В сущности мировоззрение Возрождения явилось неким синкретизмом христианского восприятия мира и античного, языческого мирочувствования.

Формирование буржуазных идеалов

Эпоха Возрождения (Ренессанса) была связана с процессом формирования буржуазных отношений в обществе, появлением зачатков капиталистического строя. Именно в эту эпоху формируется научная картина мира. Открытия Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея обосновывали гелиоцентрический взгляд на мироустройство. Одним из важнейших процессов эпохи было бурное развитие навигации и великие географические открытия.

Для Возрождения характерна высокая оценка античности, превращение ее в образец, идеал. Термин «возрождение» и означает обращение на новом этапе к идеалам античности.Возрождение характеризуется расцветом гуманизма (от лат. humanus – человечный). Гуманитарные науки развивались и в средневековье. Однако Возрождение привносит в них новый аццент – перенос божественного на человеческое. Гуманизм базируется на антропоцентрической картине мира, в его рамках утверждается новый центр – личность человека.Краеугольный камень нового мировоззрения закладывают Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Гуманистическое движение продолжают Джаноццо Манетти, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Марсио Фичино и многие другие.В эпоху Возрождения постепенно свое влияние утрачивает церковь, сфера светской жизни становится более заметной. Но Ренессанс – это эпоха переходная, в которой были сложнейшие переплетения, взаимодействия старого и нового, богатство и разнообразие культурных элементов.Главным видом духовной деятельности Возрождения было искусство.Наиболее полно эстетико—художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. Именно эти виды искусства имели больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту и богатство.Художники Возрождения открывают законы перспективы, используют светотени. Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея в виду их универсальность. Творческая одаренность особенно отличала Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера.

Заметное развитие в эпоху Возрождения получает театр. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека. Наибольшего расцвета театр Возрождения достигает в творчестве У. Шекспира. Английский гений, творивший на излете Возрождения сумел не только воплотить в драматической форме все идеи, образы эпохи, но и трагически их переосмыслить. Герои великого драматурга («Отелло», «Макбет», «Гамлет») переживают крушение идеалов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Для эпохи Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись изображает прекрасных, совершенных людей.

Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Перестало использоваться плоскостное изображение, живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого те-ла, решались проблемы точного рисунка, естественного движения.

Объектами искусства стали человеческое тело, современные и религиозные сюжеты. Внимание, интерес художников все больше сосредотачивались на человеке и на всем том, что его окружает. Однако искусство Раннего Возрождения было сложным, противоречивым и эта противоречивость вела его вперед. В искусстве Раннего Возрождения, наряду с мелочной детализацией, намечается сознание обобщенного, монументального и героического образа совершенного человека.

Человек в эпоху Ренессанса снова становится главной темой искусства, а человеческое тело считается самой совершенной формой в природе. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Главным достоинством личности стали считаться гражданские добродетели. Теоцентрическое сознание стало вытесняться антропоцентрическим. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Искусство Возрождения пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в торжество прогресса. Фигуры в живописи обретают объем и заметно стремление, верно, передать анатомию человеческого тела.
Признаки буржуазной культуры и зарождение нового мировоззрения особенно ярко проявились в XV веке. Но, именно потому, что формирование новой культуры, и нового мировоззрения не был завершен, XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это век гуманизма, веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма. Восприятие реальности проверяется опытом, контролируется разумом. Поэтому дух порядка столь характерен для искусства Ренессанса. Анатомия, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение.
Античность приобретает значение самостоятельной ценности и играет большую роль в формировании светской культуры. Для искусства становятся характерными в архитектуре черты античной простоты, гармонии. В библиотеках содержится богатое собрание античных рукописей. Появляются музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры. Восстанавливается античный Рим. Но влияние античности наслаивается на традиции средневековья и христианское искусство, что придает сложный характер культуре возрождения.

В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от незначительных подробностей во имя общего образа, стремления к гармонии прекрасных сторон жизни. Развивается портретная живопись и становится одним из важных достижений Возрождения. Самым престижным видом искусства была скульптура, расцвет её произошел с утверждением барокко. В позднем ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились нормой, которая воздействовала на разные виды творческой деятельности.