Смекни!
smekni.com

Русская культура первой половины ХIХ в (стр. 4 из 4)

Дальнейшее развитие литературы было связано с укреплением по-

зиций реализма. Важной вехой в этом процессе было творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, т. е. того течения, которое сейчас принято именовать «критическим реализмом». Наследие Н.В. Гоголя многообразно. Это и колоритные зарисовки быта малороссийских помещиков в повестях «Миргород», и наполнение фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистичные пронзительно реалистичным изображением жизни задавленного жизнью «маленького человека» («Шинель»). В 1835 г. Н.В.Гоголь закончил комедию «Ревизор», сюжет которой был подсказан ему А.С.Пушкиным. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Не случайно фраза городничего в финальной сцене: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь» воспринималась как адресованная в зрительный зал. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является неоконченное произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души», названное самим писателем поэмой. Выход в свет первого тома «Мёртвых душ»- романа-поэмы означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. «Вся Русь отзовётся в нём», - писал он. По мнению Н.В. Гоголя, писатель должен изображать «вседневное и действительное». Но он предупреждал, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен стремиться к творческому воплощению, помочь преобразованию жизни посредством искусства.

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжёлую, беспросветную, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической России. Тема социальной разобщённости, одиночества человека получила трагическое воплощение. Писатель заклеймил самодержавно – крепостническую систему. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский

(1813-1869). В первой его опере «Эсмеральда» ( по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно – бытовую музыкальную драму – оперу «Русалка» ( по одноимённой поэме А.С. Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку.

Композитор обратился к новым приёмам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я всё ещё его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико – комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало всё больше осознаваться растущее значение русской культуры. Её передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой.

Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен академического искусства. Рождение бытового жанра связано с творчеством А.Г. Венецианова (1780-1847). Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов («На пашне.Весна», «На жатве. Лето», «Захарка» и др.): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовала распространению бытового жанра. У Венецианова было много учеников,

получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).

Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А. Федотов (1815-1852). Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов 19 века. В частных на первый взгляд событиях художник выразил большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где показывались конфликты, критиковались отдельные стороны общественной жизни («Свежий кавалер», 1846; «Сватовство майора», 1848). Последние его картины очень печальны («Анкор, ещё анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России – основная тема творчества Павла Андреевича Федотова.

Заключение

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века – исключительное явление. Можно было бы сказать, что подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звёздами небе, если бы некоторые из писателей, составивших её славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множество идей и образов, которые по- своему преломляются в сознании всё новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. Говоря о её «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности её рядов, непрерывности её традиций».

Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза – это чудо; не случайно Ясная Поляна – интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

А.С.Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют «Золотым веком» русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтов – декабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу.

Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейско-

го творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотичес-

-кий пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А.С. Пушкин – гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно… Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…»

Список литературы:

1. В.В.Долгов. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времён до наших дней. Учеб. Пособие для вузов. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. - 34-40с.

2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры: Учеб. пособие для студ. Вузов, обучающихся по спец. «История».- М.: Высш. Шк., 1990.- 176-230 с.

3. История мировой и отечественной культуры. Конспект лекций. Константинова С.В. –М.: Эксмо, 2008. – 38-47с.

4. «Культурология. История Культуры России». Сост. Алексеев А.И., Измозик В.С. и др. СПб.: СЗТГУ, 2005. -96-136с.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 461-470с.

6. Яковкина Н.И. История русской культуры; XIX век.: 2-е изд. Стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 10-210с.