Смекни!
smekni.com

Свадебные обряды в русской культуре (стр. 2 из 5)

Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте: мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

3. 3.1. Время проведения свадеб в культуре древних славян.

У древних славян-древлян, вятичей и родимичей существовал обычай похищения невест «у воды» во время праздников, посвященных богине «женитвы» Ладе, которые начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета – дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу» напоминает о древних играх, во время которых проходило приобретение невест. У простых поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.

Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников. Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступал филлиповский пост и надо было ждать, пока пройдут святки. После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могли соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

3.2. «Святочные» гадания на суженого.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…В. Жуковский

Необходимо сказать и о гаданиях, которые были распространены на Руси и которые привлекают нас сегодня. Людей всегда манила возможность прикоснуться к неведомому миру и постичь хотя бы самую малость о собственной участи. Как правило, чаще к гаданиям прибегает женский пол, стремясь узнать о замужестве и предстоящих событиях.

Для художественного искусства, особенно для поэтического творчества, народные гадания стали довольно близки и тесно связаны фольклорными жанрами, в том числе и с заговорами. Чаще всего словесная форма - это объяснение магического обряда, которая произносится людьми в течение обряда гадания, обычно в стихотворной форме, но может быть и в прозе. Таким образом, человек, который гадает, поясняет магическую суть гадания.

Секи, мати, капустку, пеки пироги.

Свят вечер.Свят вечер.

К тебе, мати, гости, ко мне женихи.

К тебе, мати, в лаптях, ко мне – в сапогах.

Кому мы поем, тому с добром,

Тому сбудется и не минуется.

«Поблюдальные» песни пели на святочные гадания с кольцами, при этом по очереди брали из накрытого скатертью блюда маленькие свертки из бумаги, в которых написаны действия, которые должны были сделать или которые произойдут в будущем.

Все гадания, как и заговоры со временем упрощались и имели только словесную форму. Для примера можно взять гадание девушками на суженого. Изначально для достоверного гадания девушкам требовалась, закрывая колодец на ночь с пятницы на субботы, произнести: «Суженый, ряженый, приходи ко мне за ключом (от колодца) коня поить». Позже стали девушки сооружать из лучинок что-то типа колодца и класть под подушку, произнося уже известную фразу. Затем ограничились обычным ключом. Наконец, стали просто произносить фразу и все.

Издавна гадания для русского народа являлись значимым обрядом. Сначала они были частью языческих священнодействий, затем постепенно стали любимым занятием накануне великих праздников. Большое число народных гаданий приходилось на Святки, пору таинственную и волшебную.

Вначале несколько слов о Святках. Эти зимние праздники, от Рождественского Сочельника до Крещения Господня (6-19 января по новому стилю), ассоциировались у наших предков с необычайным временем, когда рубеж между земным и потусторонним миром ослабевает. Считалось, что после наступления Рождества заскучавшая нечистая сила свободно разгуливает среди людей, и способна бесчинствовать до самого Крещения. Сильно злит нечисть и то, что в начале года день начинает прибавляться – как говорится, «солнце – на лето», а значит, не за горами и всеобщее весеннее возрождение. Особенно опасной считалась вторая неделя Святок – так называемые «страшные вечера». Именно в эту нехорошую пору, когда потусторонний мир совсем рядом с нами, и совершаются «страшные» гадания. «Страшные» гадания совершали исключительно в ночные часы, после полуночи, и обязательно в нежилом помещении: в бане, заброшенной избе, сарае, овине, новостройке, на перекрестке дорог, под воротами, а то и вовсе на кладбище. Ведь именно в таких, не всегда освященных местах, где нет икон и креста, обитают злые духи, которые при обращении к ним не заставляют себя долго ждать. К тому же, перед гаданием снимали с себя нательные кресты и пояса, а иногда даже читали специальные заговоры, в которых «просили» Бога отступиться от человека, и звали черта.

Самым «страшным» гаданием считалось гадание с зеркалами. Известно, что само зеркало в народе воспринималось как оккультный предмет, ведущий в потусторонний мир. Из этого зеркального коридора, освещенного по краям свечами, и должен был явиться суженый. Говорили, что внезапное потускнение зеркала предвещает его появление. Долгожданный суженый может войти к гадающей, заговорить с ней, даже достать какой-либо предмет. Девушке важно быть предельно внимательной и вовремя сказать «Чур сего места!», чтобы призрак исчез, не причинив вреда.

То же самое относится к гаданию, когда девушка приглашает суженого на ужин. Не случайно иногда даже брали с собой петуха, чтобы его своевременный крик прогнал нечистую силу. Знающие люди уверяли, что во всех этих гаданиях приходит не сам суженый, а черт, принимающий его облик. Поэтому во избежание беды запрещалось приносить на гадание колющие и режущие предметы. Не случайно и восклицание: «Чур сего места!» и «Чур меня!». Чур – это имя одного из языческих богов, который охранял человека от нечистой силы и единственный имел над ней особую власть. И зачураться означало попросить помощи у Чура.

В былые времена секреты гаданий тщательно хранились и передавались из поколения в поколение. Поэтому нередко в помощь молодым девушкам приходили любезные нянечки и старушки. Они помогали все обустроить, растолковывать результат гаданий, читали заговоры и прекращали действо в случае опасности.

Не менее захватывают другие виды «страшных» гаданий, основанных на «слушании». Так, например, было среди них такое. Несколько девушек выходили в лунную ночь послушать звуки к проруби. Железным предметом или горящей лучинкой, которой был зажжен огонь в Сочельник, очерчивали себя кругом, садились на воловью шкуру и смотрели в воду. Те, кому суждено в наступившем году выйти замуж, видели там облик будущего мужа. Иногда при этом накрывались с головой скатертью, которая тоже олицетворяла границу между мирами. Слушать ходили и в лес на перекресток дорог. Соответственно, веселое пение, смех, звон колокольчика сулили замужество, а чей-то плач, стук топора предвещали нехорошее. В этих гаданиях надлежало строго стоять в кругу, который не позволит нечистой силе переступить запретную границу и навредить гадающим.

В русском народном фольклоре есть такой жанр как святочные былички. В этих коротких поучительных историях повествуется и о «страшных» гаданиях. Например, в одной из них рассказывается, как девушки, пришедшие в баню погадать, встретили там святочниц – волосатую нечисть женского пола, неистово пляшущую и поющую без слов. Девушки побежали прочь, а святочницы, догоняя, «колупали» их (то есть рвали ногтями тело). Но сообразительные девушки вспомнили о слабости святочниц – украшениях, и сорвали с себя бусы, которые те и стали подбирать, забыв о погоне.

Надо сказать, отваживались на «страшные» гадания только единицы. Церковь до сих пор считает эти гадания большим грехом, возбраняя любые попытки заглянуть в будущее. Это неудивительно, ведь «страшные» гадания мощнее всех остальных по силе эмоционального воздействия. Впечатлительные натуры после таких щекочащих нервы попыток заглянуть в будущее нередко заболевали. Да и стоит ли вообще торопить время? «Бойся не бойся, а от участи своей не уйдешь», – говорит русская поговорка.

Гадания привлекали своей поэтичностью русских писателей и поэтов. В творчестве В. Жуковского, А. Пушкина, Л. Толстого и других мы найдем большое количество описаний русских гаданий. Приведу стихотворение А.А. Фета, описывающее «страшное гадание»:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела;