Смекни!
smekni.com

Феномен скоморошества в русской традиционной культуре (стр. 2 из 6)

У восточных славян активным элементом в формировании новых мировоззренческих систем с XI века выступает христианство. Но прежде, чем христианское религиозное мировоззрение пришло на смену мифологическому язычеству, Древняя Русь прошла длительный и сложный путь эволюции взглядов на мир. Эта эволюция шла не путем полной замены старых верований новыми, а путем наслаивания, добавления нового к уцелевшему старому. Добавлением нового ко всему тому, что смогло выжить в новых условиях и обстоятельствах. Вместе с государством, народом и идеологическими институтами этот непростой путь прошли и носители народной культуры, активные участники передачи новым поколениям ценностей культуры своего народа. Надо не забывать, что не только материальная, но и духовная культура человечества имеет своих объективных носителей, обеспечивающих её передачу новым поколениям, такими носителями культуры и стали скоморохи, в тот момент, как только появились первые угрозы исчезновения этой самой культуры в лице навязываемого христианства.

Таким образом, становится ясным происхождение скоморохов как реакционного явления, в ответ на насаждаемое «огнём и мечем» христианство и вместе с ним христианскую культуру взамен на устоявшуюся языческую. Именно в связи с реакционным характером, среди всех прочих функций увеселения и развлечения народа, игрой на инструментах, пении, театральных действий, следует выделить и редуцированную и в значительной мере упрощенную жреческую функцию «русские скоморохи по своему происхождению были как бы видоизменившиеся волхвы, основной чертой древнеязыческой обрядности которых был смех. Смех, вообще веселье на похоронах и поминках и шире – смех в обряде – вот где в первую очередь связь скоморохов и древних языческих верований»[7].

В связи с проблемой происхождением скоморохов и соответственно их функциями примечательной является история, связанная с гаданием на картах “Таро”. Как пишет А. Колотов, «Эта система гадания возникла в средневековой Европе на основе древнееврейской мистики Каббалы, которая в свою очередь, опиралась на ещё более раннюю оккультную традицию Древнего Египта. Наши игральные карты - это усечённый вариант полной колоды “Таро”. Самая первая карта в полной колоде изображает молодого, человека, стоящего в саду с поднятой вверх правой рукой, в которой зажат магический жезл. Называется она Маг или волшебник. В современных колодах – иногда – фокусник. Так вот, в колодах Таро, имевших хождение в России до революции, она называлась – Скоморох.»[8] Как же объяснить связь мага и скомороха?

А дело в том, что те люди, которые адаптировали карты “Таро” к российским условиям, хорошо знали не только каббалу, но и Русскую оккультную традицию. И они, в частности, знали, кем же являлись скоморохи на самом деле.

Итак, основные положения теории о происхождении скоморохов можно свести к следующему: 1) скоморохи появились после принятия христианства; 2) они произошли от волхвов 3) главная сфера их первоначальной деятельности – обряды, связанные с ритуальным смехом.

1.2 Скоморохи в русском обществе

В XVIII—XX вв. исследователи писали о скоморохах или как о большой группе «профессиональных музыкантов и актеров, гусляров, домрачеев, бахарей, медведчиков»[9] или, реже, как о возможных служителях языческого культа[10]. Распространена также точка зрения, в которой обе функции — «жреческая» и «артистическая» рассматриваются как органически присущие и реализуемые скоморохами последовательно в разные эпохи. Последняя базируется на схеме: скоморохов как участников языческого культа (что можно видеть в элементах погребальной и свадебной обрядности) сменили скоморохи — профессиональные актеры.

Что касается связи скоморохов с язычеством, — а сторонниками этой теории были такие исследователи, как А. А. Белкин и А. М. Панченко, — это подтверждается многочисленными косвенными данными. Например текст эпической песни «Вавила и скоморохи» говорит об определенной репутации скоморохов в средневековой России. Это один из редких мотивов, где странствующие музыканты оказываются творящими чудеса святыми:

Говорили ему Кузьма с Демьяном:

— Заиграй, Вавило, во гудочек,

Во звончатой псреладец,

А Кузьма с Демьяном припособят!

Заиграл Вавило во гудочек

И во звончатой переладец,

А Кузьма с Демьяном помогают.

У того человека у Вавила

Был в руках кнутик-понужальце.

А стало из него гудальце.

Еще были в руках у него вожжи —

А превратились в шелковые струны.

Тут видит сын вдовы Вавило,

Видит: люди тут не простые,

Не простые это люди — святые.

Согласился с ними скоморошить.[11]

Такие сюжеты — редкие образцы народного искусства того времени, когда скоморохи в общественном мнении представлялись обладателями сверхъестественных качеств, притом положительных, направленных на благо. Очевидно, что такие произведения относятся к более раннему периоду, так как с XVI— XVII вв. в результате гонений на скоморошество официальной церкви и государства в обществе начинает появляться противоположный образ скомороха — служителя дьявола, с присущими ему некими магическими свойствами, которые он использует во вред добрым христианам. Один из ярких примеров — рассказ Симона Азарьина «О жене, исцелевшей молитвами Святаго»: «Приидоша скомороси, начата играти во всякие свои игры и глумитися всякими глумы, яко же их диявол научил на прелесть малоумным человеком. И приступиша глумотворцы тим к Наталье, просяще мзды своего глумления. Она же отврати от них лиЦе свое благоумное и отрече им: глумления вашего зрети не хощу и игры бесовския не слушаю и денег не дам. Они жа окаяннии, наполнившися бесовскаго духа и разпыхавшеся на нея, отъидоша, похвалившеся и неким дияволским ухищрением изпортивше ея, наведоша на нея болезнь люту, яко и лице ея обратися в тыл»[12]. Это новое отношение постепенно переходит в фольклор, например, в пословицах: «Бог дал попа, а черт скомороха», «Скоморох попу не товарищ», «Плясать — беса потешать», «В чем живет смех, в том и грех», «Скоморошьи потехи — сатане в утеху»[13].

«Если отцы церкви начали осуждать скоморохов еще с XI в., то первые территориальные запреты на их представления появились четыре столетия спустя».[14] Официальные гонения на скоморохов усиливались в продолжение долгого времени, пока не достигли своего апогея в конце XVI — начале XVII в.в., когда церковь активно поддержало государство, что повлекло за собой реальные репрессии, вероятно, отразившиеся в фольклоре, например, в пословицах: «Заиграл в сурну, да и попал в тюрьму», «Шутил Куприяшко, да попал в тюряшку». С конца XVII столетия скоморохи постепенно исчезают из центральных областей России, вынужденные под давлением обстоятельств менять место жительства и часто саму профессию. Странствующие ватаги исполнителей как явление народной культуры окончательно исчезают в царствование Петра I.

Официальные документы, дошедшие до нас, можно условно разделить на две части. Первая группа — это послания церковных властей, направленные на искоренение языческих традиций в народе. Например, «Память» патриарха Иоасафа 1636 г. и «Грамота в Шую» 1648 г.[15] Вторая — административные распоряжения, запрещающие деятельность скоморохов на отдельных территориях, как правило, принадлежащих монастырям (к примеру, «Приговорная грамота» Троице-Сергиевского монастыря 1555 г. о Присецкой волости.

С одной стороны, появление этих видов законодательных актов закономерно, поскольку логически обосновано практическими потребностями государства и официальной церкви, на протяжении всей российской истории выступающих в единстве. С другой стороны, интересным представляется вопрос о том, почему в христианской церкви вообще и в ее греческо-православном варианте в частности появились сами идеи осуждения скоморошества. Традиционным является ответ о том, что это произошло из-за языческих элементов в празднествах с участием скоморохов. Но наряду с этой явной причиной, очевидно, существовали и другие истоки неприятия церковью народной праздничной культуры и скоморохов как ее представителей.

Детализированную иллюстрацию идеи показа различного рода увеселений как деяний, не соответствующих христианской морали можно увидеть в иконах и фресках на сюжет «Страшного Суда». Иконы могут рассматриваться как некие иллюстрации дидактической живописи. Так, оригинальный пример соединения представления о борьбе дьявола и ангела за душу человека и того, что на все греховное нас подталкивают постоянно присутствующие рядом слуги сатаны, являет собой икона первой половины XVI в. из с. Лядины Каргопольского уезда, где грех «плясания» представлен на теле «змея мытарств»[16] чертом, танцующим под звуки бубна. Другой пример такого рода — миниатюры древнерусской рукописи с изображением грешников в огне, следующие за текстом: «мука плясцам и свирельницам и гусельницам плач неутешный во веки»[17]. Плач как мука за грехи скоморохов упоминается и в других древнерусских рукописях: «для плясунов, свирельников, гусельников, смычников, смехотворнее и глумотворцев»[18].

В иконах с изображением «Страшного Суда» наказания за грехи, связанные с языческими обычаями, скоморошеством и чувственными удовольствиями, показаны либо напрямую, через изображение истязаний групп грешников в аду, либо в виде надписей на «змее мытарств». К первой группе относится, например, описанная Н. В. Покровским икона из собрания князя П. Г. Вяземского, где скоморохи и певцы — «в огне повешены за ноги»[19]. Так же соборная икона из коллекции Екатеринбургского музея ИЗО изображает подобное наказание для скоморохов.