Смекни!
smekni.com

Мистицизм культуры Древнего Египта (стр. 1 из 3)

Тема нашего исследования «Мистицизм культуры Древнего Египта». Для того чтобы лучше осветить тему нашей работы рассмотрим само понятие «мистицизм». Для этого обратимся к Малому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона.

Итак, мистицизм, мистика - направление мысли, допускающее сверх обычных способов познания истины (опыта, умозрения и предания) возможность непосредственного общения познающего субъекта с божеством.

Исходя из этого определения, имея ввиду данный ракурс, мы можем выделить предмет нашего исследования. Поскольку речь идет не столько о самом предмете (мистицизме), сколько о конкретных проявлениях такого способа взаимодействия с реальностью в следующих направлениях, мы проследим элементы мистицизма в определенных аспектах культуры, мифологии и социально-иерархического расслоения.

– загробная жизнь

– жречество

– иерархия божеств

– анимализм

– культ фараона как божества

– социально-иерархическое разделение общества

– ритуалы

Проявления мистицизма в общественно-социальной жизни Древнего Египта

На берегах Нила, хранящих многочисленные следы великой цивилизации времен фараонов, даже неискушенного путешественника сразу поражает глубокое религиозное чувство, с которым жители Древнего Египта возводили свои колоссальные храмы и гробницы, и страстная любовь к жизни, воплощенная в живописи и скульптурах, украшающих внутренние стены гробниц.

Египетские храмы предназначались вовсе не для молитвенных собрании; это были святилища, в которых каста жрецов во главе с фараоном (наместником бога на Земле) неослабно следила за соблюдением установленного небом порядка. Простым людям вход сюда был закрыт. Признавая присутствие божественного начала "во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе" (включая растения и камни), египтяне поклонялись любым явлениям природы. Смерть была для них лишь новой ступенью на пути к богу: украшая гробницы, они изображали себя среди повелителей загробного царства, где им предстояло ждать полного слияния с вечностью.

Однако, стремясь разгадать истинный смысл археологических находок, можно легко ошибиться. Любопытные жанровые сценки, изображенные на стенах погребальных храмов и некоторых сохранившихся в них ритуальных предметах, следует понимать как символы «повседневных» искушений и опасностей, которые подстерегают человека в царстве Осириса, откуда, преодолев все преграды, умерший переселится в вечность.

Осирис, в древне-египетской мифологии один из наиболее почитаемых богов, культ которого из г. Бусириса (где он первоначально почитался) в середине 3-го тыс. до н. э. распространился по всей стране (центром культа О. стал г. Абидос).

Эти образы взяты из реальной жизни: во время загробного пиршества усопший приходит в состояние божественного опьянения; заросли папируса напоминают о первозданном болоте, где ему предстоит "созревать" и постепенно обретать божественную сущность; изображение охоты на гиппопотама или диких уток должно отвратить злых духов, которые преграждают ему путь. В сети должна попасть рыба - символ судьбы; жатва и сбор винограда - приношения Осирису; теленок - возрождение Солнца.

Эта красочная панорама, предназначенная для обитателей царства мертвых, воспроизводит широкую картину быта египтян - "божьего стада", как они себя называли.

Древний Египет был почти исключительно аграрной страной и жил по "величайшему и самому разумному календарю", как называл его Юлий Цезарь. Основу календаря, перенятого римлянами, составлял период между двумя разливами Нила (365,25 дня). Паводок затоплял и удобрял иссохшие земли Египта, почти не знавшие дождей.

Регулярность ежегодного разлива с древних времен определила деление года на три сезона (по 4 месяца каждый), что вселяло в египтян, тонко чувствовавших все изменения в природе, глубокую и непоколебимую веру в постоянное обновление.

Отношения между мужчиной и женщиной строились по тому принципу равноправия, который определял жизнь божественных супругов "древнейших времен". В отличие от многих других обществ классической античности женщины в Египте имели равные с мужчинами права. Замужняя женщина могла распоряжаться своим состоянием, имела право на часть имущества мужа и свободно распределяла свою собственность между детьми. Это была хозяйка дома: она давала мужу советы и делала многое для процветания своего семейства. Любовь супруга и уважение детей (желательно многочисленных) наполняли ее радостью, она ощущала, что все их благополучие зависит от нее. Родители уделяли мальчикам и девочкам одинаковое внимание, хотя систематическое образование не считалось обязательным, особенно для девочек. Впрочем, иногда им все же удавалось его получить: женщины участвовали в управлении, занимались торговлей и даже наукой. Первая в истории женщина-врач, Песечет, практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Несмотря на весь свой патриотизм, египтяне не страдали ксенофобией. Конечно, в древние времена они захватывали пленных при стычках на границе Темной земли (Кеми, как назывался тогда Египет), но будучи людьми миролюбивыми и считая войну несчастьем, обращались с ними хорошо. Рабов зачастую отдавали захватившим их воинам, а те со временем могли их освободить и даже разрешить жениться на собственной дочери. Сохранять свое вероисповедание пленным не возбранялось.

Как и в наши дни, в древности на берегах Нила далеко не все браки освящались религиозной церемонией или регистрировались властями. Взаимное обещание, данное при свидетелях, значило ничуть не меньше. Иногда составлялся акт, в котором регистрировалась личная собственность обеих сторон. Делалось это в интересах жены на случай развода, которого могли требовать оба супруга. В этом случае муж утрачивал право на ту часть совместного имущества, которая принадлежала жене или которую он признавал за ней, поэтому развод мог оказаться для него дорогостоящей, если не разорительной, затеей. Это обстоятельство наряду со здравым смыслом способствовало прочности брачных уз.

Всех египетских мальчиков, независимо от происхождения, принимали в школу при храме. Одна из надписей рассказывает о бедном юноше, который «достиг стоп фараона благодаря своей дощечке для письма». Каждый день матери носили учителю плату в виде съестных припасов. Подававшие надежды ученики по несколько лет жили на территории храма. Завершив образование, включавшее изучение множества иероглифов, овладение искусством письма и чтения, а также арифметикой, геометрией и географией, ученики удостаивались звания "писца, получившего дощечку".

За этим следовало назначение на административную должность. Особо одаренные могли продолжать занятия в "Доме жизни" на территории храма, где изучали труды великих архитекторов, ученых (медицина, фармакология, химия, астрономия и геометрия), литераторов, а также философов и мудрецов. Обучение включало практические упражнения и лабораторные занятия.

По большим праздникам египтяне не работали; в эти дни извлекали храмовые святыни и носили по улицам в особых ковчегах среди ликующих толп.

Самым главным праздником был, конечно, Новый год, когда воды Нила затопляли поля, освобождая крестьян от работы на них. Несколько недель египтяне навещали родственников и друзей. чтобы вместе с ними почтить память предков и воздать хвалу создателю, который вновь явил свое чудо - паводок, дающий их землям жизнь.

Говоря о религии, мы не можем не искушаться разговором о мифологии. Грань между мифологией и религией раскалывает исследователей «мистического» как минимум на два лагеря. Представителей «мифического» лагеря рассматривают мистический элемент как проявление феномена мифического сознания и построения представлений о реальности исходя из системы многобожия, в которой тому или иному культу присваивалось определенное назначение и нагрузка, т. е. когда бог непосредственным образом отвечает и влияет на те или иные природные и жизненные явления. И с другой стороны сторонников подхода, допускающего монотеистический ракурс в духовную жизнь древних египтян. Претендуя на объективность, мы должны опираться на исторические циклы развития египетской цивилизации, где впервые культ единого бога был введен во время правления фараона Эхнатона, а именно культ Амона Ра, как верховного божества во всей иерархии богов.

Эхнатон («Угодный Атону»), ранее Аменхотеп IV Уаэнра Неферхеперура (1364 —1347 до н. э. или 1351—1334 до н. э.) — десятый фараон XVIII династии египетскихфараонов, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии.

Ещё юношей будущий знаменитый реформатор Аменхотеп IV стал соправителем отца, который в последние годы своей жизни был, вероятно, тяжело болен. В это время, как и в первые годы самостоятельного правления Аменхотепа IV, на ведение государственных дел большое влияние оказывала его мать Тия, женщина незнатного происхождения. Брак Аменхотепа III с дочерью заведующего скотом одного из провинциальных храмов, по-видимому, был в своё время неодобрительно встречен фиванским жречеством и столичной знатью. Эта личная неприязнь была определенным проявлением давно назревавшего конфликта внутри верхов египетского общества.

Когда на престол вступил молодой Аменхотеп IV, он производил впечатление богобоязненного человека, выражавшего всеми своими действиями глубокое почтение к древней политеистической религиозной традиции. Однако уже первый год правления царя ознаменовался строительством гигантских комплексов Гемпаатон и Хутбенбен в честь бога Атона — зримой формы солнечного диска — в Карнаке, традиционно связанном с культом Амона-Ра. Новые храмы были построены в стиле утрированного реализма, характерного для первых лет правления царя и украшены гигантскими осирическими колоссами царя и его супруги Нефертити, выполненными царским скульптором Баком. Аллея сфинксов с головами Эхнатона и Нефертити была сооружена между X пилоном храма Амона и храмом богини Мут. На западном берегу Нила, южнее Мединет-Абу, было начато строительство гигантского храма обелиска, который так и не был завершен. После смерти отца Аменхотеп IV, опираясь на гелиопольских жрецов Ра, провозгласил себя приверженцем Атона — древнего второстепенного бога света, чьим символом был солнечный диск. При этом сохранялось почитание старых богов; даже новые храмы Атона были сооружены близ храма Амона в Карнаке. Первоначально культ Атона задумывался как почитание одной из ипостасей куда более могущественного Ра, служители которого оказывали действенную поддержку фараону в борьбе с усилившимся фиванским жречеством. Почитавшийся в Гелиополе Ра принадлежал к числу древнейших египетских богов и считался верховным богом со времени правления V династии, когда он вытеснил ещё более древнего гелиопольского бога Атума. В результате политического возвышения Фив в Среднее и Новое царство малоизвестный до этого фиванский бог Амон был отождествлён с Ра в образе Амона-Ра, и большая часть захваченной в походах добычи стала поступать в руки фиванского жречества, что вызывало противодействие мемфисского и гелиопольского. Намереваясь завоевать поддержку жрецов из Гелиополя, Аменхотеп включил в свою титулатуру определение «Единственный для Ра», а царский двор повелел именовать названием зала для проведения церемоний хеб-сед — «Замок ликования на небосклоне». Однако на пятом-шестом году правления (предположительно в 1358 до н. э.) Аменхотеп IV окончательно изменил свое имя на Эхнатон и провозгласил Атона Единым богом не только Египта, но также Сирии и Нубии.