Смекни!
smekni.com

Культура и природа 3 (стр. 3 из 5)

Природа и человек на Востоке.

Все живое - природно. Человеческое общество и культура - антиприродны, т.к. материально-культурный прогресс обеспечивается за счет первичных (растения, животные, почвы, вода) и вторичных (минералы, энергия) ресурсов природы.

У истоков цивилизации человек просто пользовался первичными возобновляемыми ресурсами природы, не нанося ей при этом существенного ущерба. От первых цивилизаций до наших дней неуклонно обостряется конфликт природы и человечества:

- природа развивается эволюционно, человечество - революционно (социально, экономически, научно-технически...);

- природные ресурсы в конечном счете невозобновляемы, человеческие потребности - безграничны: первобытный человек брал от природы 2-4 тыс. ккал. в день, средневековый - 20-24 тыс., современный - до 240 тыс. ккал. в день, т.е. рост заимствований от природы на душу населения в тысячу раз за 10 тыс. лет (при этом население Земли от первобытной эпохи выросло до 6 млрд. чел.).

Научно-технический прогресс перекрывает рост населения, не совсем распространяются на докапиталистические общества, особенно на Восток (даже в Европе недостаточно высокий уровень техвооруженности, сдерживавший освоение ее природных богатств, стал одной из причин Крестовых походов). Парадокс: ликвидировав зависимость от естественной природы, человек стал рабом техногенной среды, которая диктует теперь ему свои условия и определяет его образ жизни и самосознание. Вызвав изменения природы, общество само вынуждено изменяться в соответствии с этими переменами. С этой точки зрения можно усмотреть совсем другой смысл в словах Н. Заболоцкого:

"Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим, по мере наших сил".

Обедняя естественную природу созданием техногенных ландшафтов, цивилизация ставит себя на грань саморазрушения в результате кризиса взаимоотношений общества и природы, что находит выражение даже в языке (китайский иероглиф "наводнение" одновременно обозначает "бедствие"). Природа мстит цивилизации за победы над собой. Каждая из таких побед, отметил Ф.Энгельс, имеет "в первую очередь те последствия, на которые рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные, последствия, которые очень часто уничтожают значение первых".
Среди подобных "непредвиденных последствий" можно выделить следующие:
- чем больше население речных долин, тем беднее там флора и фауна;
- чем богаче речные долины, тем беднее и пустыннее прилегающие районы;
- чем больше общество зависит от сохранения техногенной среды, тем больше сохранение техногенной среды зависит от стабильности общества (социальные катаклизмы в обществе со сложными ирригационными системами эквивалентны природным катастрофам), рабы техногенной среды в состоянии играть роль геологической силы, разрушающей среду жизнеобитания в результате ошибок землеводопользования (Вавилон, Египет, Майя).

Восточное общество, положившее в древности начало человеческой цивилизации, в средневековую эпоху большую часть своей энергии направило не на продолжение успешно начатого развития, а на поддержание баланса отношений с природой. Поэтому в средние века очаг цивилизации неуклонно перемещался из давно освоенных и бесперспективных с точки зрения дальнейшего экономического прогресса тропических и субтропических районов Востока в среднюю полосу умеренного климата, в Европу с ее даровыми природными кладовыми и резервами, особенно лесными, которые ждали своего освоения.

Экологическая культура как средство сохранения человека в мире природы.

Проблема повышения экологического культурного уровня человечества стоит сейчас как никогда остро, так как она связана с безопасностью нашей дальнейшей жизни. Поэтому, как отмечает академик Н. Н. Моисеев, «спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома – планеты Земля». Опасность самоуничтожения человечества в результате бездумного потребительского природопользования требует пересмотра взглядов на отношение людей к природе, на характер их взаимодействия с природной средой, ставит перед обществом, проблему поиска путей формирования экологической культуры личности.
«Экологическая культура» - емкое и многоплановое понятие. Оно касается не только уровня технического, экономического развития общества, но и всей духовной жизни человека, его интересов, склонностей, способностей, взаимодействия с другими людьми, с окружающей средой. Экологическая культура теперь рассматривается все чаще с культурологических позиций, как феномен общей культуры, в котором пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида.

Экологическая культура выступает как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Ее формирование, становление несводимо к простому усвоению экологических знаний и норм. В связи с жизненно важной необходимостью осознания человеком своей социальной и нравственной ответственности за состояние окружающей среды, в современных исследованиях все отчетливей прослеживается нравственный аспект в понимании сущности экологической культуры как части общей культуры личности. В ее основе лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира. Иначе говоря, экологическая культура - это такой уровень сознания личности, который управляет и мышлением, и всей деятельностью человека на основе личностного принятия им абсолютной ценности жизни.

В аксиологическом аспекте экологическая культура как часть общей культуры представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. Содержание жизнедеятельности человека определяется направленностью личности на познание, осмысление общечеловеческих ценностей.

В деятельностном аспекте экологическая культура представлена как специфические способы жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Освоение личностью культуры здесь предполагает освоение ею способов практической деятельности. В процессе деятельности человек выступает субъектом культуры, создаются и закрепляются ее образцы. Культура, как универсальная характеристика деятельности, определяет наиболее приоритетные виды деятельности и способы ее осуществления.
Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают ее неразрушительные способы, безущербный характер взаимодействия с окружающей средой, преобразующий характер в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

В личностно-творческом аспекте проявляется направленность деятельности человека на творческую самореализацию в мире социума и природы. Здесь культура функционирует на личностном уровне.
Экологическая культура личности – это особое свойство личности как субъекта культуры, проявляющееся в его духовной жизни и поступках как способ самореализации, основанное на осознании себя частью социо-природной среды во взаимозависимых связях с нею и на внутренней потребности в сохранении окружающей среды, исходя из принятия абсолютной ценности жизни и нравственной ответственности перед собой, обществом и природой, перед настоящим и будущим

Пути преодоления глобального экологического кризиса с точки зрения культуры.

Экологический кризис - что это такое? Слово экология происходит от двух греческих слов - “экос”- происходит от греческих слов “ойкос” - дом, и “логос” - изучаю. Таким образом в грубом переводе “домоведение” это наука о собственном жилище, каковым и является наша земля для каждого населяющего ее существа. В строгом понимании вопроса различаются различные экосистемы. В частности есть экосистемы локальные и глобальные, замкнутые и незамкнутые, самодостаточные и внешнезависимые. Углубление в вопрос позволяет сказать, что любое сообщество живых организмов и систем может носить название экосистемы. При этом следует учитывать, что и наша Земля, несмотря на широко распространенное заблуждение является незамкнутой экосистемой. Она напрямую зависима от энергии, которую получает из космоса. В настоящее время мы лишь приближаемся к пониманию разнообразия форм этой энергии. Воспринимаемая как данность, она, тем не менее, является тем базисом на котором зиждется все разнообразие форм жизни на Земле. Оборвись эта связь и все живое будет поставлено на грань вымирания. Но даже не обрыв, а лишь небольшое нарушение баланса, способно привести к необратимым изменениям.

Кризис. Слово происходит от греческого “кризис” или “кринейн”, что в буквальном переводе означает - принимать решение. Исходя из того сдвига семантического поля слова, которое произошло в результате широкого его употребления, можно констатировать, что принятие любого решения уже само по себе есть занятие неприятное. Но что делать, если в доме действительно не все ладно и “принятие решения по наведению порядка в доме”, как мы теперь можем перевести словосочетание “экологический кризис”, уже давно должно было состояться. В противном случае, нерадивые хозяева рискуют быть погребены грузом собственного невежества и преступной халатности.