Смекни!
smekni.com

Противоречия современной духовной культуры (стр. 2 из 8)

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся есть единство прежде всего морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становления гармонически развитой, общественно активной личности.

«Духовное выживание возможно» - так считали участники дискуссии, которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии, культуры. В ней приняли участие: Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный художник; Е.Квятковский – действительный член АПН; В.Лакшин – главный редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат педагогических наук; Л.Буева – академик, секретарь отделения философии, политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе (руководитель работы Б.Неменский) и современная концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под редакцией Е.Квятковского).

Б.Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способны вводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека. «Какое место по времени должно занимать в школе изучение искусства? Сейчас, например, его снизили с 7-го до 6-го класса. Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без искусства в старших классах? Где это доказано , что старшеклассник может развиваться без музыки и ИЗО? Без искусства – от первого до выпускного класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика. Итак, искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное положение в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования».

2.2 Элементы духовной культуры

Всестороннее развитие личности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы, они были способны вносить красоту в жизнь, в труд, в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии, отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её.

Рассмотрим каждый элемент в отдельности, определим важность каждого из них и покажем необходимость воспитания этих качеств у подрастающего поколения.

2.2.1.

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово «мир» издревле укоренилось в лексике разных народов, то термин «экология» (в переводе с греческого – наука о доме, о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля, её природа – материки и океаны, зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей, и мастерская, в которой они трудятся, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и источник здоровья, вдохновения. Вот почему сохранение природных основ жизнеобеспечения общества является глобальной, общечеловеческой задачей. Но ввиду того, что научно-техническая революция и мировое производство не приобрели ещё экологическую ориентацию и по прежнему развёртываются без учёта возможностей и ограничений природы резко усилились негативные последствия этих тенденций: загрязнение окружающей среды, нарушение экологического равновесия, уменьшение способностей природных компонентов к самовосстановлению, истощение невозобновимых ресурсов. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. «Экологическая карта» нашей страны отражает и эти угрозы, и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве.

Экологическая культура – ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты.

С одной стороны, «ответная реакция» природы на разрушительные действия даёт мощный толчок, побуждающий, а точнее – вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей, встать на путь выработки экологической культуры.

С другой стороны, процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния системы «общество-природа», на оздоровление этого состояния, а в перспективе – на гармонизацию отношений между обществом и природой.

«Заряженность» на улучшение природопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений, но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных «Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен «круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и мира».

Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее, но и более отдалённое будущее, и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец, сегодняшние дети в перспективе - весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, - ведут к тому, что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности.

Экологизация современного познания, обусловленная общественными потребностями, выдвигает задачу – придать системе образования экологическую ориентацию. Научное знание лежит в основе образования, в том числе и экологического. Из этого исходят и международная программа Юнеско – ЮНЕП по образованию в области окружающей среды и программы экологического всеобуча, разрабатываемые в нашей стране.

В ходе учебного процесса и подготовки, учащихся к выбору профессии необходимо:

1. Усиление эколого-мировоззренческой нагруженности образования, и прежде всего более широкое освещение философских проблем взаимодействия человека и природы;

2. Сопряжение различных школьных предметов с вопросами экологии, формирование межпредметных связей, выявленных в ходе развития междисциплинарных исследований проблем охраны природы, оздоровления окружающей среды;

3. Разработка и введение целостных учебных курсов охраны природы, общей экологии, которые отражают в образовательном процессе такую тенденцию научного познания, как становление и развитие целостных комплексных сфер экологических исследований;

4. Включение в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды, которые связаны с регионально – отраслевой специализацией.

Эти линии экологического образования должны не только пронизывать процесс образования, но и объединять все те знания, которые усваивает молодёжь, сквозной идеей о единстве общества и природы.

2.2.2 Нравственная культура

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Большую роль отводил нравственному воспитанию выдающийся швейцарский педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.