Смекни!
smekni.com

Вавилон (стр. 2 из 3)

Все эти обстоятельства, как показала историческая наука, приводит к перемене общественного устройства: совершается переход от первобытнообщинного строя к государству. Центры общин теперь окружены стенами, под защиту которых постепенно собирается почти все население данной общины. Эти городские стены были предметом особой гордости общинников и воспевались в эпосе. Так, в междуречье Тигра и Евфрата, а также на р. Дияле, притоке Тигра, сложились десятки небольших городов-государств, или как их принято именовать в науке, новых государств.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО (от первобытной демократии к единоличному правлению).

Теперь отвлечемся от библейских мифов и посмотрим, каким же в реальности был древний Вавилон. Важной характеристикой любой страны является ее общественное устройство. Вот как обстояло дело в Вавилоне.

Города-государства Двуречья долго еще сохраняли черты первобытной демократии. Во главе общины стоял правитель, носивший в разных общинах разные титулы: эн (верховный жрец главной местной богини и ее "земной супруг"), энси (жрец-строитель?), лугаль (вождь, букв. "большой человек", "господин"; лишь позднее этот термин стал обозначать "царь"). Рядом с ним (а часто и выше) - совет старейшин. Окончательное решение по всем важнейшим вопросам принадлежало народному собранию, куда входили все свободные взрослые мужчины. Однако очень скоро обсуждение в народном собрании стало чистой формальностью, ибо возражать правителю, обладавшему большим богатством и распоряжавшемуся храмовой дружиной, было небезопасно. Власть правителя общины поначалу не была наследственной: правитель был "избранником" главного божества данной общины (посредством оракула или жребия). Но довольно скоро власть стала наследственной, хотя в принципе всякий царь и в более поздние времена считался "избранником великих богов".

5. ХРАМ-ЦЕНТР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И

КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ .

Храм - сердце города, колыбель культуры народа. Рассмотрим, каким был древний храм в Вавилоне. Храм был центром экономической, политической и культурной жизни общины. Здесь хранились общинные запасы на случай неурожая. Торговые агенты храма совершали путешествия в дальние страны, где выменивали на хлеб, масло и ремесленные изделия многие виды сырья, которые отсутствовали в Двуречье: дерево, металлы, камень и т.п. Эти торговые агенты выполняли также и частные поручения, причем добирались даже до Индии и Омана. Торговля была важным источником обогащения для общинной верхушки. Храму принадлежала также значительная часть общинных земель, из которых выделялись большие наделы для должностных лиц: высших жрецов, судей и т.п. Наделы обрабатывались зависимыми от храма людьми, а также рабами. Наконец, при храме находилась школа, в которой обучали письму, математике, музыке, астрономии и ряду других наук. Именно возникновение обширного храмового хозяйства, а с ним и необходимости учета привело к созданию письменности.

Вопрос о том, какой именно народ создал эту письменность (возможно, первую в истории человечества), до недавнего времени оставался дискуссионным. Высказывалось, в частности, предположение, что письменность была создана дошумерским населением юга Двуречья. Недавно было доказано, что письменность создали именно шумеры. Честь этого открытия принадлежит российской науке. Архаические ("протоклинописные") тексты до сих пор плохо поддаются расшифровке, хотя в ряде случаев понять их (или по крайней мере получить общее представление об их содержании) можно. Однако появляющиеся иногда в научно-популярных изданиях пространные "переводы" архаических шумерских текстов не следует принимать всерьез.

6. ВОЗВЫШЕНИЕ ВАВИЛОНА.

Теперь кратко обрисуем обстоятельства, при которых Вавилон из небольшого городка превратился в столицу великого царства. Политический хаос, возникший после падения царства Ш династии Ура, длился около двух веков. Мелкие и мельчайшие царства, на которые вновь распалась Месопотамия, находилась в состоянии почти непрерывных войн друг с другом. Недолговечные союзы вновь сменялись яростной враждой. В этой обстановке важное политическое значение приобрели вторгшиеся в Месопотамию племена амореев. Частично они перешли к оседлой жизни, частично продолжая кочевать. Эти воинственные пришельцы быстро усвоили аркадский язык и культуру, но долгое время сохраняли родо-племенной строй. Месопотамские царьки наперебой старались заручиться поддержкой со стороны вождей аморейских племен, обладавших немалой военной силой. Но скоро эти вожди поняли, что и сами могут извлекать выгоды из такого положения дел. Сначала вождь сильного племени поступал на службу к какому-нибудь царю, делался начальником его армии и первым вельможей. Затем он свергал своего "нанимателя" или объявлял себя наследником. Не прошло и сотни лет, как почти во всех государствах Месопотамии появились аморейские династии.

Одна из таких династий утвердилась и в Вавилоне - скромном провинциальном городке, не имевшем никакого политического значения. Удивительно целеустремленная и ловкая политика этой династии (плюс, разумеется, удача) превратили Вавилон к концу царствования Хаммурапи в столицу огромного царства, охватывавшего всю Месопотамию. Преобразование месопотамского пантеона, в котором теперь центральное место занимает бог-покровитель Вавилона Мардук, а также провозглашение Вавилона вечным обиталищем "царственности" показывают, что вавилонские цари не только полагались на силу оружия, но что хорошо понимали и роль идеологии. И надо сказать, что в идеологии их успехи оказались даже более прочными. Вавилону предстояло еще раз испытать нашествия врагов, горечь поражений. Но престиж его неизменно оставался высоким. Даже тысячелетие спустя, когда Вавилония была завоевана ассирийцами, они не присоединили ее к своему царству, как обычно поступали с завоеванными странами. Вместо этого ассирийские цари стали короноваться также и в качестве царей вавилонских. Затем Вавилония вернула себе независимость и приняла участие в разгроме Ассирии. Но еще до этого в письме ассирийскому царю граждане Вавилона с гордостью именовали свой город "средоточием мира".

7. ИСКУССТВО ВАВИЛОНА.

Нельзя составить полного представления о Вавилоне, не охарактеризовав его культурной жизни. Но, как уже отмечалось выше, до нас дошли лишь немногие свидетельства расцвета искусства в этом городе-государстве. Следует отметить, сохранившиеся памятники Вавилона часто были обнаружены археологами в других, подчас, отдаленных местах. Так, в Сузах, городе соседнего с Вавилоном государства Элама, была найдена знаменитая "Стела Хаммурапи" - свод царских законов, высеченных в камне и увековечивших уже не военные, а культурные деяния правителя. Стела в своей верхней части содержала и рельефное изображение самого царя, получающего от бога солнца и правосудия Шамаша символы власти. Живописная проработка складок одежд, мягко вылепленные лица Хаммурапи и божества, перед которым он предстоит, стиль передачи мускулатуры тела говорят о том, что искусство Вавилона складывалось под сильным воздействием искусства Шумера и особенно Аккада. Но в Вавилонской скульптуре больше спокойствия. Она несет на себе отпечаток торжественного ритуала, установившегося при дворе. Это проявляется как в замедленном жесте руки Хаммурапи, протянутой к богу Шамашу, так и в благоговейной сдержанности выражения его лица, в плавности очертания его одежд.

Особенности вавилонской культуры прослеживаются более явственно по памятникам соседствующих с ним государств Элама и Мари. В них можно точнее уловить те, на первый взгляд, неприметные перемены и сдвиги, которые отличают вавилонские произведения от шумерийских. Так, знаменитая алебастровая статуя 18 в. до н.э. богини любви, плодородия и красоты Иштар (олицетворение планеты Венеры) хотя и близка шумерийским изображениям Инанны, но привлекает рядом новых черт. Небольшая фигурка, всего около метра высотой, показывает богиню в расцвете ее юной красоты. Мастер прежде всего подчеркивает ее чарующую женственность. Фигура Иштар стройна и пропорциональна. Под легкой, лишь условно намеченной тканью просвечивает высокая грудь, обозначена тонкая талия. Тяжелая, колоколообразная юбка удлиняет пропорции, сглаживает линии тела. Но самое яркое - это дышащее молодостью лицо богини, с точеным подбородком, высокими скулами и маленьким ртом, обрамленное густыми прядями пышных волос, ниспадающих на плечи. Голова увенчана высокой рогатой тиарой, что придает всему облику богини большую значительность. Можно себе представить, какое впечатление производила эта статуя на молящихся! Ведь руки ее, легко и естественно держащие у пояса массивный кувшин, соединенный, в свою очередь, со сложной системой водостоков, считались обладающими священным даром источать в знойный день прозрачную воду. И еще одну новую особенность можно отметить в этой фигуре. Хотя в статуе не выявлено движение и ноги ее, выступающие из-под тяжелых складок юбки, плотно сомкнуты, она лишена той скованности и столбообразной монументальности, которая отличала статуи предшествующих веков.