Смекни!
smekni.com

Типология культур 2 (стр. 7 из 8)

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается пре­кращением товаропроизводящей экономики в обслу­живающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Решающим фактором развития становится уровень образования и знаний. По­добные процессы наблюдаются в США и Японии, завершающих переход от индустриального к постин­дустриальному обществу. Но они не отмечаются в Рос­сии, которая не так давно завершила переход от доин­

дустриального общества, где большинство населения вставляли крестьяне, проживавшие в сельской местности, к индустриальному.

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 году так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автома­тизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составят и развитых странах около 90% рабочей силы. Возника­ет особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и воз­вращение, то на качественно более высокой ступени. нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, нажи­мают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в 4 раза. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Гер­мании 70%.

Кроме того, используются и другие термины: «вто­рая промышленная революция», «третья волна», «супериндустриальное общество», «третья индустриаль­ная революция», «кибернетическое общество». Но чаще всего используется понятие «информационное общество», свидетельствующее о том, что в современ­ном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндуст­риальным, но также информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно связано с соз­данием, обработкой и передачей информации.

Информация стремительно становится все более и более доступной из-за развития технологии. Персо­нальные компьютеры, автоматическая обработка тек­стов, кабельное телевидение, видеодиски и записываю­щие видеоустройства все шире проникают в дома, школы и офисы.

Каждый год информация в мире удваивается и ут­раивается, выходят все новые информационные кана­лы, а самым передовым является система Интернет — компьютерная паутина, опутавшая невидимыми нитя­ми весь земной шар. Сегодня по Интернету люди из разных концов земного шара общаются письменно и визуально, проводятся научные конференции и пока­зательные операции. Благодаря Интернету можно вой­ти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Про­стое общество — это эпоха человеческих мускулов; аг­рарное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, пост­индустриальное общество — эпоха атомной и термо­ядерной энергии.

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ по П.Сорокину

Сорокин выделял три типа культуры:
а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и истина наслаждения; Для чувственного типа культуры характерна сенсорность: внимание переносится на чувственно осязаемые предметы, эмпирический опыт, светскость и соответствие земному миру. Именно признание того, что объективная реальность и смысл ее сенсорны, "провозглашается нашей современной культурой во всех ее основных компонентах: в искусстве и науке, философии и псевдорелигии, этике и праве; в социальной, экономической и политической организациях, в образе жизни и умонастроениях людей"2. Для чувственной (сенсорной) культуры характерно восприятие мира как данного в чувственном опыте, посредством слуха, зрения, осязания и обоняния. Идеалом человека сенсорной культуры является личное счастье, аскеза ему чужда. Этот культурный тип реализован Европой в эпоху Нового времени, когда возникает наука, познающая мир опытным путем. Причем опыт выступает единственным критерием истины, рациональное познание абсолютизируется. С этого времени начинают быстро развиваться техническое и естественнонаучное знание, возникает индуктивная философия.
б) идеациональный тип (ideational), где преобладают сверхчувственные, духовные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу или Идее, т.е. «истина веры» и истина самоотречения; И наконец, эклектичный тип культуры предполагает противостояние чувственных и идеациональных элементов мироощущения. В идеациональной культуре искусство тяготеет к условности, символичности, создается в соответствии с определенными канонами и чаще всего обезличено (мы почти не знаем имен художников, расписавших стены пещерных храмов Аджанты, создавших прекрасные арабески мусульманских орнаментов). В чувственной культуре стиль искусства становится натуралистическим. Гармоничное сочетание двух видов мироощущения лежит в основе достижений искусства греческой классики и Возрождения, когда способы воплощения художественных образов были частично символичными, частично реалистическими.
В идеациональной культуре восприятие и познание мира в основном осуществляется через откровение, интуицию, мистический опыт. Рациональное познание отвергается, человек не доверяет своему разуму, больше думает о конце мира, чем о естественном порядке вещей и возможности преобразования действительности. Люди культуры идеационального типа не стремятся к естественнонаучному познанию, наоборот, их внимание сосредоточено на мистическом опыте, приоткрывающем тайну существования иного мира. Ярким примером такого мировосприятия и типа культуры предстает европейское Средневековье IX —XII вв., где господствующее место в сознании занимала религия, пронизывая все формы жизнедеятельности.
в) идеалистический тип (idealistic), представляющий некий синтез чувственного и идеационального типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера — наукой, эмпирическое восприятие — интуицией, т.е., по выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истина разума». Идеалистический тип культуры характеризуется тем, что значение идей и чувственно осязаемых предметов становится равноправным, происходит как бы гармоничное слияние двух типов мировоззрения в единое целое (примером в европейской культуре могут послужить эпоха античности и Возрождения).

Типология культур по Данилевскому

В своей теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевский выделяет 10 типов (или цивилизаций) в хронологическом порядке. Каждый из типов в своем развитии проходит стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Как правило культурно-исторические типы выступают, с точки зрения автора, положительными деятелями. Но "...есть еще временно появляющиеся феномен, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые..., совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество." [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 89.]

Каждый самобытный культурно-исторический тип в своем развитии движется от этнографического состояния к государственному, а от него - к цивилизации. По мнению Данилевского, цивилизация не передается от одного типа к другому. Это не исключает некоторой преемственности, но такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача накопленного опыта. Под периодом цивилизации автор понимал "...время, в течение которого народы, составляющие тип... проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе..." [Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 89.]

Для культурной типологии Данилевский выделял следующее основание - направления культурной деятельности человека, которая подразделяется на четыре категории:

  1. религиозная (отношение человека к Богу);
  2. культурная в узком смысле, заключающая отношение человека к миру (эстетическая, теоретическая, научная, техническая, промышленная);
  3. политическая;
  4. общественно-экономическая.

В соответствии с приведенными категориями Данилевский выделял четыре типа культур:

  1. первичные (или подготовительные) культуры, в задачу которых входила выработка тех условий, при которых возможна организованная общественная жизнь, эти культуры не проявили себя ни в какой из категорий достаточно полно (египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры);
  2. одноосновные культуры, следовали за первичными и ярко проявили себя в одной из категорий социокультурной деятельности (еврейская, создавшая первую монотеистическую религию; греческая, проявившаяся в культурной деятельности - архитектура, пластика, драматургия; римская, создавшая действенную политико-правовую систему);
  3. двухосновная культура, политико-культурный тип, так как эти два направления были доминирующими к творческой деятельности (германо-романская культура); в экономике преуспели гораздо меньше;
  4. четырехосновная культура -- возникающий, формирующийся культурный тип, имеющий возможность реализовать истинную веру, политическую свободу и справедливость, собственную культуру, гармоничный общественно-экономический строй; таким типом может стать славянский культурно-исторический тип - "удел России - удел счастливый:... не покорять и угнетать, а освобождать и восстанавливать". [Указ. соч. С. 508.]

Данилевский считал, что культуры, создаваемые народами, самобытны и самодостаточны.