Смекни!
smekni.com

Культура и религия Индии история и современность (стр. 2 из 2)

Путь к освобождению выражен в «четырех благородных истинах буддизма:

1.Жизнь есть страдание.

2. Причина всех страданий - желания.

3. Страдания можно прекратить путем избавления от желаний.

4. Это достигается посредством «правильного знания» и « правильного поведения».

Освобождение - это избрание пути, лишенного крайностей: как страстных желаний, наполненных сильными чувствами, так и абсолютного бесстрастия. Это должен быть третий путь, при котором чувствам человека присущи спокойствие, гармония, уравновешенность.

В основных направлениях буддизма –хинаяне и махаяне, сформировавшихся практически сразу после его возникновения, выбор пути понимается неодинаков. Тем не менее, можно заключить, что специфика духовной культуры Индии в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале.

В искусство Индии буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи- это идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобретали конкретно-образный характер[6]. Так, в буддизме была создана целая система символов-образов, обозначавших скрытый смысл учения Будды и его жизни. Наиболее распространенным символом является изображение колеса или сияющего круга, который символизирует учение Будды или его самого.

Не менее распространены буддийские символы быка, льва, слона и лошади, которые воспроизводят различные стадии жизненных превращений Будды.


3. ИСКУССТВО ИНДИИ

Искусство Индии- отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались из уст в уста от брахманов их ученикам.

Во-вторых, в древней Индии не было своих историографов, и часто практически невозможно установить не только автора, но и приблизительное время создания.

В-третьих, Индия многонациональная и многоязычная страна, где живут разные народы, создавшие свою мифологию, свою литературу.

В развитии искусства Индии можно условно выделить: этап ведической литературы, этап буддистской культуры, период взаимопроникновения в индийскую культуру культур завоевателей: греческой, затем исламской. Во время колонизации Индии англичанами ее искусство по большей части жило прошлыми традициями.

Индийскому искусству присущи некоторые особенности, которые отличали его во все времена.

Во-первых, традиционность: как бы ни изменялись времена, религии, политическая картина, оно сохраняет свое неповторимое мировосприятие, свои сюжеты, способы их выражения.

Во-вторых, динамичность. В отличие от других восточных художественных традиций, его пронизывают танец, движение, ритм, присутствующий явно или в скрытом виде во всех видах искусства. Особенно явственно это выступает в архитектурно-скульптурных ансамблях.

В-третьих, чувственность.

Представляя весь мир, как результат божественной любви, сначала индийская мифология, а потом и философско-религиозные учения, и наконец, искусство прославляют чувственную форму любви, не видя в ней низменного. Наоборот, любовь выступает как великое творческое начало мира и поэтому также оснащена традицией.

В-четвертых, символичность.

Искусство соединяет религию, философию, поэзию в единый образ мира. Каждый такой образ связан тысячами связей с древнейшими взглядами, каждый несет для посвященного целый мир значения и смысла.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение данной работы можно выделить основные моменты:

1. Индийская культура- одна из первых культур Востока, которая не прекратила своего существования , а остается живой культурой с глубокой древности и до наших дней. В ней удивительным образом переплетаются древнейшие традиции и современные взгляды. Это предполагает возможности не только дальнейшего изучения ее особенностей, но и переосмысления их с позиции современности.

2. Индийская культура, представляющая собой соединение культуры древних аборигенов, живших в долине реки Инд, и индоариев, расселившихся преимущественно на берегах Ганга, совершенно уникальна даже в тех своих сторонах, которые обнаруживают сходство с другими народами, вышедшими « из единой праиндоеаропейской общины».

3. Духовная культура Индии соединяет в себе представления о космической первооснове всего сущего со стремлением человека к самосовершенствованию, позволяющему ему преодолеть объективную причину его существования. Во многих религиозных системах Индии соединяются фатализм и представления о возможности преодоления фатальной необходимости. При этом практически всегда главная роль отводится сознательному поведению и образу жизни самого человека.

4. Индийские мыслители создали первую в истории Востока сравнительно цельную систему философских взглядов, выработали ее основные категории и понятия. Впервые в истории культуры в Индии встречаются как идеалистические, так и материалистические взгляды на мир.

5. В центр множества учений, начиная от мифологических и кончая философскими, поставлен человек, его путь самосознания и самосовершенствования, несмотря на то, что вся восточная культура не знает проблемы человека как предмета для анализа. Поэтому в Индии, как и во многих последующих культурах, так сильна этическая сторона жизни человека и общества, такое большое значение имеют традиции.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000

2. Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994

3. Мифологический словарь./Гл. редактор. Е.В. Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1991

4. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997

5. Хождение за три моря. Афанасий Никитин.- М.: Издательская группа «Прогресс»- « Культура», 1995

6. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя./ сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991


[1] Хождение за три моря Афанасия Никитина.- М.: Издательская группа « Прогресс»-« Культура», 1995 С. 97

[2] Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителя / Сост. А.Е. Черкасова.- М.: Просвещение, 1991. С.83

[3] Васильев Л.С. История Востока. В 2т.- М.: Высш. шк., 1994. т.1 С. 157

[4] Быстрова А.Н. Мир культуры ( Основы культурологи). Учебное пособие.-М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000 С.163

[5] Мифологический словарь/ Гл. ред. Е.В. Мелетинский.- М.: Сов. Энциклопедия, 1991

[6] Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники.- М.: « Московский лицей», Брянск: « Курсив», 1997 С. 60