Смекни!
smekni.com

Молодежная культура как явление субкультуры (стр. 2 из 4)

Таким образом, Молодежная субкультура — это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

1.1 Субкультура студенческой молодежи.

В 2000-е годы палитра молодежной субкультуры чрезвычайно широка. В ней появились и оформились новые поколения, направления, вкусовые пристрастия и модные поветрия — где угодно можно встретить киноманов, алисоманов, рейверов, блэкеров, трешеров, думеров, толкиенистов, гранжиров, рэпперов, гопников и т.п. Молодежная субкультура возникла потому, что благодаря ей молодое поколение удовлетворяло определенные жизненно важные потребности. При объяснении причин и целей возникновения молодежной субкультуры у специалистов сложилась следующая точка зрения. Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство — период минимальной ответственности, и вступает во взрослость — период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений. Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе ее ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество, как чувственный барометр эпохи, оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. Исследования ценностей ориентации студентов в политической и нравственной сферах, показывают, с одной стороны, личностные интересы и потребности молодежи, с другой – ее отношение к обществу и его проблемам. Большинство опрошенных признают самоценности человека и человеческой жизни, гуманные отношения между людьми, социальную справедливость и социальную защиту прав гражданина. Смысл жизни они видят в создании хорошей семьи и воспитании, далее следуют по значимости высокий уровень жизни и самовыражение. Подавляющее большинство отвергает приоритет общественного интереса над личным, а получение максимума жизненных удовольствий преобладает над общественно полезным трудом. Большая часть студенческой молодежи испытывает состояние политической апатии, равнодушия ко всему окружающему. Изменилось и отношение к общественной деятельности, потребность в ней не ощущает 81% опрошенных, что во многом связано с ухудшением их материального положения и необходимостью заниматься мелким бизнесом. Нравственный облик студентов характеризуется снижением моральных критериев поведения, что в определенной мере отражает процессы, происходящие в обществе, и прежде всего – усиление аморализма и преступности, охватывающим главным образом молодежь. Чаще стали встречаться в студенческой среде такие явления, как пьянство, увлечение порнографией, грубость по отношению к педагогом, воровство, наркомания и другое.

Таким образом, процесс формирования духовного облика студенческой молодежи сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и общества.

Одним из значимых занятий в сфере свободного времени молодежи является чтение. В отношении современной молодежи к чтению социологи выделяют четыре основных тенденции:

1) несовпадение интересов и знаний – лучше известна классика из школьной программы, но больше привлекает современная литература;

2) внимание к творчеству писателей, выбор того или иного жанра определяются общей социокультурной ситуацией, происходящими в обществе процессами;

3) преобладает предпочтение тех произведений и авторов, которых широко пропагандируют средства массовой коммуникации;

4) немаловажную роль в чтении молодежи играет подверженность групповым стереотипам, когда литературные интересы определяются модой, групповые предпочтения обуславливают индивидуальный выбор читателя.

Теперь рассмотрим, как молодежь относиться к кино. Кинофильмы 30 – 50-х гг обладали притягательной силой, эмоциональной заразительностью. Среди них были и шедевры мирового кино, непритязательные комедии и сказки с их райским благоденствием. Для поколения этих лет кино было единственным искусством, открывающим путь в мир прекрасного. Тем не менее молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется тем, что репертуар кинотеатров направлен, прежде всего на молодежь: молодые герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов – все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально – чувственное отношение и стремление к развлекательности. Кино для молодежи – это не столько возможность контакта с искусством, сколько возможность коллективного сопереживания, эмоционального, дружеского общения. Совершенно уникальным, особым искусством является театр, где зритель становится непосредственным участником создания спектакля. В последнее время наблюдается не только сокращение молодежной аудитории театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посетителей. Интересна динамика молодежных ориентаций в сфере театра:

1) предпочтение постановок современных авторов по сравнению с классикой в 70-е гг;

2) направленность на музыкальные спектакли легкого, развлекательного жанра преобладающей части молодежи, кроме студентов, которым присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности, воплощенных средствами драмы;

3) изменение популярности отдельных театров и их репертуара – самые популярные театры не имеют молодежного репертуара, а другие не пользуются у нее спросом. Таким образом, театр не использует свои воспитательные возможности. Значительное место в жизни человека занимает музыка не столько как вид искусства, сколько как звуковой фон жизни. Молодежь обращается к музыке чаще, чем к другим видам искусства. Но большинство слушает, не проявляя избирательности. Произведения классики в структуре музыкальных интересов занимают последнее место. Даже представители молодежной интеллигенции не имеют элементарных музыкальных знаний. Что касается вкусов молодежи в музыке, то преобладающее большинство молодежи предпочитает поп- и рок – музыку, лишь отдельные из них – симфоническую, органную, оперную. Таким образом, отношении молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры.

2. Неформальное движение молодежи.

В рамках

3. Субкультура Рэпа, как специфическая социальная группа.

Стержень любой молодежной субкультуры — это уличный стиль. Некоторые субкультуры (в том числе рэп и хип-хоп) имеют национальные и социальные корни и, по сути своей, изначально являлись порождением «криминализированных трущоб». Сленг — одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком — пропуск в группу. Начиная с примерно с середины ХХ века различные распространенные в то время субкультурные общности (такие, как рокеры, тедди бойз, моды/стиляги) — начали исчезать как на Западе, так и в России, оставив после лишь понятие «неформальная субкультура», которое в то время многими воспринималось по-разному и «обыватели» просто не знали, как именно нужно относится к подобным общественным образованиям и как реагировать на проявления со стороны этих молодежных объединений. Новая волна молодежных объединений начала набирать обороты примерно во второй половине 80-е гг. 20 века. Страну буквально заполонили панки, металлисты, рокеры, рэперы и многие другие. Подобные новообразования можно было объяснить глобальными изменениями в обществе и государстве, ликвидацией привычных обществу советских устоев, естественно подобная ситуация повлекла за собой необратимые последствия глобального культурного разрыва, поиск новых культурных образцов. Источником для подражания и основой для возникновения новых стандартов для молодежи того времени во многом стал Запад. Многие молодежные стили смешались, неразбериха в использовании понятий «молодежные культуры», «субкультуры», «контркультуры» отражает не только сложную историю их российской адаптации, но и смешение соответствующих явлений на современных молодежных сценах. Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция. Однако современное общество, структура которого определяется не только общими «кастовыми» (групповыми), но и более мелкими, индивидуализированными характеристиками, демонстрирует разнообразие представленных в нем субкультур. Основной способ воздействия молодежной рэп-субкультуры на общество — РЭП (или речитатив). Смысл текста в рэпе имеет решающее значение, так как он изначально формировался как субкультура протеста, поэтому рэп принимал лозунговые формы. Фактически, рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. При умелом подборе звуков в рэпе достигается эффект мелодичности простого произнесения (начитывания) текстов. При кажущейся незамысловатости подхода стать мастером очень непросто, поскольку чтение текстов должно быть не монотонным, а запоминающимся, поэтому громадное значение имеет правильный подбор рифм, интонаций, принцип аллитерации. Естественно, существует не только англоязычный рэп. Широко известны и французские, немецкие, испанские исполнители. Рэп постоянно набирал популярность и сейчас эта тенденция только усилилась.Таким образом, делаем вывод — субкультура есть ни что иное, как попытка молодёжи самоутвердиться за счет неких ценностей, которые в данном случае принимаются за константу и основной принцип жизнедеятельности. Начиная с 80-х годов крупные производители спортивной одежды активно работают с хип-хоп культурой в США. Как Вы заметили огромную роль для становления рэпа и вообще хип-хоп культуры играли несколько районов Нью-Йорка (Гарлем, Бронкс). Все что начинали носить «лидеры улиц» начинала носить вся субкультура и огромное количество «белых американцев», которые увлекались брейк-дансом, граффити или рэпом. Молодежные субкультуры, создают собственную культуру, которая помогает молодым людям адаптироваться к жизни, берет на себя часть функций социализации индивидов, с которыми не справляются семья, школа, формальные молодежные организации и государство.