Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Рима 17 (стр. 5 из 5)

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Еще с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять ее водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, но не попал в окончательный список, который был оглашен 7 июля 2007 года.

4.Пантеон

В Древнем Риме было построено сооружение, которое по значимости и оригинальности архитектурного замысла можно поставить в один ряд с форумом и Колизеем, — это Пантеон, расположенный на Марсовом поле. Римляне, подчинив себе многие европейские народы, тем не менее были уверены, что с чужими богами нужно считаться. С этой целью и задумали возвести Пантеон — храм всех богов.

Первое здание Пантеона было построено в 27 году до н.э. сподвижником Августа Марком Агриппой. После этого Пантеон дважды горел. Окончательный вид сооружение приобрело в 125 году при императоре Адриане. Строительными работами руководил Аполлодор Дамасский. Пантеон возвели в виде круглого здания — ротонды и перекрыли огромным куполом. Пропорции храма близки к идеальным: диаметр купола — 43,5 метра почти равен высоте храма — 42,7 метра. Толщина стен превышает шесть метров. Бетонный купол весом 46 тонн имеет форму полусферы, покоящейся на цилиндрическом барабане. В вершине купола сделано отверстие диаметром около девяти метров. Оно называется окулюс — «Глаз Пантеона», через который в храм проникает солнечный свет. Окулюс символизировал всевидящее небесное око.

На протяжении 200 лет купол Пантеона оставался самым большим в мире. Соорудить столь сложную конструкцию римляне смогли только благодаря точным расчетам и умелому использованию бетона. Чтобы сделать купол более устойчивым и прочным, строители использовали бетон с разным наполнителем, в верхней части использовали легкую пористую пемзу, а у основания купола, где нагрузка особенно велика, к бетону добавляли смесь тяжелых металлов.

Купол сложен из каменных и бетонных плиток, которые имеют прямоугольные углубления, называемые кессонами. Они применены для того, чтобы уменьшить вес элементов купола и тем самым облегчить конструкцию. Кроме того, кессонированный свод создает иллюзию небосвода, величественно вздымающегося над головой.

Вход в Пантеон образует портик с восемью монолитными коринфскими колоннами, сделанными из серого египетского гранита. Базы и капители колонн вырублены из греческого мрамора. Высота колонн — 13 метров. Позади первого ряда колонн находится второй — из красного гранита, образуя три прохода. Потолок портика некогда был покрыт бронзовыми украшениями. На фронтоне красовался бронзовый орел в короне. Адриан отдал должное Агриппе, создавшему Пантеон, поэтому велел высечь на архитраве здания надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, в третье консульство сделал». Внутрь храма вела массивная бронзовая дверь, а порог был изготовлен из зеленого африканского мрамора.

Стены Пантеона облицованы цветным мрамором. По внутреннему периметру устроены восемь полукруглых и прямоугольных ниш, в которых находились статуи божеств. Перекрытия и внутренняя часть купольного потолка были отделаны позолоченными бронзовыми пластинками. Пол внутреннего зала Пантеона выложен порфиром и другими ценными породами камня.

В 609 году Римский папа Бонифаций IV превратил Пантеон в христианскую церковь Святой Девы Марии и Святых Мучеников. Здесь похоронены знаменитые люди: художник Рафаэль, архитектор Бальдасар Перуцци, короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Пантеон долгое время оставался образцом для многих архитекторов, он подкупал простотой и цельностью замысла. Неоднократно известные зодчие пытались спроектировать и построить здание, превосходящее Пантеон в размерах и совершенстве воплощения. Однако он как истинный шедевр остался неповторим. Пантеон и поныне стоит в центре Рима. Это единственный памятник древнеримского зодчества, не разрушенный и не перестроенный в Средневековье. В подражание Пантеону возводились многие христианские храмы. Самый знаменитый из них — парижский.

Заключение

Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и оказала огромное влияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков. Римская строительная техника и архитектура оказали большое влияние на западноевропейскую архитектуру, особенно Испании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римская базилика.

Понятие “неумирающие культурные ценности” нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. Влияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств наполняло во все века людей гордостью. Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.

Список использованной литературы

1. Мировая художественная культура: Учебное издание/ Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко. - М.: Центр АЗ. - 1996 г. – 126с.

2. Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В..- Обнинск.: Титул. - 1996г. – 459с.

3. Древние цивилизации.- М.: Мысль. - 1989 г. – 349 с.

4. История культуры Древней Греции и Рима: Куманецкий К., М:. 1990 г. – 400с.

5. Бунин А. В. История градостроительного искусства, т. 1. М:.1953. – 390с.

6. Всеобщая история архитектуры в 12 томах, т. 2. Архитектура античного мира (Греция и Рим), М:. 1973,. - С. 391-674.

7. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический Проект. - 2001. - с. 231-251.

8. Поплавский В. С. Культура триумфа и триумфальные арки Древнего Рима. М:.2000. – 540с.

9. Цирес А. Г. Архитектура Колизея. М:. 1940. – 256 с.

10. Энциклопедия “Википедия”

11. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона