Смекни!
smekni.com

Технико- тактическая подготовка боксеров (стр. 2 из 5)

В Древней Греции писаных правил кулачного боя не было.

Искусство вести схватку передавалось по наследству.

Точно отмеренной площадки (ринга) также не было, и зрители

сами образовывали ограждение боевой площадки. Обширное пространство для ведения

боя не давало возможности загнать противника в угол. Бой не делился на раунды, и

противники сражались без ограничения времени. Когда они настолько уставали, что

не могли продолжать бой дальше, то по обоюдному согласию состязание прерывалось

до тех пор, пока бойцы восстанавливали силы. Обычно бой продолжался до тех пор,

пока один из противников не подавал сигнал о сдаче — поднимал вверх руку.

За правильностью хода боя следил судья, изображаемый на вазах

с лозой в руках. Ударами этой лозы он разнимал бойцов в случае нарушения ими

правил боя.

Классификация бойцов по весовым категориям не была известна

грекам. Состязания были открыты для всех желающих, независимо от массы тела.

Следовательно, кулачный бой был монополией тяжеловесов.

Состязания проводились по турнирной системе.

Кулачный бой в

программе древних олимпийских игр

В истории физической культуры Древней Греции одним из наиболее

ярких явлений, несомненно, были олимпийские игры. Всеобщее признание как

мероприятие огромной общественно-политической важности олимпийские игры

получили в 776 г.

до н. э. Именно с этого года в Греции вводится счет времени по олимпиадам.

Кулачный бой был включен в олимпийскую программу XXIII Олимпийских игр (688 г. до н. э.).

Прежде чем приступить к олимпийским состязаниям, бойцы

тренировались в палестрах — особых школах под руководством специалистов.

На тренировках бойцы применяли перчатки из мягких ремней,

голову защищали маской (шапкой с наушниками, вероятно, сшитой из мягкой кожи с

подкладкой). Подобием современной набивной висячей груши у греков был мешок из

кожи, наполненный финиковыми косточками. Он подвешивался на высоте головы и

служил для тренировки в ударах. Широко применялись упражнения в бою с тенью.

Игры проводились по твердым правилам. Участникам запрещалось

прибегать к каким-либо недобросовестным приемам для достижения победы, в

частности подкупать друг друга, наносить друг другу увечья. За соблюдением всех

этих правил должны были следить эланодикиуш (судьи).

Устав запрещал выступать на играх только рабам и варварам. Для

того чтобы быть допущенным к играм, свободнорожденный грек должен был представить

доказательство, что он в течение не менее 10 последних месяцев готовился к

состязаниям, повседневно упражняясь. Кроме того, каждому участнику надлежало за

месяц до начала игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в

олимпийской гимназии за счет самого участника. Естественно, что это было не под

силу малоимущим гражданам Греции. Поэтому в числе участников игр мы почти не

видим представителей многочисленного греческого демоса.

Завоевав Грецию, римляне продолжали олимпийские игры, но они

коренным образом отличались от греческих. Организация этих игр была подобна

цирковым выступлениям.

В 394 г.

и. э. по указу императора Феодосия I, насаждавшего христианство, олимпийские

игры были запрещены. Спустя некоторое время Олимпию разрушили готы, а в 426 г. по приказу Феодосия II

римляне сожгли храм Зевса — центр олимпийских игр.

По инициативе секретаря Спортивного союза Франции Пьера

Ку-бертэна в апреле 1896 г.

в Афинах вновь вспыхнул олимпийский огонь. В I Олимпийских играх участвовало

285 спортсменов из 13 стран. Однако среди них не было боксеров.

РАЗВИТИЕ КУЛАЧНЫХ БОЕВ

КАК САМОБЫТНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В РОССИИ

Исторические условия развития русского и других народов нашей

страны, в частности постоянная борьба с врагами за независимость своей Родины,

не могли не отразиться на характере физических упражнений, на играх и

развлечениях.

Первые сведения о кулачных боях на Руси находим в Густинской

летописи 990 г.

и в летописях Нестора, датированных 1069 г. Было два вида состязаний в кулачных

боях: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные — единоборство «один на один»

или «сам на сам».

Особенно популярной была форма — «стенка на стенку», где бой

был массовым и представлял организованные действия. Каждая сторона старалась

прорвать «стенку» противника, внести панику и смятение в его ряды и вытеснить

его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался и снова шел

стеной в атаку. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился до тех

пор, пока одна из сторон была совершенно побеждена и отказывалась от боя.

Места для боя были традиционными; зимой обычно бились на льду

реки. Первыми начинали подростки, за ними вступали взрослые — женатые и часто

старики. В народе существовали неписанные правила, которые передавались из поколения

в поколение. Бой проходил либо на «голых» кулаках, либо в рукавицах. Удары

наносились только лицом к лицу в голову, грудь и живот. Упавшего не били,

отсюда поговорка «лежачего не бьют», «лежачий в драку не ходит». Кто падал на

землю, считался побежденным. Бились до первой крови, пьяных к бою не допускали.

Подножки и нападения сзади запрещались. Считалось бесчестным переходить за

вознаграждение или подарки к противной стороне. Нарушения правил наказывались.

В основе своей русские кулачные бои были подлинно народным

видом физических состязаний, спортивной игрой, «молодецкой потехой», рожденной

здоровой удалью, спортивным желанием померяться силой, по-богатырски «разойтись

плечом, размахнуться рукой», лишенной злобы и вражды. Не случайно кулачные бои привлекали

к себе творческое внимание многих русских писателей.

Кулачные бойцы проявляли большое искусство. Существовала

поговорка «не силой бьются, а сноровкой». Кулачных бойцов, выдающихся по силе и

умению, в народе называли «надежа-боец». Эти бойцы участвовали в одиночных

боях, принимали также участие и в массовых — «стенка на стенку». Они

пользовались большой славой и уважением.

Из уст в уста веками передавалась в народе слава о

«богатырях-молодцах». Так, например, известны обладающие большой физической

силой троицкие монахи Александр Пересвет и Ослябля. В летописях рассказывают,

как Пересвет в единоборстве поразил татарского богатыря перед Куликовской

битвой. Кулачные бои нашли отражение в художественной литературе,

автобиографических очерках и воспоминаниях. Описание кулачных боев находим у М.

Ю. Лермонтова, А. М. Горького, Н. В. Гоголя, Н. Г. Помяловского, Ф. В.

Гладкова, Д. Н. Мамина-Сибиряка и др.

Имеются сведения, что Петр I любил организовывать кулачные

бои, «дабы показать удаль русского народа». Об этом, в частности, пишет первый

русский механик Андрей Нартов, обучавший царя механическому делу. При Екатерине

II кулачные бои были очень популярными. Граф Г. Орлов считался отличным бойцом

и не раз приглашал знаменитых силачей померяться с ним силой. Несмотря на

запрет церкви, народ продолжал любить кулачные бои.

С развитием капитализма в России организаторами кулачных боев

стали купцы, фабриканты. Они часто делали заклады или держали пари, напуская

друг на друга бойцов, подобно петухов, разжигая и озлобляя своих «подопечных».

Г. И. Успенский в рассказе «Бойцы» подробно описывает кулачный бой в губернском

городе. Здесь боем руководят меценаты, «покровители», спаивающие бойцов, чтобы

«скорее дошел». А потом — крики женщин, волокущих своих пьяных окровавленных

мужей домой.

Часто кулачные бои использовались представителями

эксплуататорских классов с целью отрыва масс от революционной борьбы,

разжигания национальной вражды. Незлобивые, гуманные по своим правилам народные

состязания на кулаках под тлетворным влиянием царских погромщиков стали

перерождаться в кулачные расправы.

Бокс в дореволюционной

России

Спортивная жизнь царской России ограничивалась существованием

немногих спортивных организаций и в области бокса оставила незначительное

наследие. Первыми пропагандистами бокса в нашей стране были в Москве М, Кистер,

который издал на русском языке в 1894

г. пособие по английскому боксу, организовал

атлетический кружок, где занимались боксом, и в Петербурге приехавший из

Франции Э. Лусталло. В Москве считался сильнейшим боксером С. Лопухин, а в

Петербурге ученик Э. Лусталло — Г. Майер, совмещавший бокс и упражнения с

гирями. Первые состязания по боксу в Москве состоялись 15 июля 1895 г., в Петербурге — 31

мая 1898 г.

(между Г. Манером и англичанином Мази, работавшим на одном из заводов).

Особенно преуспел в боксе ученик Э. Лусталло — И. Граве.

В 1911 —1912 гг. группой энтузиастов была организована «Арена

физического развития», в которой занимались боксом В. Коновалов, В. Жуков, Н.

Алимов (Кара-Малай), Б. Денисов. 18 ноября 1913 г. общество «Санитас»

организовало чемпионат России, в котором участвовало 15 петербургских

любителей. Первый приз, золотую медаль и звание чемпиона России 1913 г. получил И. Граве. В

то время не существовало никаких организаций, объединяющих боксеров разных

городов. Поэтому москвичи независимо от петербуржцев устроили свое «первенство

России», затем в этом же году организовало подобное «первенство России» в

Петербурге эстонское общество «Калев», в котором приняли участие и москвичи.

В 1913 г.

в Москве организовался второй кружок бокса при обществе любителей лыжного

спорта (ОЛЛС) в Сокольниках, где начал преподавать А. Харлампиев, который за

время своего пребывания в Англии, Германии и Франции выступал в качестве

профессионального боксера. Здесь же преподавал П. Никифоров, впоследствии