Смекни!
smekni.com

Арабо -мусульманский тип культуры (стр. 1 из 2)

Тема №12. Арабо-мусульманский тип культуры

Задание 1. Осветите проблему:»Художественные традиции исламского мира».

Под влиянием ислама сложилась самобытная художественная культура.' Исламское искусство не знает культовых изображений. Од­ной из главных святынь были старинные рукописи. Это привело к раз­витию каллиграфии и книжной миниатюры. Искусство оформления книги достигло исключительной высоты, в том числе искусство орна­мента, который ст&ч применяться также для украшения мечетей, кера­мики, оружия, изделий из металла и стекла, тканей, ковров. Европа по­знакомилась с персидскими коврами в XVI в. С тех пор они стали оли­цетворять собой искусство арабского Востока.

Высокой ценности книг способствовало наличие в них ярких кра­сочных миниатюр. Их отличительными особенностями являются:

- повышенная декоративность, базирующаяся на тонком линей­ном рисунке без светотени;

- интенсивная и чистая световая гамма;

- локальный колорит;

- яркая образность;

- широкое распространение устоявшихся сюжетов, художествен­ных приемов и композиционных схем;

- повествовательность, отсутствие преувеличенной спиритуали-зации.

Главные центры искусства миниатюры находились в Сирии, Ира­не, Египте, Испании, Северной Африке. Самыми выдающимися счита­ются ширазская (Иран), гератская (Афганистан) и багдадская школы.

Важнейшее место в арабо-мусульманской художественной куль­туре занимает поэзия. Основой для формирования системы поэтических форм послужила касыда - особая композиционная форма арабской по­эзии, оформившаяся в VIII в. Она представляла собой небольшую по­эму из 150 - 200 строк-бейтов, состоявшую обычно из трех частей, раз­личных по жанру, сюжету и стилю, и образующую в сознании слушате­ля стройную целостную картину.

Среди других жанров арабской поэзии: кыта - стихотворение из 8 - 12 строк с единым содержанием, героический эпос, возвышенные оды, рубай -стихотворный афоризм из четырех строк, газели - лириче­ские любовные песни, месневи - поэма значительного объема с парной рифмой строк. Поэтическое творчество было строго канонизировано и поэтому развивалось в основном за счет усложнения поэтической тех­ники (метафоры, игры слов, звукового и зрительного эффекта, когда начертание букв превращало стихотворения в рисунки).

Огромное влияние на развитие литературного творчества оказал суфизм (мусульманский мистицизм), наполнивший поэзию особой сим­воликой и метафоричностью. Среди образцов суфийской поэзии - ру­бай Омара Хайяма (1040 - 1123 гг.), произведения ирано-таджикской поэзии (на языке фарси) - месневи Рудаки, Руми, Низами. Всемирно из­вестно тоже творчество Фирдоуси (эпопея «Шахнамэ» - «Книга ца­рей»). В конце IX в. появились знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь», также испытавшие влияние суфизма.

В заключение следует отметить, что вся мусульманская литерату­ра строится вокруг Корана (основные идеи, аллегории, ссылки, оборо­ты).

Утверждение и распространение ислама открыло новые пути в развитии архитектуры. Прежде всего, появляется феномен арабского средневекового города, расцвет которого приходится на правление Аб-басидов. В центре города на искусственном или естественном холме возводится цитадель правителя или наместника - арк. Это целый двор­цовый комплекс с парками и зверинцами. Образцом дворцового ком­плекса может служить архитектурный ансамбль середине XIII века в эмирате Гранада - Альгамбра (от араб. «аль-Хамра» - красная), кото­рый группируется вокруг двух внутренних дворов - Миртового и Львиного.

Вокруг арка кольцом располагался второй город - шахристан, где располагались государственные учреждения, пятничная мечеть, 'медре­се, базары, особняки знати. Шахристан так же, как и арк, окружался стеной. Вокруг шахристана находилось ремесленное предместье с гли­нобитными домами. Рабад также обносился стеной.

Олицетворением наивысших достижений мусульманской архитек­туры являются культовые сооружения: мечети, медресе и минареты, а также мавзолеи.

Наиболее распространенными типами мечетей являются дворовая (Испания, Северная Африка) и айванная (Средняя Азия, Иран, Афгани­стан, Индия). Кроме того, для строительства мечетей используются ар­хитектурные формы культовых сооружений других религий, например, мечети, построенные архитектором Коджой Синаном: Шах-заде, Су-лейманис в Стамбуле и Селимие в Эдирне (I пол. XVI в.) - повторяют архитектурные формы христианской купольной базилики Святой Со­фии в Константинополе, построенной в VI в.

Основным элементом дворовой мечети является двор, окружен­ный колоннами, соединенными арками. В центре двора располагается бассейн для омовения. Молитвенный зал представляет собой помеще­ние с очень большим количеством узких нефов (до 20 и более), колон­ны которого ориентированы в сторону киблы (на Мекку). Киблу отме­чает михраб (ниша). Арки, соединяющие колонны нефов, имеют стрельчатую или подковообразную форму.

Классическим примером дворовой мечети можно считать Боль­шую мечеть (мечеть ал-Валида) в Дамаске (708 г.), классическим при­мером айванной мечети - мечети в Исфахане (XI - XII в. и XVI в. -Иран).

С XIII - XIV вв. во многих городах мусульманского Востока воз­водятся «муссала» - комплексы из мечети, медресе (духовное училище) и мавзолея на центральных площадях (площадь Майдан-е-шах в Исфа­хане (Иран) и площадь Регистан в Самарканде (Узбекистан).

Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами особо почитаемых лиц. Шедевром мировой архитектуры считается мавзолей Тадж-Махал в Агре (XVII в., Индия).

Кроме культовых сооружений и дворцов возводились также биб­лиотеки, госпитали, бани, караван-сараи, акведуки, мосты, склады и бе-дестаны (крытые рынки).

Все они несут в себе черты, ярко отражающие самобытность ху­дожественных традиций арабо-мусульманского мира.

Задание 2. Кратко ответьте на вопросы:

Какие пять «столпов» определяют принадлежность к исламу?

Какую важную особенность арабо-мусульманской культуры выражает такая форма государственности как халифат?

Какую роль в распространении мусульманской культуры сыграл Коран?

Какие пять «столпов» определяют принадлежность к исламу?

Традиционно выделяют пять первоэлементов, или столпов, определяющих принад­лежность к исламу:

1. Исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, которое закреплено в формуле - шахад (араб. - «свидетельствовать»): «Нет божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммед - посланник Божий». Чтобы стать мусульманином, достаточно в присутствии свидетелей-мусульман три раза произнести шахад. Строгий последовательный мо­нотеизм - центральная идея мусульманства. Как говорится в Коране, единый Бог - надмирный творец всего, он правит миром, все зависит от него, он абсолютен во всех отношениях, «никого нельзя давать ему в сотоварищи». Человек должен безотчетно отдаться во власть Бога и безусловно довериться ему, надеясь на его поддержку и милосердие. С этой точки зрения в Коране дается критика язычников, также критика иудеев и христиан, как исказивших откровение истинного Бога, дается и новая интерпретация сотворения мира, человека, деятельности проро­ков: Ноя (Пуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы), Иисуса (Исы), Страшного Суда, ада, рая и т.д. Таким образом, формулируется мысль об исключительности миссии Мухаммеда и роли Корана. Мухаммед за­вершает (запечатывает) череду пророков, а Коран - ряд откровений. Утверждению веры в Аллаха, единого Бога способствуют четыре ос­тальных «столпа» ислама.

2. Ежедневная пятикратная молитва («салам» - араб., «намаз» -перс.) на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. В пятницу совершается коллективная молитва в мечети, сопровождаемая проповедью и разъяснением религиозно-этических и политических вопросов.

3. Пост в месяц рамадан, т.е. в 9-й месяц лунного календаря, с того дня, когда Мухаммед получил первое божественное откровение. В ме­сяц рамадан с восхода до захода солнца, пока можно отличить белую нитку от черной, необходимо воздерживаться от питья, еды, увеселений и других удовольствий.

4. Добровольная очистительная милостыня («закят» в пер. с араб.

- «очищение»).

5. Паломничество («хаджж») в Мекку, хотя бы раз в жизни, кото-рос рассматривается как «очищение от грехов».

Соблюдение этих условий является подтверждением веры челове­ка и одновременно его права на вхождение в общину верующих (умму). Совершение греха (отступление от указанных и других норм Корана и Сунны) отдаляет человека от божества, очищение от греха восстанав­ливает эту связь.

Идея очищения, реализуясь в конкретных нормах и ритуалах, со­провождает все этапы жизненного цикла мусульманина - рождение, вступление в брак, смерть. При этом очищение тела и души символиче­ски взаимосвязаны. Мусульманская этика исходит из реального образа человека, который понимает и принимает ограниченность своих чело­веческих возможностей.

Эти и другие составляющие исламской культуры обусловили та­кую ее особенность, как способность к адаптации и интегрированию инонациональных элементов. В ходе завоеваний, выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы столкнулись с высокоразвитыми ци­вилизациями, но не растворились в них, а, наоборот, передали им свою религию, язык, менталитет, создав на этой основе самобытную устой­чивую конкурентоспособную культуру. Это позволяет сказать, что ре­шающим фактором распространения и утверждения ислама были не за­воевание и подавление, а его культурная мощь.

Какую важную особенность арабо-мусульманской культуры выражает такая форма государственности как халифат?

Другой важной особенностью арабо-мусульманской культуры яв­ляется неразделимость духовной и светской власти: религии, морали и права. Выражением неразделимости светской и духовной власти стала особая форма государственности - халифат. Халиф сосредотачивал в своих руках полученную от Мухаммеда власть: духовную (имамат) и светскую (эмират). Халифатом стало называться и арабо-мусульманское государство, возглавляемое халифами. В основе его функционирования лежит концепция исламской государственности, Лотанная суннитами. Они истолковывали ее таким образом, что государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Этот договор заключается между уммой (ее представителями) и претендентом на халифат, который должен отвечать следующим требованиям: быть муджтахидом (представителем высшей категории мусуль­манских богословов); происходить из племени курейшитов; быть справедливым, мудрым, смелым, физически здоровым и заботиться о благе подданных.