Смекни!
smekni.com

Скульптура Древнего Китая (стр. 3 из 3)

Дальнейшие исследования добавили оснований для подобных аналогий. Оказа­лось, что, как и многие древнеегипетские изваяния, устанавливаемые в гробницах фарао­нов и знатных вельмож, фигуры китайских воинов предназначались для иного мира, и представлял собой грандиозный, состоящий из семи тысяч скульптур погребаль­ный эскорт первого императора Китая Цинь Ши Хуанди. Это означало, что "подземной армии" - около 2000 лет. Для Цинь Ши Хуанди жизнь после смерти была продолжением жизни.

Но прежде, чем обратиться к более подробному рассмотрению погребального ком­плекса Цинь Ши Хуанди, стоит рассказать о самой его личности и о том времени, в кото­рое он жил. Ко времени вступления на престол юному наследнику циньского царства ис­полнилось лишь тринадцать лет, до его совершеннолетия (до 21 года) государством управлял его первый советник. Ин Чжен был сыном Сян Вана - царя Гуаньчжуна (назва­ние территории бывшего циньского царства). Придя к власти, он смог положить конец междоусобным войнам, которые вели между собой китайские царства, и в 221 году до н.э. провозгласил себя первым императором Поднебесной - Цинь Ши Хуанди. При Цинь Ши Хуанди началось осуществление грандиозных даже по нынешним масштабам проектов, таких, например, как создание Великой стены. Вскоре после того, как Цинь Ши Хуанди захватил власть, он начал строить себе подземный мавзолей огромных размеров, зани­мающий площадь в 8 кв. км внутри 225 кв. км похоронного участка. В разработке и по­стройке мавзолея был использован труд 750 тысяч рабов и заключенных. В то время как обычный человек мог быть похоронен в небольшом глинобитном сооружении, император имел усыпальницу такую же полноразмерную, как и его армия, так как она могла понадо­биться после смерти. Терракотовое войско Цинь Ши Хуанди охраняет его с восточного фланга - это единственное направление, по которому враги могли атаковать его столицу Сиань.

Могила Цинь Ши Хуанди содержала в себе полную версию его домена - весь Китай с ртутными морями и реками и драгоценные камни в качестве звезд и планет на покры­вавшем гробницу небесном своде. Его 7000 армия из терракоты располагается в кило­метре на восток от его гробницы, имеющей пирамидальную форму. Там есть три основ­ные зоны: основная часть его войска (раскоп № 1), его конница (раскоп № 2) и армейский штаб (раскоп № 3).

Каждый солдат был выполнен с учетом индивидуального сходства с гвардией, дей­ствительно охранявшей Цинь Ши Хуанди. Их лица, одежда, очертания тел, прически, бо­роды и другие элементы их внешности были индивидуализированы более чем 30 специа­листами. Поставленные внутри своей вечной гробницы они были разрушены после смерти Цинь Ши Хуанди. Раскоп № 2 все еще находится в процессе раскопок. 6000 сол­дат раскопа №1 выглядели, конечно, лучше 2 тысячи лет назад, до того, как время разру­шило их на части, а затем они были вновь очень усердно собраны. Реставрация каждого из них заняла примерно месяц.

Эти терракотовые фигуры во многом изменили представления об искусстве Китая, и прежде всего о скульптуре. Ранее считалось, что скульптура Древнего Китая в высокой степени соответствовала канонам и догмам религиозного мировоззрения. "Похоже, что в скульптурах воинов подземной армии гораздо больше реализма, чем это бывает в на­стоящей жизни, больше холодного рассудка, чем эмоций, есть почти научная точность в изображении характеров" - так описал свои впечатления известный китайский искусство­вед Лю Сяо Чунь.

Отмечая большое эмоциональное воздействие "подземной армии" на современного зрителя, китайские специалисты выделяют ряд приемов, за счет которых древние скульп­торы достигали нужного эффекта. Во-первых, это связано с воплощением величественно­сти и грациозности общего замысла. Для этого циньские мастера использовали довольно простой, но обычно избегаемый художниками метод - персонажи, прототипы которых стоят на одной и той же социальной ступеньке общества, изображены ими с повторяю­щимися жестами. Войны замахиваются на невидимого врага. Слуги смиренно припадают, командиры ждут приказаний.

Фигуры лошадей, как и людей, выполнены почти в натуральную величину. Их вы­сота - 1,5 метра, длина - 2 метра. Что же касается колесниц, то они не копия, а оригинал, по которому можно с большой точностью судить об уровне развития техники в Древнем Китае.

Не менее важную роль играет и композиция всего ансамбля, которая отличает его от обычных скульптурных групп, устанавливаемых на площадях или в нишах храмов. Скорее всего, ее можно сравнить с городской застройкой китайских кварталов времен средневековья или со сказочным китайским драконом, показывающим сначала только голову и скрывающим хвост. Чтобы по-настоящему рассмотреть и оценить произведения древних мастеров, надо самому пройтись среди фигур воинов, каждая из которых чуть выше человеческого роста, стать как бы частичкой "подземной армии". Поражают дина­мизм и мощь. Отчасти такой эффект достигается за счет чередования в композиции вер­тикальных линий, создаваемых строем пехотинцев, с горизонтальными, которые образо­ваны фигурами лошадей и боевых колесниц.

Но главное, что усиливает общее впечатление, - уже упомянутая индивидуальность скульптурного портрета, передающая распространенный во времена Цинь Ши Хуанди тип человеческой натуры. Неизвестные художники изобразили людей, не просто обле­ченных всеми атрибутами общественного и служебного положения, но прежде всего - ха­рактеры, открытые переживаниям своей эпохи. В чертах многих лиц видна сила и храб­рость солдата, слегка волнующегося перед боем, застенчивость и лукавость слуги, сарка­стическая улыбка стражника, необычайная энергия и властность в глазах офицера. Мы как бы получаем возможность воочию увидеть людей, которые жили в глубокой древно­сти.

1 октября 1997 года был открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Ши Хуанди. Подземная армия первого китайского императора предстала перед миром во всей своей славе и великолепии. Открытый музейный комплекс стал самым большим ис­торическим музеем на планете. В нем постоянно действуют шесть основных экспозиций: три раскопа (раскоп № 1, раскоп № 2, раскоп № 3), выставка бронзовых колесниц с ло­шадьми, выставки культурных реликвий и драгоценностей из мавзолея Цинь Ши Хуанди. В течение 20 лет, прошедших со времени открытия, музей посетили 30 млн. человек. Терракотовые фигуры и лошади были показаны во многих странах мира (Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, Германия, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Да­ния, Швеция, Швейцария, Италия, Ирландия, Южная Корея и Норвегия), где они были горячо приняты местной публикой.

Раскоп № 1

Раскоп № 1 имеет прямоугольную форму (230 метров в длину и 62 метра в ши­рину). В нем пять дверей и длинный проход в каждую сторону. Между двумя проходами находятся девять коридоров, идущих с севера на юг, разделенных глинобитными сте­нами.

Прямоугольное образование, состоящее из колесниц и пехоты, составляет основное тело войска. С каждой стороны раскопа проходит ряд воинов, обращенных лицом во внешнюю сторону. Они призваны защищать армию по бокам и с тыла. Войны трех рядов с восточной стороны составляют авангард. В девяти коридорах колесницы и пехота рас­положены чередующимися рядами, образуя основное тело огромного боевого образова­ния. В каждом коридоре находится по четыре ряда воинов (некоторые в военной одежде, другие - в доспехах). Колесницы помещены между войнами, каждая сопровождается воз­ничим и двумя солдатами.

Передние пять коридоров занимают площадь в 2000 кв. м, включают 1087 терра­котовых фигур, 8 боевых колесниц и 32 лошади. Все эти объекты в данное время экспо­нируются. Но подсчитано, что примерно 6 тысяч терракотовых фигур и более180 запряженных колесниц еще будут найдены, когда завершатся раскопки.

Раскоп № 2

Раскоп № 2 имеет форму латинской буквы "L" и занимает территорию в 6000 кв. м. Он разделен на четыре отсека. Раскоп № 2 включает в себя 1300 воинов разных видов, 89 боевых коней, 356 запряженных колесниц и 100 оседланных лошадей.

Первый отсек - это восточный конец, в котором находятся 172 стрелка в положении стрельбы с колена вдоль среднего коридора.

Второй отсек занимает южную часть шахты. Он образован восемью проходами, следующими по два за четырьмя колесницами. Пехоты здесь найдено не было.

В третьем, центральном отсеке, три ряда колесниц расположены в трех проходах (по шесть колесниц в каждом ряду), в каждом из которых содержатся также отряды кава­лерии и пехоты, помещенные за колесницами в боевом порядке.

Четвертый отсек расположен в северном конце "L"-образного раскопа. В трех его коридорах находятся две боевые колесницы, сопровождаемые восемью отрядами кавале­рии, каждый из которых выстроен в четыре ряда.

Эти четыре части независимы, хотя и расположены тесно друг к другу. Соединение разных видов войск составляет единое боевое построение армии, но при этом может также рассматриваться как независимое образование, состоящее из трех маленьких ар­мий.

Раскоп № 3

Раскоп № 3 занимает территорию в 520 кв. м. Из земли были извлечены одна бое­вая колесница, 4 запряженных лошади и 68 фигур воинов. Войны в этом раскопе распо­ложена лицом друг к другу, такое положение наводит на мысль о том, что это штаб терра­котовой армии

“Подземная армия” Цинь Ши Хуанди среди наследия скульптуры Древнего Китая - несомненно, самая интересная и значимая находка.