Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Китая 9 (стр. 3 из 3)

В результате происходит резкое увеличение числа иероглифов, что затрудняло их запоминание. Так, уже в эпоху Шан (Инь) их насчитывают около двух тысяч, а в наше время существует около 10 тыс. знаков иероглифического письма. Квадратная форма иероглифов принята с давних пор, причем все четырехугольники должны быть равны между собой. Направление письма – колонки, идущие сверху вниз, а сами колонки располагаются справа налево. Горизонтальное направление строки с расположением иероглифов справа налево встречается значительно реже. Древними материалами для письма служили камень, металл, кость, и бамбук, а сами знаки выцарапывались металлической палочкой. Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу.

Особенностью китайского книгопечатания было то, что текст в зеркальном отражении вырезался на деревянной доске целиком, т.е. он не составлялся из отдельных знаков. Это замедляло процесс изготовления печатных текстов. Только в 1040-1048 гг. кузнец Би Шен объединил наборный и печатный принципы. Но иероглифическая письменность препятствовала развитию наборного принципа. Тем не менее, у китайцев постепенно появляются множество бумажных книг, и начинается формирование библиотек.

Современные представления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источниках. Основой китайской образованности было так называемое «Пятикнижие» («У-цзин»). В него входили «книга перемен» («И-цзин»), «книга песен» («Ши-цзин»), «Книга истории» («Шу-цзин»)»Книга обрядов» («Ли цзи») и летопись «Весны и осени» («Чунь-цю»). Сюда же присоединился и «Сицы чжуань» - комментарий к «И-цзин». В «Пятикнижии» была сведена в систему, записана, «кодифицирована» вся система ценностей и мировоззренческих установок древнекитайской культуры. С «Пятикнижием» была неразрывна и древнекитайская философия.

Наиболее известными поэтами Древнего Китая были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь. Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника китайской поэзии (VI – III до н.э.).

Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, понятая и близкая простому народу:

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль

………………………………………………….

…я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,

Чтоб родные мои собрались под единой крышей,

Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,

Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мной,

Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,

Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…

Первым известным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае.

Знаменитыми поэтами Китая первых веков н.э. были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи Кан, Жуань Цзи.

Китайская мифология.

Древнекитайское общество представляло собой типичную восточную деспотию. Во главе государства стоял наследственный монарх, и именно ему подчинялись и религия, и наука. Однако монархия в Древнем Китае носила патриархальный характер, и монарх наделялся скорее правами и обязанностями отца большого семейства. И само рабство во многом тоже было патриархальным.

Поэтому в древнекитайской культуре очень важную роль играет культ предков. Не менее важную роль играет и небо (далеко не случайно китайцы называли свою империю Поднебесной). Отличительной чертой китайской мифологии является превращение мифологических персонажей в реальных деятелей, живших якобы в глубочайшей древности. Центральные персонажи различных мифов превращались в императоров, а второстепенные – в сановников и вельмож. Это в сущности, – первопредки, ставшие культурными героями.

Первоначально мифологические сюжеты были разрозненными, но по мере объединения самостоятельных царств начинается их унификация. Одновременно формируются и общие представления о природе. Особенно древние китайцы преуспели в разработке различных систем классификации. В этих системах преобладала пятеричная система, основанная на предположении, что в мироздании господствуют пять стихий. Модель мира была пятичленной (четыре стороны света и центр в качестве середины). Разумеется, верховный правитель считался находящимся именно в центре, истолковывался как божество центра. Тем не менее, культ предков сохраняет свое значение.

В эпоху Чжоу окончательно складывается культ Неба (Тянь). Небо рассматривается в качестве высшего начала, власти которого подчиняется буквально все. Согласно представлениям древних китайцев, воля неба открывалась в различных гаданиях и предзнаменованиях. Именно этим объясняется широкое распространение гаданий и их разнообразие в древнекитайской культуре.

Мифология давала и определение объяснение происхождению мира. Первоначально, как считалось, существовал Хаос, в бесформенном мраке которого родились два духа (или бога) – инь и ян. Именно они и занялись упорядочением мира, т.е. превращением хаоса в космос. Инь и ян – темное и светлое начала соответственно. Предположительно, первоначально инь означало теневой (северный), а ян – освещенный (южный) склон горы. Впоследствии инь становится символом женского начала, севера, тьмы, смерти и др., а ян – символом мужского начала, юга, света, жизни и др. по всей видимости, эта символика тесно связана с древними культами плодородия. В эпоху Чжоу небо начинает толковаться как воплощение ян, а земля – как воплощение инь. Рождение мира тогда становится результатом взаимодействия инь и ян, а это не что иное, как разновидность священного брака Земли и Неба.

Традиционализм древнекитайской культуры был тесно связан с проявлением индивидуальности. Все неповторимо личностные проявления порицались. Напротив, действия в соответствии с заданными традицией образцами рассматривались как проявление высшей доблести. Естественно, что такая система ценностей вела к бюрократизации всей общественной жизни и культуры в целом. На авансцену выходят организация и организованность в качестве условий верности традиции и стабильности. Традиционность и стабильность очень надолго становятся приоритетами китайской культуры. Главное в культуре Древнего Китая – не индивид, не личность, а «целое» - коллектив, общество, государство. Общественный идеал древнекитайской культуры – Порядок.

Как и в Древнем Египте, в Древнем Китае на смену духам приходят боги, понимание которых также очень близко древнеегипетскому. Богами древние китайцы называли все, что изменялось на глазах и могло вызвать удивление – горы, реки, птиц, зверей, деревья и даже людей. Такие боги располагали человека к доверию ко всему, что его окружает, поскольку вещи, как природные, так и рукотворные, становились вместилищем богов. Древние китайцы считали, что боги не могут существовать сами по себе, они буквально слиты с вещами. Тем самым вещи приобретали божественный смысл. Китайский пантеон также был в значительной степени зооморфным.

Тем не менее, культ предков оставался очень сильным и влиятельным. Сын при жизни родителей должен был им беспрекословно подчиняться, а после смерти – пребывать в трауре в течение трех лет и не заниматься все это время никакой общественной деятельностью. Естественно, культ предков у китайцев, как и у других народов, был продуктом предыдущей стадии культуры, соответствующей первобытной родовой общине. Специфика древнекитайской культуры и состоит в том, что эти культы, которые в других культурах последовательно преодолеваются и поэтому значительно ослабляются, в данном случае мирно сосуществуют почти в неизменной виде с ценностями и структурами принципиально иного типа. Резкие контрасты в Древнем Китае отсутствуют.


Тест

Какие открытия и изобретения в древнем мире были сделаны китайскими учеными:

- измерение диагонали квадрата

- вычисление радиуса Земли

- единая модель Вселенной

- изобретение компаса, пороха(+)

- изготовление фарфора(+)

- изобретение бетона

- создание сейсмографа(+)

(Правильные ответы отмечены знаком «+»)

Литература:

1. Учебник «Культурология» А.И. Пигалев

2. «Культурология» под редак. А.Н.Маркова

3. «Культурология» под редак. А.А. Радугина

4. «Культурология» А.И. Кравченко

5. Уникальный иллюстрированный энциклопедический словарь (том 23) под редак. Елены Хлебалиной