Смекни!
smekni.com

Псковская школа иконописи 2 (стр. 3 из 4)

Золоченая резьба, обильно декорирующая нижние ярусы, придает иконостасу богатый и нарядный вид. Высоким рельефом выполнена сквозная резьба царских дверей. Основной ее мотив - стебель и лист аканта, переплетающиеся местами с крупной виноградной лозой и завитками, украшенными рядами крупных перлов. Витые резные колонны (мотив стебля с плодами), соединенные аркой, обрамляют царские двери.

Самым выразительным в иконостасе является второй ярус - праздничный чин. Он состоит из шести икон в богатых резных рамах сложной конфигурации (наподобие восьмерки). Четыре железных кованых ажурных подсвечника, воспроизводящих форму ветки с цветами, красиво дополняют этот декор. По составу иконостас весьма развит, что характерно для того времени. Состояние икон в настоящее время не позволяет судить о их художественной значимости. Можно только предположить первоначальный органичный синтез двух искусств (живописи и резьбы), тесно связанных с архитектурными формами церкви. Имена резчиков и иконописцев неизвестны: ясно только, что это были мастера высокой профессиональной культуры.

В Опочецком уезде около старой дороги Опочка - Новоржев расположена деревня Теребени. На ее окраине, на несколько возвышенном, но плоском берегу реки Теребенки, на погосте, обнесенном валуновой оградой, стоит деревянная Воскресенская церковь типа "восьмерик на четверике", построенная в 1757 г.

Из внутреннего убранства церкви наиболее сохранился искусно выполненный иконостас, большой и высокий, по форме пирамидально сужающийся кверху, хорошо увязанный с интерьером. В нем ясно выражены горизонтальные и вертикальные членения, обильная профилировка и карнизы с большим выносом. По вертикали его стройность и устремленность вверх подчеркивают пилястры с ионическими капителями. Затейливые абрисы боковых обрамлений и золоченая резьба придают иконостасу нарядный вид.

Резьба сосредоточена, главным образом, на рамах икон сложной формы, пилястрах, капителях, царских дверях, обрамлениях иконостаса.

Особенно парадно и празднично декорирована центральная часть иконостаса с царскими дверями. Традиционная сцена "Благовещения" обрамлена рамами из роскошной кудрявой золоченой резьбы. "Сень" решена в виде резного балдахина, который поддерживают весьма выразительные резные фигуры ангелов с черными волосами.

В ажурных резных рамах сложной формы размещены иконы праздничного ряда. Мастерство исполнения чувствуется не только в резьбе иконостаса, но и в живописи икон. К сожалению, фамилии создателей церкви и иконостаса пока не известны.

В Новоржевском районе известны две церкви XVIII века с сохранившимися иконостасами - церковь Покрова в деревне Боруты и церковь Преображения в деревне Вехно. Обе церкви - типа "восьмерик на четверике". Церковь Покрова расположена на окраине села рядом с сосновым лесом и березовой рощей. Церковь имеет квадратный в плане четверик. К его восточной стене примыкает иконостас в виде сплошной стены, состоящей из пяти основных ярусов. Пятый наиболее узкий ярус и скромное завершение иконостаса размещены на грани восьмерика. Ярусы разделяются антаблементами, раскрепованными над колоннами. Кроме того, иконостас членится витыми колоннами, за исключением второго яруса, где сделаны массивные кронштейны. Однако, два узких ряда с иконами разной длины создают некоторую дробность в композиции иконостаса.

Хорошее профессиональное исполнение характерно для высокорельефной резьбы с левкасом и позолотой. К сожалению, иконы, особенно в верхних ярусах, сохранились плохо из-за многочисленных осыпей красочного слоя и выпада левкаса в условиях сырого неотапливаемого помещения. Они могут быть безвозвратно утеряны.

Один из интереснейших памятников архитектуры церковь Преображения, расположенная на погосте, на возвышенном берегу озера Вехно. Доминирующей частью композиции является мощный четверик. В его просторном и светлом интерьере сохранился иконостас XVIII века, к сожалению, утративший четкость и ясность построения: нижние ярусы - сплошная стена, завершенная антаблементом, разорванным в центре, верхнее завершение - отдельные большие иконы в сложном обрамлении. Резьбой насыщены рамы икон, царские двери, колонны и пилястры, отдельные детали иконостаса.

Таким образом, можно сделать вывод, что Псковская земля поистине является православной, значение Бога велико для нашего народа. Сохранившиеся иконостасы требуют к себе достойного сохранения, ведь это интереснейшие памятники русской культуры.

Глава 4.Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами

В музее Поганкины палаты размещены старинные иконы псковских мастеров XIV- XVI веков, которые открывают нам мир особенных черт псковской иконописи, отличающейся от Московской и Новгородской школ.

Есть в музее и копии с византийских иконXV века - "Спас Елеазаровский", где прослеживаются типичные византийские черты в лике Иисуса Христа: длинный тонкий нос, скорбно сжатые губы. Особый интерес составляют иконы псковских мастеров семи апостолов, чей лик значительно отличается: это сдвинутые нахмуренные брови, маленькие глаза близко поставлены, под ними большие темные треугольники, нос имеет форму капельки или, как выражаются экскурсоводы, "башмачком". У псковских мастеров были и свои излюбленные краски: фон светлый, воздушный, желтый, яркий красный цвет одежд и темно-зеленый, то есть трехцветие. Особенность заключается в том, что с XV века одежду иконописцы стали украшать ассистом - желтыми линиями.

Псковская икона интересна еще и тем, что мастера вносили в библейские сюжеты что-то интересное. Например, апостол Андрей держит в руках приоткрытое евангелие, где видны даже буквы (это можно встретить в балканских иконах), или вокруг голов апостолов сделаны деревянные нимбы, что не встретишь нигде более. Кроме того, псковские мастера создали уникальную иконографию, мы нигде более не встречаем таких моментов. Например, апокрифический сюжет иконы "Сошествие во Ад", очень популярный у псковичей, конца XV века. Иконописцы делают этот сюжет с мельчайшими подробностями (одна из главных черт псковской иконописи): ангелы избивают сатану под ногами, ад представлен как город с каменной стеной, мандорла, на фоне которой изображен Иисус Христос, не красная, а сквозная, желтая, показывающая двери из мира тьмы в мир света. И Иисус Христос не в зеленых одеждах, а в красных, как жертвенный барашек. Над головой Адама и Евы нимбы, показывающие искупительную силу Христа, что так же не встречается у иконописцев других школ. Псковской чертой является и изображение над мандорлой ангельского войска в железных кольчугах. А сверху излюбленные псковские святые, где в центре изображен Николай Чудотворец.

Псковские иконы, в отличие от московских, особо динамичны, эмоциональны, движения изображенных пластичны. Так писали только псковские мастера.

Другая особенность - это расписной орнамент на княжеской одежде - "Богоматерь Великая Панагия" XV века.

В праздничном цикле икон первой половины XVI века тоже прослеживаются псковские черты. Например, только на псковской иконе "Преображение" можно понять, кто есть кто из учеников (справа от нас Петр, посередине Иоанн, а слева Иаков), благодаря искусно выполненным образам (жесты, эмоции). Или, например, икона "Вознесение", где вместо масленичных гор изображены яблони с красными плодами.

Только в Пскове на первом ряду праздничного цикла икон стояла "Троица". Псков вообще назывался домом Святой Троицы, собор тоже носит название Троицкий. И снова динамика в положении фигур, пластика.

На иконе "Воскрешение Лазаря" человек затыкает пальцем нос, а один из толпы так потрясен чудом, что не замечает спадающего головного убора.

На иконе "Вход в Иерусалим" тоже свои особенности, что нигде не встречаются: мальчик сидит на пальме, а сзади Иисуса Христа высится архитектура города.

Иконы псковских мастеров отличаются тем, что они очень символичны. Вот, например, икона "Омовение ног", где изображен петух (вспомним сюжет, когда петух не успевает прокукарекать, а Петр трижды отрекается от Иисуса Христа).

В другой иконе - "Жены мироносицы у гроба Господня" присутствует очень интересная деталь - кики на головах женщин с заостренным верхом, такие носили только псковские женщины. Или, например, на иконе "Вознесение" тоже еще одна особенность - следы на камне Христа.

Такие подробности и детали встречаются только у псковских иконописцев.

После XVIвека в иконах начинает варьировать зеленый цвет.

Можно сделать вывод, что псковская икона имеет свои яркие особенности и черты, что делает ее уникальной и весьма интересной для изучения.

Заключение

Псковская иконопись развивается вместе с историей своей земли. На протяжении веков в псковской иконе прослеживаются собственные традиции передачи православных сюжетов. Она имеет определенное сходство и различие с изображением икон новгородской и московской школ иконописи.

Псковская икона уже давно признана самобытным художественным явлением. Любовь псковских мастеров к подробностям и деталям делает псковскую иконопись уникальным явлением живописи Руси.

Динамика, пластика, эмоциональность, трехцветие - своеобразная манера письма псковских иконописцев.