Смекни!
smekni.com

Архитектура русского классицизма первой половины XIX века (стр. 2 из 2)

Архитектура второй половины XIX века и начала XX века

С усилением политической реакции и ростом капиталистической эксплуатации, в условиях погони за выгодой и прибылью, породившей архитектуру доходного дома и купеческого особняка, в конце первой половины XIX века наблюдается общий упадок архитектуры. Распад стиля классицизма сопровождается поисками национального русского стиля. Делаются попытки повернуть назад - к изучению и использованию форм древнерусского допетровского зодчества XI- XVII веков, отказаться от всего "нерусского" в архитектуре, в том числе и от всех блестящих достижений архитектуры русского классицизма.

Этот период, длившийся до начала XX века, не дал сколько-нибудь значительных архитектурных произведений. Отрицательной чертой этих исканий было поверхностное, чисто внешнее заимствование и использование форм древнерусского зодчества XI-XVII веков, как декоративной оболочки на сооружениях XIX века, усугубленное непониманием неразрывного органического единства формы и содержания в произведениях древнерусского зодчества.

Однако эти искания ускорили процесс изучения русской архитектуры и создали благоприятные предпосылки для развития археологических изысканий, разработки исторических и научных проблем русской архитектуры, а также постановки дела охраны, фиксации и реставрации памятников зодчества.

Поиски "русского стиля"

На протяжении периода поисков "русского стиля" (конец первой и вторая половина XIX века) можно различить несколько этапов.

На первом этапе (середина XIX века) так называемый официальный "русский стиль" представлен работами архитектора К. А. Тона. Его главнейшим произведением является Храм Христа Спасителя и Большой кремлевский дворец (1838 - 1849), который явился попыткой в известной мере повторить по своим формам кремлевские терема XVII века с привнесением "византийских" элементов убранства. Интерьеры дворцовых зал, посвященные русским военным орденам, отличаются большой торжественностью и великолепием, хотя и не отвечают внешней архитектуре дворца.

Конец второй и вся третья четверть XIX века проходят под знаком борьбы за самобытность в русской архитектуре. Лучшими произведениями русского художественного гения и примерами для подражания признаются образцы так называемого декоративного стиля XVII века: Путинковская церковь в Москве и церковь в Останкино. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века - крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. В этом духе работают архитекторы: Резанов (проект Городской думы), Горностаев и другие.

Одновременно другая группа - Ропет (Петров) и Гартман - используют формы деревянного зодчества Севера в строительстве маленьких домиков и дач, перенасыщенных мотивами орнамента под "русский стиль". "Народный орнамент, - говорит Репин, - начали в то время опошлять петухами, топорами, рукавицами и т. д.". Типичным образцом подобной архитектуры служит Погодинская изба в Москве (архитектор Никитин, 50-е годы XIX века). Для этого периода характерна сложность и живописность плана и силуэта, погоня за декоративным эффектом, не считаясь с исторической точностью и архитектурной логикой.

В противовес щеголянию "русским стилем" в последней четверти XIX века развивается академическая школа, преследующая историческую точность в выборе и сочетании форм древнерусской архитектуры.

Этот период ученой псевдорусской эклектики открывается серией конкурсных проектов на здание Городской думы в Москве. Лучшим по архитектурной логике и композиции был проект Котова и Преображенского. Городская дума, построенная по более слабому проекту архитектора Чичагова, является одним из образцов произведений этого периода.

Исторический музей в Москве (1875-1883), выстроенный по проекту художника Шервуда, пожалуй, наиболее удачное сооружение этого периода, не лишенное стройности в группировке масс и в общих пропорциях (здание предполагалось облицевать цветными изразцами).

Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве архитектора Померанцева (1892-1893) представляют типичный отрицательный пример псевдорусского стиля этого периода. Огромное торговое здание XIX века декорировано деталями кирпичной архитектуры XVII века, высеченными из камня.

Таким же ярким примером псевдорусского стиля, в котором имитируются в камне и железе деревянные формы, является бывший дом Игумнова и Москве (проект архитектора Позднева, конец XIX века), не лишенный фантазии и мастерства в исполнении.