Смекни!
smekni.com

Экономическая мысль Древнего Востова (стр. 2 из 2)

В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой. В анализе экономических явлений древнегреческие мыслители обнаружили большую глубину и оригинальность. Они, образно выражаясь, заложили первые, хотя и грубообработанные камни в фундамент мировой экономической науки.

Экономическая мысль Средневековья

Новый этап в развитии экономической мысли связан с эпохой средневековья хронологические рамки которой охватывают период с конца У в.до начала ХVII в. В социально-экономическом отношении этот период совпадает с феодальной системой, главными моментами генезиса которой была превращение свободных общинников и рабов в феодально-зависимых крестьян и образование крупного феодального землевладения. Экономика периода средневековья была преимущественно аграрной, в ней господствовали натурально-хозяйственные отношения. Это отразилось на экономических взглядах этой эпохи, которые охватывали широкий круг проблем, начиная от обоснования законности владения феодалами землей и кончая вниманием к проблемам товарно-денежных отношений. Говоря об особенностях экономической мысли средних веков, следует выделить два момента: а/ ее религиозно-этичесное оформление в трудах запад о европейских авторов; б/особенности развития экономической мысли этой эпохи в различных регионах, в зависимости от особенности формирования в них феодальных отношений.

Характерная особенность генезиса феодализма в Западной Европе состояла в том, что этот процесс имел здесь две основы: распад рабовладельческого хозяйства, унаследованного от Древнего Рима, и разложение общинного строя германских и других" народов. Эти особенности нашли свое отражение в исторических документах раннего средневековья. Например, вопрос об отношении к общине нашел свое отражение в "Салической правде" - кодексе обычного права германского племени Франков (V-VI в.в.). В этом документе признается верховное - право общины на сельскохозяйственные угодья и защищается суверенитет общины от покушения чужестранцев. Земельный надел /аллод/ еще не стал частной собственностью отдельных лиц. Вместе с тем в этом документе нашел отражение процесс разложения общинного строя франков и постепенного формирования феодальных сословий. Завершение этого процесса отражено в другом памятнике этого периода "Капитулярии о поместьях" (IХ в.). В этом документе община уже не упоминается как особая форма землевладения. Владелец поместья в этом законе признается монопольным собственником земли. Большая часть бывших общинников к тому времени была закрепощена. За пользование земле и, принадлежавшей владельцу поместья, они обязаны были вносить натуральный оброк.

Экономическая мысль классического средневековья развивалась на базе церковного права, а систематическое истолкование и развитие его идеи получили в трактате "Сумма теологии" написанным итальянским монахом Фомой Аквинским (1225-1274). В этом трактате он рассмотрел ряд проблем актуальных для его времени. Опираясь на Аристотеля, Фома Аквинский оправдывал социальное неравенство людей, защищал частную собственность, идеализировал натуральное хозяйство. Но одновременно он порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывал обмен. В его работе нашли отражение специфические вопросы товарного производства. Наиболее важным из них является проблема "справедливой цены". Основанием обмена Аквинат считал равенство пользы обмениваемых вещей. Выражением этого принципа у него выступает "справедливая цена", которую он объяснял в виде необходимых для изготовления товара "количеств труда и издержек". Здесь имеется внешнее сходство с трудовой теорией стоимости, но оно обманчиво. Постановка проблемы "справедливой цены" у Аквината носила этически-нормативный характер, была основана на сословном понятии справедливости. При такой трактовке трудовой момент играл условную роль.

В своем трактате Фома Аквинский рассматривал и другие атрибуты товарного хозяйства. В трактовке денег он придерживался номиналистической теории их происхождения, признавал необходимость их как меры стоимости и средства обращения. Его отношение к ростовщичеству и торговле страдало противоречивостью. С одной стороны, он осуждал ростовщичество, а с другой – обосновывал благопристойность ссудных операций осуществляемых церковью. Он осуждал торговлю с целью получение барыша, но в целом – оправдывал ее.

Экономическая мысль Киевской Руси

В Восточной Европе формирование экономических воззрений, характерных для эпохи средневековья, происходило в иных условиях, отличных от западноевропейских. В этом регионе никогда не было рабства в его классической форме, поэтому экономические отношения феодализма возникли и развивались здесь в процессе разложения общинных отношений. Хозяйство, возникшей в IX в. Киевской Руси, носило преимущественно натуральный характер. В связи с ростом крупного феодального землевладения и превращением свободных общинников в зависимых от феодальной знати смердов возникало много экономических и политических проблем, зарождалась экономическая мысль. Об уровне ее развития можно судить по таким источникам как правовые акты, договоры князей, летописи и другим древнерусским памятникам. Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является "Русская правда" – свод законов состаренный в XI –XII в.в. Статьи этого кодекса отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князя и феодальной знати на землю и крепостных, право взимать налоги, получать ренту и т.п. В целом в "Русской правде" в известной мере отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древней Руси.

К числу памятников древнерусской литературы, включающих экономическую составляющую жизни общества, следует отнести также летопись "Повесть временных лет", написанную киевским монахом Нестором и "Поучение детям" великого князя Владимира Мономаха /XII в./. Об экономической политике галицко-волынских князей рассказывается в галицко-волынской летописи.

В период зрелого феодализма (ХIV-ХVI в.в.), в связи с образованием трех восточнославянских народностей, общественно-экономическая мысль начинает приобретать соответствующий национальный характер. С этого периода берет начало развитие экономической мысли Украины, России и Белоруссии. О русской экономической мысли ХVI в, можно судить по трудам идеологов поместного дворянства И. Пересветова и Ермолая-Еразма. На Украине в том же веке возникла обширная полемическая литература. Среди авторов-полемистов особо следует выделить поборника социального равенства И. Вышенского. Труды полемистов оказали значительное влияние на формирование самосознания украинского народа.