Смекни!
smekni.com

Характеристика татарской национальной кухни и одежды (стр. 2 из 3)

Головные уборы.

Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним отно­сится тюбетейка (тубятай), представляющая собой неболь­шую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа), ритуальные уборы (чал­ма). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусфе­рическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши­тые тюбетейки предназначались молодежи, а более скром­ные — старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем — первоначально получил распространение у городских казанских татар, вероятно, под влиянием турецко-исламских традиций (фяс).
Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроеные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек).
В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).
Наиболее ранними из них были характерные для некоторых групп окско-сурских мишарей шапочки с открытым верхом (тайка) и шапочки с закрытым верхом (такыя, тупый), встречавшиеся на северо-востоке Волго-Уральского региона. Ранние девичьи шапочки, в том числе и терминологически — такъя,— перекликаются с традиционными девичьими убо­рами других тюркоязычных народов Евразии. Самым популярным девичьим убором был калфак. Он надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточ­кой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек, особенно у кряшен. В городах (Казани, Уфе, Касимове и др.) значительное распространение получили «городские» калфачки, вязаные из разноцветных шелковых ниток, с поперечны­ми полосами. Среди них имеются совершенно уникальные экземпляры, богато орнаментированные вышивкой, синелью, а также аппликацией, выполненной в «ушковой» технике.
Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закры­вали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части. Это ниж­ние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с при­ческой. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Кряшенки также заплетали волосы в две косы, но не спускали их вдоль спины, а укладывались, как у русских женщин, вокруг головы под чепец. Основные уборы— «покрывала» — особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особен­ностями возраста, так и более ревностным отношением ста­риков к своим традициям. Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квад­ратная), территориальной принадлежности и времени бы­тования уборы. Их названия (тастар, яулык, кыекча, ярпяк) связаны, очевидно, с определенными древними культурными традициями. (Термин тастар, например, иранского проис­хождения; яулык, кыекча — тюркского.) Верхние уборы на­девались (повязывались) поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это всевозможные повязки-платки (короткие и длинные полотенца тастмал, яулык, ак яулык, четырех­угольные свадебные покрывала кряшен — тугяряк яулык) и шапки. В национальный период в качестве верхних уборов используются матерчатые шапки: тупый, камчат бурек, ука бурек.
Особый интерес представляют старинные (XVII — середина XIX вв.) монетные шапки. Это каркасная шапочка на твер­дой основе (такыя бурек), которая имела вид высокого ко­нуса, покрытого шелковой материей, ушитого золоченными рублевками, кораллами и жемчугом; сверху конус оканчи­вался золоченым навершием. Она бытовала у казанских татар. И монетная шапочка на мягкой основе — кашпау, характерная для мишарей Окско-Сурского междуречья и молькеевских кряшен.
Традиционные женские головные уборы — наиболее яркий и самобытный элемент, который лежит в основе выделения этнотерриториальных вариантов костюма. Этноспецифическим головным убором татарок Казани и Заказанья был калфак. В периоды разных стилевых направлений моды он принимал самые разнообразные формы и размеры, отличался различными способами ношения (с покрывалом или без) и художественного оформления (золотное шитье, шитье жем­чугом и бисером, вышивка синелью, инкрустация само­цветами, отделка мелкой золоченой монетой и др.). По своей сути калфак выполнял роль волосника, поэтому нередко надевался в комплексе с покрывалом. Основной головной убор пожилой казанской татарки представлял собой покрывалообразную косынку (ярпяк) с гипотенузой до 2,5 м. Изго­товляли его из белого или нежно-кремового коленкора, тюля, украшали богатой многоцветной тамбурной вышивкой. Лицевая часть убора (битлек) оформлялась позументом, несколькими монетками. Поверх ярпяк надевалась традици­онная для казанских татар шапка с широким меховым околышем и плоским верхом (камчат-бурек) или позумент­ная шапочка (ука бурек).
Общим для всех групп мишарей Окско-Сурского между­речья являлось обязательное присутствие в женской одежде тастарного комплекса головного убора. Тастар — полотенцеобразное, обычно белое, головное покрывало, окаймленное красной домотканой тесьмой, имеющее богато орнаменти­рованные пришивные концы. У темниковско-азеевских ми­шарей он надевался поверх волосника-чепца с накосником чехлом для кос (чячкап). Концы тастара украшались узора­ми тамбурной вышивки. У лямбирских мишарей тастарный комплекс включал те же составные элементы. Отличался лишь способ повязывания тастара, когда один из наиболее украшенных его концов располагали на голове, а другой — на спине. Поверх тастара надевали монетную шапочку (каш­пау). Специфика тастарного комплекса кузиецко-хвалынских мишарей заключается в особенностях его декоративно-худо­жественного оформления: в применении высокохудожествен­ного шитья золотом (гладь в «прикреп»). В технике золото­швейной глади украшались волосник-чепец (эчке чячкап), бархатные чехлы для волос (чячкап), концы тастаров. Весьма оригинальными были головные уборы сергачских мишарок. Молодые женщины надевали волосник (башкигец) в виде плотно облегающего голову капюшона, украшенного яркой аппликацией из кусочков материи. Поверх него повязывалось и завязывалось на затылке специальное покрывало в виде платка, сложенного на угол. Основным элементом головного убора пожилых женщин был тастар, но с одним широким и длинным концом, так же украшенным тканевой апплика­цией. Такой тастар чалмообразно повязывался поверх волос­ника (солауц), а его орнаментированный конец располагался на спине.
Спецификой отличался и тастарный комплекс касимовских татар. Волосник состоял из двух элементов: отдельно чепца и накосника чехла. В городе Касимове вместо волос­ника часто надевали и большой трикотажный калфак, напо­добие девичьего казанско-татарского. Тастар повязывали поверх калфака, причем особым образом. Касимовские тастары обычно имели лишь один украшенный конец, который располагался на спине, а чаще на плече. Неукрашенный конец, обернув вокруг лица, пропускали под подбородком и закрепляли на виске специальной заколкой — украшением. У горожан тастары изготовлялись из светлой ажурной ткани фабричного производства и вышивались профессиональными мастерицами.
Своеобразными были традиционные головные уборы кряшен, что связано с ранней культурной изоляцией их от татар-мусульман и с особенностями их этнокультурного развития (воздействием, в частности, христианской, особенно русской культуры). Головной убор заказанских и западно-закамских кряшен состоял из волосника-чепца (мялянчек), головного покрывала (сурякя), полотенцеобразной повязки (ак яулык) и свадебного покрывала (тугяряк яулык). Проис­хождение этого убора (комплекса сурякя) этнографы связы­вают с головным убором русских женщин (сорока). Особенно оригинальными были головные уборы замужних елабужских кряшенок. Они включали волосник-чепец, головное покры­вало (чукол), налобную монетную повязку (мангай тянкясе), монетные височные украшения (чигячя) и напоминали древ­ние «шлемовидные» уборы тюркских народов Евразии. Во время праздничных (обрядовых) торжеств замужние елабужанки надевали головное покрывало, налобная часть кото­рого была полукруглой и напоминала русский кокошник.
Головной убор молькеевских кряшен во многом ана­логичен тастарному комплексу мишарей и соседствующих с ними чувашей. Он состоял из двух полотенцеобразных по­крывал: длинного (тастар) и короткого (чибар яулык). В оформлении этих полотенец применялись высокохудоже­ственное тканье выборного полихромного исполнения и тамбурная вышивка, домашнее кружево. Тастар дважды обертывался вокруг головы и шеи с тем, чтобы орнаменти­рованные концы свисали на спине, один выше другого. Поверх тастара назад концами завязывался чибар яулык. В середине XIX в. молькеевские женщины, как и лямбирские мишарки, поверх тастара надевали кашбу (кашпау) — древне-тюркский шлемовидный головной убор со спинной лопастью, укра­шенный серебряными монетами, нукратками, бисером, корал­лами. Девичья бисерно-монетная шапочка (такъя) также облегала голову наподобие шлема, имела на верхушке шишак, на висках наушники, сзади бисерный назатыльник.
Тастарный комплекс головного убора был характерен и для астраханских татарок. Юртовские астраханки носили большие треугольные кисейные тастары, орнаментированные шелковой тамбурной вышивкой, поверх которых надевалась шапка, отделанная мехом. Весьма оригинальным был свадеб­ный головной убор астраханских карагашек (саукеле): высо­кая цилиндрическая матерчатая шапочка на плотной основе, имеющая аналоги у нагайцев и некоторых народов Средней Азии. Шапочка украшалась аппликацией и вышивкой, наде­валась в комплексе со специальной металлической свадебной повязкой и тастаром.
Этноспецифическим элементом женского головного убора сибирских татар был так называемый сарауц — вышитая золотыми нитями или убранная самоцветами, жемчугом, бисером головная повязка (волосник), напоминающая формой, декором и названием волосник (солауш) мишарок Окско-Сурского междуречья, которую надевали с головным треуголь­ным покрывалом (кыекча), аналогичным казанско-татарскому — ярпяк.