Смекни!
smekni.com

Античная цивилизация (стр. 8 из 9)

Механика. В этой области также имели место удивительные открытия.Ктесибийизобрёл двухцилиндровый водяной насос, водяной орган, водяные часы, военные метательные машины.Архимед обосновал законы рычага и гидростатического взвешивания (закон Архимеда); исследовал законы механики и начала статики; изобрёл сферические зеркала, подъёмный кран, катапульты.Герон изобрёл пневматический прибор, паровую машину, насос.

Биология и ботаника. Основоположником биологии принято считать Аристотеля. Он разделил природу на органическую и неорганическую, собрал материал о нескольких сотнях видов животных и классифицировал его. Но ещё ранее некоторые биологические идеи высказал Анаксимандр, по которому живые существа возникли во влажном иле. Теофраст описал 500 видов растений.

Медицина. Алкмеон первым практикует вскрытие трупов животных для изучения функций их органов. Ему приписывают открытие нервов и признание мозга важным органом человека. Гиппократ изучает естественные причины болезней и обосновывает особенности их лечения, формулирует положения врачебной этики. Гиппократа считают отцом медицины. Герофилисследует строение нервной системы, проводит разделение между артериями и венами, объясняет биение пульса, даёт описание глаза, печени, половых органов, сопоставляет анатомию человека и животных, исследует действия лекарств. Эризистрат устанавливает различие между головным мозгом и мозжечком, описывает строение сердца.

География. Анаксимандр первым начертил географическую карту Земли. Эратосфен определил окружность Земли в 39690 км, составил карту мира, описал Европу, Азию и Африку.Птолемей сочиняет руководство по географии, где даёт около 8000 координат различных пунктов по широте и долготе.Страбон пишет фундаментальный обобщающий труд “География”.

Историография. Геродот, основатель исторической науки, в своём труде “История” дал описание многих событий, стран и культур. Правда, он далёк от собственно научного изложения материала. Фукидид описал современные ему события в труде “История”. Он использует метод наблюдения и строгой хронологии, стремится к точности и критическому анализу. Ксенофонт в трудах “Анабасис”, “Киропедия”, “Греческая история” демонстрирует наблюдательность историка, философскую заострённость мысли, мастерство художника. Ценные сведения исторического характера оставили в своих сочинениях Полибий, написавший “Всемирную историю”; Диодор, сочинивший “Историческую библиотеку”; Плутарх, создавший знаменитые “Жизнеописания”. Выдающийся историко-культурный популярный труд под названием “Описание Эллады” создал Павсаний. Из него можно почерпнуть ценные сведения о личностях, событиях и памятниках эллинской культуры.

Римские учёные проявили себя в области юриспруденции, риторики, медицины, исторической, политической и сельскохозяйственной наук, т.е. в прикладных науках. Заслуживает внимания историческая мысль римлян. Усилиями Катона Старшего сочинившего “Происхождение”, Тита Ливия (“История Рима от основания города”), Корнелия Тацита (“Аналлы”, “История”), Аппиана (“Римские войны”), Аммиана Марцеллина (“Римская история”), Светония (“Жизнь двенадцати цезарей”), Саллюстия(“Югуртская война”, “Заговор Катилини”), Патеркула (“Римская история”) предпринята попытка воссоздания истории Рима и описание современных событий. Почти во всех произведениях показывается величие римского государства, героика прошлого и настоящего, патриотизм, возвышенность нравов. Если Катон и Ливий не брезгуют мифологией, то остальные более строги в изложении материала. Очень важным историческим произведением являются и “Записки о Галльской войне” Юлия Цезаря.

Весьма популярными у римлян были исследования в области аграрной науки. Катон Старший пишет знаменитое “Земледелие”, в котором впервые фигурирует термин “agricultura”.Варрон и Колумелла сочиняют труды под названием “Сельское хозяйство” и фактически создают теорию сельского хозяйства.

В области естествознания особняком стоит огромный компилятивный труд “Естественная история” написанный римским учёным Плинием Старшим. Изучив более двух тысяч источников он дал ценные сведения по самым разным отраслям знаний, при этом сам Плиний не сделал каких-либо важных новых открытий.

Нельзя, разумеется, не сказать о научной и практической деятельности врача, анатома, физиолога Клавдия Галена. Он не только систематизировал знания в области медицины, но и сам внимательно изучал анатомию человека и животных, заметил большое сходство в строении тела человека и обезьяны, стремился установить связь спинномозговых нервов с процессами дыхания и сердцебиения, работал над созданием лекарственных препаратов.

В IV - V вв. н.э. происходит закат античной науки. Её упадок был обусловлен общими историческими причинами гибели античной культуры, отсутствием социально-экономических стимулов, возрождающимся мифотворчеством, мистикой, оккультизмом.

Подводя итог, можно сказать: усилиями и талантом античных исследователей был сконструирован демифологизированный и десакрализованный образ космоса, природы, государства и человека, новое представление о действительности, что сыграло исключительную роль в интеллектуальном прогрессе человечества.

3.6. Историческое значение античного наследия

и его влияние на европейскую культуру

3.6.1. Влияние Античности на европейскую культуру

Несмотря на то, что к концу V в. н.э. античная цивилизация себя исчерпала, греко-римская культура не канула в небытие. Безусловно, варвары нанесли ей тяжелый урон, истощили её силы. Новая христианская культура тоже не жаловала античные ценности, их конфликт был неизбежен. И тем не менее, грядущая христианская Средневековая эпоха не могла полностью игнорировать великий культурный капитал, накопленный греками и римлянами. Варвары-победители начали потихоньку примерять к себе “античные наряды”. Латинский язык становится не только языком католицизма, но и языком всей Западной культуры. Активно используется римское право, пробуждается интерес к философии (особенно Аристотеля), литературе, архитектуре, прикладному искусству, образованию, риторике. Античная (особенно латинская) культура становится фактором сближения и примирения европейских народов.

С XIII - XIV вв. в Европе, прежде всего в Италии, начинается процесс активного возрождения античной культуры. К ней не просто проявляется интерес, но она становится фундаментом нового явления, названного культурой Возрождения. Такие маститые деятели Ренессанса какДанте, Бокаччо, Петрарка, Салютати, Альберти, Макиавелли, Рафаэль, Бруни, Фичино, Вазари, Шекспир и многие другие испытывают священный трепет перед великими гениями древности, становятся их апологетами. Большую популярность приобретают творения Гомера, Платона, Фидия, Скопаса, Вергилия, Лукреция, Цицерона, Эпикура, Сенеки, Плиния, Галена, Варрона. О них говорят, пишут, ими восхищаются, им подражают, их творения становятся широким общественным достоянием, их делают современниками. Словно бы оживают и успешно пробивают себе дорогу в жизнь античные мифы, литература, архитектура, скульптура, театр, живопись, наука, политические, правовые и многие другие утраченные ценности. Италия и иные страны Европы буквально “дышат античным воздухом”. Античная культура становится неоспоримым предметом философского, художественного и научного творчества. Знание Античности становится неотъемлемым атрибутом образованности. Во всех университетах Европы изучают наследие древних. По мере дальнейшего движения европейской культуры интерес к Античности и её реальное влияние всё более возрастают. В эпоху Просвещения создаются объёмные научные и художественные труды, посвящённые греко-римской культуре. Античность воспринимается как мудрая воспитательница, как мать, как значимая обобщённость, как европейский универсализм. “Каждый пусть будет, по-своему греком!” - пишет влюблённый в Античность Гёте. Английские, немецкие, французские учёные, а то и просто почитатели древности (Г. Шлиман), ведут активный археологический поиск памятников греко-римской культуры. Каждый музей мира считает за честь иметь их у себя. Даже свой быт европейцы пытаются обустроить таким образом, чтобы он хоть в чём-то напоминал древность. Поэты, драматурги, прозаики, живописцы, архитекторы, скульптуры, музыканты, философы, историки, филологи, юристы, политики, педагоги вот уже в течение нескольких веков неизменно обращаются к этой теме. Античная культура поистине стала идеалом, образцом для подражания, стилеобразующим фактором для европейского искусства, великой и непреходящей классикой.

Греко-римская культура оказала влияние на русскуюкультуру. Неподдельный интерес к ней характерен для всей русской истории. Имена Гомера, Ахилла, Агамемнона были известны ещё древнерусскому читателю. Гомер, Еврипид, Платон, Плутарх почитались русской православной церковью как провозвестники христианства. Их изображения увековечены на стенах Благовещенского и Успенского соборов Московского Кремля. Начиная с XV в. русское государство стало продолжателем дела Рима (“Третий Рим”).

Произведения греческих и римских авторов переводятся на русский язык, активно изучаются. Знание древнегреческого и латинского языков становится неотъемлемой частью образованности русских людей. Известные деятели отечественной культуры – М.В. Ломоносов, Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, В.А. Крылов, В. Иванов, М.А. Волошин, К.П. Брюллов, В.А. Серов, М.Е. Щедрин, П.И. Соколов, В.А. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Н.С. Гумилёв, А. Белый, А.А. Блок, Л.С. Бакст, М.А. Врубель, С.А. Жебелев, М.С. Куторга, В.В. Латышев, К.Л. Зелинский, А.Ф. Лосев, Н.А. Бердяев и другие восхищались ею и посвятили немало своих произведений античности. Н.А. Бердяев и вовсе считал, что “вся европейская культура большого стиля связана с преданиями античности. Настоящая культура, - утверждал он, - и есть античная греко-римская культура и никакой другой культуры в Европе не существует”. Русские не просто любили, изучали, но и хорошо знали Античность. А.Ф. Лосев совершает поистине научный подвиг, написав около двадцати фундаментальных томов, посвящённых разным аспектам античной культуры.