Смекни!
smekni.com

Основные методологические подходы в культурологии (стр. 1 из 2)

Основные методологические подходы в культурологии

Изучение культурологии требует привлечения понятийного и методологического аппарата, который создается социологией, философией, этикой, эстетикой, информатикой. При этом используются такие методологические подходы:

- Деятельностный

- Системный

- Структурно-функциональный

- Эволюционный

- Синхронно-диахронный

- Семиотический

- Креационистский

- Релятивистский и др.

Деятельностный подход

Его суть заключается в том, что культура рассматривается как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Впервые со всей отчетливостью эта мысль была сформулирована в работах Э.С. Маркаряна и быстро стала популярной среди отечественных культурологов. Маркарян писал: “Понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности, способа существования людей, имеющего конечную адаптивную и когэнтропийную природу, может послужить началом для методологически эффективного решения проблемы установления как общего предмета теории культуры, так и истории культуры. Термин “способ деятельности” понимается в широком значении, несводимым лишь к навыкам, умению, а предполагающим так же и охват многообразных объективных средств осуществления активности людей... Изучения истории общества сквозь призму понятия “способ деятельности” позволяет абстрагировать вполне определенный культурный срез, элементами которых выступает комплекс внебиологически выработанных средств, благодаря которым действия людей особым образом стимулируются, программируются, воспроизводятся. К ним относятся социогенные потребности, знания, орудия труда, юридические установления, одежда, пища, жилища и множество других явлений. Все они системно объединяются в единый структурный ряд, благодаря тому, что выполняют общую функцию средств осуществления соответствующих звеньев человеческой деятельности

Системный подход

Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория культуры, искусствознание, психология культуры, социология культуры, история культуры и др.), и реализует стремление к анализу культуры в парадигме, задаваемой теорией систем. В рамках С.п. культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии: объективной (любые культурные объекты) и субъективной (“слепок” культуры в сознании) форм; рациональной и эмоционально-чувственной ее составляющих; культурно-новационных механизмов и свойственных культуре способов обеспечения себе-тождественности; процессов производства, распространения (трансляции) и “присвоения” культурных ценностей и др. Одна из первых попыток применения С.п. принадлежит Л. Уайту. В работах “Наука о культуре” (1949), “Эволюция культуры” (1959), “Понятие культуры (1973) и др. он рассматривает культуру как целостную и самонастраивающуюся систему материальных и духовных элементов (общий закон развития культуры им сформулирован следующим образом: “Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или и то и другое вместе”). Разл. варианты описания культуры как системы присутствуют в работах Малиновского, Сорокина, одного из создателей структурно-функционального направления в социологии Парсонса и др.

Структурно-функциональный подход

Суть данного метода, заключается в рассмотрении общества как системы, состоящей из структурных элементов, функционально связанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как целому. Поэтому самые различные феномены (действия, отношения, институты и др.), согласно этому методу, должны объясняться через функции, которые они выполняют либо в социокультурной системе вообще, либо в тех или иных социальных общностях, в которых они имеют место. Функционализм интересовали не столько проблемы адаптации к природной среде (эволюционизм), сколько анализ социальных функций и поиск средств, обеспечивающих стабильность общественных взаимосвязей. Свою главную цель функционализм видел в выявлении общих законов функционирования общества и его культуры. Этот подход начал свое формирование в рамках позитивистской социологии О.Конта и Г.Спенсера и на ранней своей стадии он был тесно переплетен с идеями эволюционистов. Так Г.Спенсер рассматривал эволюцию общества как процесс прогрессирующей структурной дифференциации, сопровождающейся дифференциацией функций по мере роста общественного организма. Большой вклад в формирование функционального подхода внес Э.Дюркгейм. Собственно говоря, в его трудах мы можем встретить различение двух типов анализа – причинного и функционального. Функциональный анализ мыслился им как необходимый компонент любого научного исследования общества, ибо главной его целью является ответ на вопрос о роли, того или иного феномена социальной или культурной реальности в едином целом каковым является либо общество, либо отдельно культура.

Эволюционный подход

Так или иначе, но анализ культуры и ее элементов шел постоянно на протяжении всей истории философии, и в качестве первого собственно научного подхода к анализу культуры можно назвать эволюционный. Эволюционизм был первой парадигмой (по терминологии Т.Куна) культурологических исследований, возникшей в XIX веке. Анализ культуры в рамках данной парадигмы ориентирован на оперирование естественнонаучными категориями и методами. Достаточно хотя бы вспомнить, что термин «эволюция» имеет, прежде всего, естественнонаучное происхождение и знаком нам по таким словосочетаниям как «эволюция живого на Земле», «эволюция видов (биологических)» и т. д. То есть интерес к этому понятию возник первоначально в естественных науках и лишь позже эволюционный подход стал применяться к объяснению существования человеческого общества и культуры. Базу социокультурного классического эволюционизма заложили такие мыслители, как Г.Спенсер, Э.Б.Тайлор, Л.Г.Морган. Они же определили и основные принципы изучения общества и культуры. В рамках эволюционизма была принята концепция эволюции, предложенная еще Г.Спенсером: он трактовал эволюцию как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов от относительно неопределенной бессвязной гомогенности к относительно более определенной согласованной гетерогенности, происходящих благодаря постепенной дифференциации и интеграции. Постепенное усложнение культуры происходило в результате адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Термин «адаптация» так же имеет естественнонаучное происхождение, и интерес к этому понятию устойчиво сохраняется на протяжении всего существования эволюционизма и особенно отчетливо проявляется в настоящее время в эколого-анторопологических исследованиях. Какие же наработки классического эволюционизма можно выделить? Во-первых, эволюционистами было введено в оборот слово «культура». Причем не просто как слово, а как обозначающий научный термин, за которым в реальности стоит некая система объектов и отношений, присущих тому или иному обществу, тому или иному народу. Во-вторых, они обосновали саму возможность культурологии как науки. По их мнению, если культура порождена естественными причинами и ее динамика закономерна, то она вполне может стать объектомобъяснения в терминах научных оснований и законов. От предшественников их отличало следующее: если в более ранней, философской концепции культура была, прежде всего, чем-то присущим человеку, была связана с культивированием творческих способностей и относилась к сфере философии, искусства и ряда спекулятивных наук, то в работах эволюционистов все изменилось. Э.Тайлор и другие антропологи того времени, считали, что культура является одной из научных дисциплин, содержание которых подлежит анализу, разложению на составляющие элементы и классификации этих элементов по тому или иному принципу.

Семиотический подход

Научный термин семиотика происходит от греческого слова “semeion”, что в переводе звучит как “знак”. Следовательно, семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака. Так, интересы семиотики распространяются на человеческие коммуникации (в том числе при помощи естественного языка), информационные и социальные процессы, на область функционирования и развития культуры, все виды искусства, и даже общение животных. Так же семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (естественные и искусственные языки, некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие). Простейшая знаковая система, знакомая каждому, – светофор. Основателем семиотики считается американский логик, естествоиспытатель и философ Ч. Пирс. Он дал определение знака, классификацию знаков, установил задачи и рамки новой науки, а вот уже его последователь Ч. Моррис определил структуру семиотики. И уже несколько позднее французский лингвист Ф. де Соссюр сформулировал основы семитологии. Несмотря на общую идею необходимости создания науки о знаках, представление ее сущности у отцов-основателей, Пирса и Соссюра, значительно различались. Пирс представлял ее как “универсальную алгебру отношений”, т.е. раздел математики, Соссюр же говорил о семиологии как науке психологической, затрагивающей интересы, прежде всего гуманитарных наук. В основе семиотики лежит понятие знака, по-разному понимаемое в различных традициях. Согласно Моррису и Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность (чаще выраженную в информации). В лингвистической традиции, поддерживаемой Сосюрром, знак – двусторонняя сущность, где знак понимается как материальный носитель, представляющий другую сущность, а то, что он представляет, – означаемое знака. Другое ключевое понятие семиотики – знаковый процесс или семиозис. Это некая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение и код Д – соответствие означаемых и означающих, таким образом задающих набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означаемых можно было составить требуемое сообщение. Частным случаем семиозиса является речевое общение или речевой акт, а частным случаем кода – естественный язык.