Смекни!
smekni.com

Арабо-исламский тип культуры (стр. 2 из 5)

При сотворении молитвы должны соблюдаться пра­вила. Пророк говорил, что никто не может благодарить Бога, так как Он того заслуживает, поэтому необходимо благодарить Его так, как Бог установил, т.е. строго соблюдая ритуал намаза. Одно из главных условий: молящийся должен со­средоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. В одном из хадисов сказано, что Всевышний не услышит молитв человека порочного, снедаемого никчемными мыслями и обуреваемого низ­менными желаниями.

Молитва должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить руками благославление Аллаху — провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом.

Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д.

Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа — молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу к Аллаху: маулид — благодарственная или поминальная, ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна со­вершаться в мечети, ей предшествует проповедь — хутба, в которой трактуются не только религиозные или нравственные вопросы, но и освещаются с позиций ис­лама политические дела. Намаз может пропускать человек по болезни или в случае опасности. Для путников и военнослужащих ритуал намаза упрощен.

3. Пост (саум).Мусульманский пост заключается в воздержании от пищи, питья и развлечений. Предписанный в Коране, пост является строгим и требовательным актом личного поклонения Богу, при помощи которого мусульмане стремятся к более глубокому восприятию Аллаха, поскольку, мусульмане утверждают, что "потребности человека больше, нежели только пища". Все время поста должно быть посвящено Аллаху: занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Особое место зани­мает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нель­зя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются на время ночи.

Пост предписьгвает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.

Пост, прежде всего нацелен на укрепление веры в Ал­лаха. Каждый день до наступления рассвета мусульма­нин должен произносить особую формулу — нийа, в ко­торой заявляет о намерении поститься и просит Аллаха благословить и укрепить его в этом богоугодном деле. Без произнесения нийи пост недействителен. Общей ночной молитвой отмечается ночь с 26 на 27 рамадана — «ночь предопределения», когда, по преда­нию, с неба Мухаммеду спустился Коран.

Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество - риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются, но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различных мусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовых правил, например поста в рамадан.

4. Обязательный налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» (очищение). Это арабское слово, которое прижизни Пророка стало означать обязательное религиозное пожертвование. Подобно молитве, закят считается формой поклонения Богу. Закят важен для мусульманского образа жизни, для исламской культуры. Он закрепляет за состоятельными мусульманами долг общественной ответственности, согласно которому они должны заботиться о тех, к кому судьба оказалась менее благосклонна. Закят не только символизирует един­ство уммы, заботу богатых о бедных. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела помочь бедным, содействовать умме своим имуществом. Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи, чрезмерное богатство. Закят предписывает денежные взносы установленных пропорций в зависимости от имущества мусульманина для благосостояния общины в целом и для ее нуждающихся членов. Этот налог обычно взимается и распределяется государством, однако в отсутствие государственной системы сбора налогов он должен распределяться самими подлежащими обложению налогом мусульманами. Кроме этого есть добровольное пожертвование в пользу бедных, которое рекомендуется раздавать тайно. Пожертвования рекомендуется делать в соответствии со своими материальными возможностями, чтобы не оставить собственную семью без средств к существованию.

5. Паломничество (хадж). Каждый совершеннолет­ний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни хаджж, то есть посетить Мекку, священный город исла­ма, где родился пророк Мухаммед. Мусульманин совершивший хаджж, носит почетный титул хаджж или хаджжи и пользуется уважением в своих родных местах. Хадж показывает величие Ислама и единство всех мусульман.

Мекка известна своим храмом — Кааба. Считается, что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень — аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Кааба рассматривается в Исламе как камень из рая, посланный Богом Адаму. Внутри него можно было увидеть рай, но из-за грехов людей Бог сделал его черным. Для мусульман Чер­ный камень — святыня, символ Аллаха. Кааба имену­ется «домом Аллаха».

Паломничество совершается в месяце зу - ль - хиджжа, который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.Хаджж завершается праздником ид аль - адха, во время которого в память о жертве, принесенной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджжа является главным мусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями по всему мусульманскому миру.

Четыре из пяти «столпов» ис­ламского вероучения содержат моральные и брядовые предписания, отражая тем самым пре­имущественное внимание к обряд­ности и правилам религиозной жизни.

В центре арабо-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточе­но мировоззренческое ядро исламского мира. Коран по- арабски означает «возглашение, чтение вслух Коран - это Священное Писание для мусульман, совершенное откровение от Бога, вечная книга, написанная на небесах, и подлинник которой записан на перламутровых скрижалях и, как верят мусульмане, хранится на небесах. Священное Писание на протяжении четырнадцати столетий освещает жизнь мусульман, в котором утверждается единство Бога, праведный образ жизни, человеческое достоинство, общественная справедливость и личная ответственность каждого. Таким образом, Коран для миллионов людей является единственной и важнейшей духовной силой, направляющей их жизнь в религиозной, общественной и культурной сферах. Священный Коран является краеугольным камнем, на котором построено здание Исламской цивилизации.

Коран по объему примерно такой же, как Новый Завет, многие мусульмане знают Коран наизусть, и во время ежедневных пяти молитв снова и снова повторяют первую главу Корана. В Коране-114 глав (сур). Они расположены по уменьшению объема: самые длинные расположены в начале, те, что короче - в конце. Суры делятся на стихи - аяты, их в Коране 6243. Каждая глава начинается словами: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!» Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать). Все изречения, в которых говорящим лицом является не Муххамед, а Аллах, относятся к числу откровений, все остальные – числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII века, при халифе Османе это текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.

Священная книга мусульман является источником вдохновения для приверженцев ислама, и которая обычно читается нараспев. С самых первых дней его читали вслух или, если быть точнее, - воспроизводили в мелодичной форме. В итоге были основаны несколько традиционных способов декламации, или произнесения нараспев Корана. Эти методики тщательно оберегали и сохраняли детально разработанную науку декламации Корана - со всеми интонациями, модуляциями и акцентацией. Правильное произнесение было крайне важно, учеба этому искусству занимала годы: были основаны специальные школы для того, чтобы ни одна ошибка не закралась в традиционные методы декламации Корана. Во многом благодаря им текст Священного Послания был сохранен без единой ошибки или неточности.