Смекни!
smekni.com

Культура речи как учебная дисциплина (стр. 2 из 15)

3.3. Основные понятия культуры речи

Для того чтобы разобраться в путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объем понятий данной дисциплины.
Центральным понятием этой дисциплины является понятие о языке. Язык - "естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации" (Арутюнова Н.Д. Язык // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 652).
Способность соотносить звук и значение - главнейшая характеристика языка. Язык в одно и то же время - система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей.
С языком тесно связано понятие речи. Речь - это "конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом" (Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. М., 1997. С. 417).
Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна. В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них.
Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация. Коммуникация - общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст - это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Правильность построения текста состоит в соответствии требованиям внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий общения. Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми единицами и их соединениями, но и необходимым общим фоном знаний.
Важным является понятие о качествах речи. Качества речи - это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

  • В филологии различают
    • речевую культуру личности;
    • речевую культуру общества.

Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский (Общая филология. М., 1996. С. 14).
Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества.
Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения.
Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет.

Введение
¦»*
Рубеж XX-XXI веков в России ознаменовался существенным изменением социокультурной модели общества. На смену индустриальной эпохе пришла постиндустриальная, для которой характерны рост и специализация сферы обслуживания. В мировой практике уже в последней трети XX века социологи стали говорить о новой стадии развития общества - «информационном обществе» {Федотова 2002, 20), в котором «работа с информацией/знаниями стала одной из производительных сил общества» (Почепцов '? -;. . 2001, 24).
; Стремительное развитие общества ставит перед образованием новые.
* задачи. Одной из них является формирование у школьника информационной
культуры - способности эффективно взаимодействовать с информационным пространством, понимать его законы и уметь использовать его для решения различных коммуникативных и, в целом, жизненных задач.
Таким образом, актуальность исследования объясняется значитель-к ным усилением роли информации и существенным усложнением способов ее
получения, передачи и хранения в современном обществе, а также необходи-ф мостью решить одну из важнейших педагогических задач - дать ученику ал-
горитм понимания информационного источника, особенно текста массовой коммуникации.
Направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.) принято называть медиаобразованием («Российская педагогическая энциклопедия»). Основная задача медиаобразования - «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербаль-
яых форм коммуникации с помощью технических средств» {Российская педагогическая энциклопедия 1993, 1, 5.55).
На наш взгляд, серьезной проблемой современного гуманитарного об- разования является устаревшая парадигма обучения - передача знаний, а не освоение способов их получения. Такая парадигма не отвечает потребностям современного общества, т.к. не учитывает изменившуюся ситуацию: непрерывное возрастание объемов информации, расширение спектра каналов ее передачи и получения, возникновение новых социокультурных явлений (например, компьютерных игр, рекламы), занимающих приоритетные позиции в
системе ценностей подрастающего поколения.
¦¦¦' ¦• ¦ ¦' '¦¦
Традиционный подход к образованию вынуждает учителя все чаще использовать в процессе обучения материалы обзорного, реферативного характера, а не первоисточники, экономить учебное время, предлагая классу принять учительскую точку зрения, не вдаваясь в глубокое изучение проблемы. Для ученика истинным спасением являются разнообразные сборники готовых решений учебных задач или издания, предлагающие освоить русскую классику в кратком изложении.
Привычка довольствоваться готовой интерпретацией, не вдумываясь в суть проблемы, десятилетиями формирующаяся у школьника, лишает его возможности в дальнейшем сопротивляться манипуляции его сознанием на более высоком уровне.
Такая стереотипность мышления, закладывающаяся в школьные годы, готовит гражданина, «удобного» для структур власти (а властью обладает тот, кто владеет информацией из первых источников): такой член общества имеет низкий порог доверия средствам массовой информации, он привык следовать за большинством, т.к. «если все думают подобным образом, то, значит, это правильно».
По словам С.Г. Кара-Мурзы, «школа, «фабрикующая субъектов», не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно
и независимо мыслить. Из школы должен был выйти «добропорядочный
гражданин, работник и потребитель». Для выполнения этих функций и под-
„, бирался запас знаний, который заранее раскладывал людей «по полочкам»»
# {Кара-Мурза 2002, 248). Это высказывание заостряет еще одну актуальную
проблему - высокую степень влияния на современного человека западной культуры с ее утилитарностью и прагматичностью, постепенное забвеьше российских гуманистических традиций.
Безусловно, современное цивилизованное общество с высокими гуманистическими ценностями не должно ориентироваться на подобные установки школьного образования. Наоборот, одним из приоритетов формирования личности нового гражданина демократического государства необходимо из-брать формирование у него навыков аналитической работы с любой поступающей информацией - умения найти, получить, классифицировать, интерпретировать и использовать данную информацию, а также навык применения полученных знаний (информации) в процессе коммуникации. Потребность решить в рамках модернизации российского образования указанные выше проблемы определяет актуальность данного исследования.
•О Новизна исследования состоит, во-первых, в выборе для решения ди-
дактических задач особого материала - текстов рекламы.
'• Следует отметить, что практика обучения школьников работе с медиа-
текстом существовала и ранее (вспомним хотя бы часы «политинформации», на которых учащиеся делали обзор новостей и учились давать интерпретацию происходящим в мире и в государстве событиям, или работа над коммуникативными навыками при чтении периодики на иностранном языке). Вследствие отторжения идеологической составляющей российского (бывшего советского) образования подобные формы работы испытали забвение. В
f)
целом этот процесс был закономерным, однако потребовалась выработка но-ш вых подходов к освоению пространства текстов массовой коммуникации.
о
Новый виток в развитии медиаобразования внес в школу свежую струю внимания к сфере массовых коммуникаций. Однако до сих пор объектом анализа на уроках, а также на занятиях факультативов, кружков и клубов являются, в основном, произведения киноискусства и журналистское творчество (подробнее см.: Баранов 2002, Возчиков 1999, Федоров 2003). Реклама в качестве дидактического материала только начинает подвергаться исследованию (тогда как теоретическое осмысление рекламы как разновидности массовой коммуникации уже имеет определенные традиции), причем принципиальная возможность использования такого материала в школьной практике до сих пор является одним из дискуссионных вопросов методики. Это связано, на наш взгляд, с тремя проблемами.
Во-первых, современная реклама, будучи типичным явлением постмодернистского типа культуры, представляет собой поликодовую структуру, в которой смысл реализуется, как правило, через взаимодействие различных семиотических систем (языковой, графической, символической, музыкально-шумовой, цветовой и т.д.). Это значительно усложняет работу с подобным типом текстов, т.к. требует привлечения сведений из многих областей науч- ного знания, чем, по сути, обладает далеко не каждый педагог.
Во-вторых, рекламный дискурс характеризуется существенной неус- тоичивостью и стихийностью, стремительным изменением или, точнее, фактическим отсутствием традиций, норм и правил. Это объясняет довольно низкое качество значительного числа рекламных произведений - их эстетическую бедность, информационную или морально-этическую некорректность, речевую неграмотность и т.д.
В-третьих, дидактическая работа с рекламой требует специфических подходов (выбора приемлемых для данной ситуации методов и приемов, способствующих творческому развитию личности и формированию у школьника информационной культуры).
Однако все указанные проблемы только подчеркивают необходимость
и важность разработки вопроса об использовании рекламы как дидактическо-
»< го материала. Объективно признано, что медиакультура (и, в частности, рек-
Ф лама) играет в жизни подрастающего поколения существенную роль, и игно-
рировать этот факт - значит оставить ребенка наедине с медиапространст-вом, созданным по жестким законам взрослого мира, не всегда честным и, к сожалению, меркантильным.
Заметим, что из всего многообразия явлений медиакультуры реклама выбрана нами далеко не случайно. Во-первых, это явление хорошо знакомо
v, школьникам (по данным 2001 года, среднестатистический человек ежедневно
сталкивается более чем с 2000 рекламных сообщений, представленных на
^ различных носителях). Во-вторых, в рекламе широко используется богатый
арсенал манипулятивных приемов, характерных для массовой коммуникации в целом. В третьих, реклама стремится моделировать иную действительность (миф о счастливой жизни с рекламируемым продуктом), существенно отличающуюся от реального мира, что в значительной мере сказывается на взглядах и образе жизни подрастающего поколения (по мнению многих специали-
*¦'' стов, она заменяет жизненные ценности и поведенческие стереотипы, фор-
мируя так называемое «общество потребления»).
* Последний факт особенно важен в ракурсе проводимого исследования,
т.к. аксиологическое значение рекламы уже не первое десятилетие обсуждается российским обществом. И вполне справедливо, на наш взгляд, мнение об особой незащищенности детей и подростков от манипулятивного воздействия рекламы. Фактически, тот, «кто заказывает музыку», платит и за «программу», которая будет вложена в сознание получателя рекламного сообще-
^ ния, а какова эта программа - зависит от интересов и «степени испорченно-
сти» рекламодателя.
ф Безусловно, с подобной точкой зрения можно поспорить. И ключевым
доводом оппонентов в этой дискуссии является избитая фраза «Не хочешь -
8
яе смотри». Однако требуются определенные (порой немалые) усилия воли, чтобы сказать «нет», чтобы выключить телевизор, радио, оторваться от компьютера (Трубицына 2003). И ребенок, привлеченный яркой картиной счаст-Ф ливой жизни в рекламном ролике или огромными возможностями виртуаль-
ной реальности, становится зависим от СМИ.
Новизна данного исследования заключается также в риторическом подходе к анализу рекламы, что обусловлено коммуникативной природой данного явления. Так, попытки реализации подобного подхода уже имели место в теории рекламы (например, исследования Ю.В. Рождественского, и Е.В. Медведевой, Ю.В. Шатина и др.), однако они не нашли серьезного прак-
тического применения и, самое важное, никогда не рассматривались в аспек-^ те дидактической работы.
Риторический подход к анализу рекламного текста в школьной практике, на наш взгляд, очень перспективен и помогает решить ряд ключевых проблем в рамках модернизации образования.
Таким образом, постулат о том, что школа должна формировать у ребенка навыки аналитической работы с информацией, представленной во всем ¦^ многообразии коммуникативно различных текстов, лежит в основе идеи дан-
ного исследования.
^ Целью работы является исследование особенностей рекламного текста
как дидактического материала и разработка методических подходов к работе с ним для формирования информационной культуры на уроках русского языка, риторики, а также на занятиях факультативов и во внеурочной деятельности.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
ьл 1) определения понятия информационной культуры и соотнесения его с
понятием медиаграмотности;
jj
2) характеристики рекламы как феномена культуры, как семиотической системы, как постмодернистского текста, определения наиболее ти- пичных черт рекламы с этих позиций;
3) определения функций рекламы;
4) характеристики всех составляющих рекламной коммуникации с позиций риторики;
5) выявления принципиальной возможности и целесообразности использования рекламы в качестве дидактического материала в школьной практике;
6) отбора и апробации наиболее приемлемых форм, методов и приемов работы с рекламным текстом в ракурсе медиаобразования.
а Объектом исследования является рекламный текст как.феномен со-
временной медиакультуры и разновидность массовой коммуникации.
Предмет исследования — формирование информационной культуры через изучение школьниками особенностей рекламного текста с риторических позиций.
Определим базовые понятия исследования: информационная культура, ' реклама, рекламный текст.
Информационная культура представляет собой способность человека реализовывать потребность в информации: осознание информации как одного из жизненных ресурсов, позволяющих решить любую задачу, способность искать, получать, грамотно интерпретировать и эффективно применять информацию, поступающую из различных источников, умение выбирать наиболее подходящий источник и критически оценивать сообщение (выявлять достоверность или ложность информации, явные и скрытые смыслы, опреде-ь> лять цели, установки и мотивы отправителя сообщения). Важной составляю-
щей информационной культуры является медиаграмотность - умение рабо-ф тать со средствами массовой коммуникации, в том числе адекватно интер-
претировать медиасообщения. Информационная культура представляет со-
10
бой часть общей культуры человека - гражданина информационного общества.
Реклама - особая область массовых коммуникаций, предназначенная # для убеждения потенциальных потребителей в совершении необходимых
рекламодателю действий и поступков, связанных с определенными товарами, услугами, персонами, организациями и т.д.
Рекламный текст - произведение увещевательного характера, имеющее сложную семиотическую организацию, адресованное широкому кругу лиц, созданное по заказу заинтересованной стороны с целью побудить адре-l) сатов к совершению определенных действий и поступков.
Данные понятия будут подробнее рассмотрены в основной части ис-Л следования.
Последовательное решение поставленных задач определяет структуру исследования. Так, работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении описана актуальность и новизна исследования, сформулирована цель и задачи, предмет и объект, дается трактовка наиболее важных базовых понятий, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
^ В первой главе «Модернизация российского образования в контексте
культуры информационного общества» представлены наиболее важные для ^ данного исследования характеристики современного информационного об-
щества, описана роль массовых коммуникаций и медиакультуры в целом в жизни подрастающего поколения и, в связи с этим, значение образования (медиаобразования) в формировании личности, обладающей информационной культурой.
Во второй главе «Реклама: семантика, признаки, функции (общее и , специфическое)» рассматриваются особенности рекламы как феноменально-
го явления массовой коммуникации. В начале главы представлен рабочий а аппарат исследования. Сущность коммуникативной ситуации рекламирова-
т>
ния анализируется с риторических позиций. Характеристика функций рекламы подчиняется логике дидактического подхода.
Третья глава «Риторические особенности рекламного текста» пред- ставляет собой анализ сущности рекламы с позиций риторического триединства «отправитель сообщения — текст — получатель сообщения» — характеристику участников рекламной коммуникации, этоса, пафоса и логоса рекламы, ее жанрово-композиционных особенностей, стилистической организации текста. Реклама рассматривается как особый тип императивного дискурса, имеющий поликодовую сущность.
В четвертой главе «Дидактическая эффективность использования тек-стов рекламы как учебных (анализ эмпирического материала)» представлена ^ краткая характеристика отечественного и зарубежного опыта использования
рекламы в качестве дидактического материала. Таюке данная глава содержит примерную тематическую карту расположения рекламоведческого материала, описание основных методов и приемов работы, апробированных в ходе диагностического эксперимента.
В заключении даются выводы, теоретическая и практическая значи-^ мость исследования, его перспективы.
В конце работы представлен библиографический список, который со-держит более 150 источников, отражающих тематику исследования.
В исследовании используются следующие методы: наблюдение, культурологический, риторический и лингвистический анализ, а также были использованы методы эмпирического исследования, статистического анализа, анкетирование.
Итак, на защиту выносятся следующие положения:
I. 1. В новых условиях информационного общества важную роль в жизни че-
ловека, особенно формирующейся личности, играет медиакультура как Ф один из авторитетных источников познания окружающего мира и одно
из наиболее эффективных средств творческой реализации личности. Из-
менявшаяся социокультурная ситуация неизбежно влечет за собой необходимость смены образовательной парадигмы и изучения дидактических
f возможностей новых явлений медиапространства.
• 2. Реклама как одно из типичных явлений медиакультуры, оказывающих
заметное влияние на мировоззрение, поведение и образ жизни подрастающего поколения, может быть использована в качестве учебного материала для формирования информационной культуры. Причем наиболее важным здесь представляется развитие навыка критического анализа рекламного сообщения, что эффективно в борьбе человека с манипуля-
^¦» тивным характером данного вида массовой коммуникации.
3. Реклама, как особое социокультурное явление, обладает, с одной сторо-
Ф ны, общими для всех сфер массовой коммуникации чертами, а с другой
- представляет собой специфический тип текста. Последовательное описание рекламного дискурса с риторических позиций (автор сообщения -текст — адресат) позволяет выстроить содержание обучения так, чтобы подготовить школьника к адекватному и грамотному восприятию рекламного сообщения.
*¦> 4. Использование рекламы в дидактических целях требует не только сис-
темной организации необходимых для усвоения школьниками знаний из области рекламоведения, но и отбора наиболее приемлемых для работы с данным материалом форм, методов и приемов. Эту методическую работу эффективно проводить в ракурсе риторического подхода к рекламной коммуникации, который наилучшим образом обеспечивает выполнение коммуникативных и информационных задач образования.
Выдвигается следующая гипотеза: если учитель грамотно и уместно 1 использует рекламные тексты как дидактический материал в урочной и вне-
урочной деятельности, то это может быть эффективным для формирования д медиаграмотности и, в целом, информационной культуры школьников.
i J
Глава I. Модернизация российского образования в контексте культуры информационного общества
Современное общество вступает в информационную эпоху, что существенно отражается на всех сферах жизни. Меняется мировосприятие человека, который отныне испытывает существенную зависимость от информационного окружения. В условиях гипернасыщенности, «полифонизма», агрессивности окружающего информационного пространства, появления и конкуренции новых информационных средств и каналов коммуникация все больше приобретает увещевательный и манипулятивный характер, остро встает проблема этики в сфере производства и передачи информации, проблема использования информационных каналов для получения явной или скрытой коммерческой выгоды. Все это обусловливает важность умения «работать» с информационным пространством, понимания его законов, владения механизмами получения, интерпретации и использования информации. Эти знания, умения и навыки способствуют тому, что человек осуществляет непрерывную оценку поступающей информации и осознанный выбор своей позиции. Научить человека этому, сформировать у будущего гражданина информационную культуру, в том числе развить критическое мышление и медиаграмотность - одна из важнейших задач образования.
§ 1. Информационная насыщенность постмодернистского общества
Мировое общество конца XX — начала XXI вв. характеризуется постмодернистским типом культуры. Большое значение имеет полилог информационных каналов и общая информационная насыщенность всех социально значимых сфер: науки, технологии, искусства, повседневной жизни, образования - что определяет вступление общества в новую стадию развития - эпоху информатизации.
В последние десятилетия XX века в России наметились существенные к изменения в социально-экономической и культурной жизни общества, среди
Ф которых особо следует отметить:
1) демократизацию общественного сознания,
2) глобализацию СМИ и расширение информационного пространства,
3) ускорение общего темпа жизни,
4) смену культурного кода мировосприятия, мироощущения и оценки человеком окружающей действительности.
^ Эти изменения в какой-то мере спровоцированы ожиданием человече-
ства смены тысячелетий, кризисом цивилизации, выразившимся в эписте-
^ миологической неуверенности, в повышении интереса к метафизическому
объяснению фактов действительности, в отвержении незыблемости авторитетов, в пародийном пафосе мировосприятия, в разрушении привычных границ, смешении стилей, эклектичности, в эстетике эксперимента, в жизнеспособности хаоса.
Перечисленные особенности есть не что иное, как черты постмодер-
¦*> низма — комплекса философских, эпистемиологических, научно-
теоретических и эмоционально-эстетршеских представлений, установивших-ся в западной культуре с начала 80-х гг. XX века.
Для постмодернистского типа культуры, по мнению ведущих теоретиков постмодернизма Р. Барта, Дж. Батлера, М.М. Бахтина, Ж. Дерриды, Ф. Джеймсона, И. Ильина, Ж.-Ф. Лиотара, Д. Лоджа, Д.В. Фоккемы, М. Фуко, И. Хассана, характерно восприятие мира и человеческого сознания как текста, «имманентность» и «неопределенность», постмодернистская чув-
. > ствительность, отказ от рационализма, поликодовость текстового простран-
ства (вследствие этого - коммуникативная затрудненность), интертекстуаль-
ф ность, специфическая форма «корректирующей иронии» по отношению ко
всем проявлениям жизни, «интуитивное поэтическое мышление с его ассо-
циативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями инсайта» (подробнее см.: Барт 1996, Деррида 1992, Ильин 2001 и др.).
¦г Среди перечисленных характерных особенностей следует обратить
• особое внимание на интертекстуальность как общий архитектонический
принцип построения постмодернистского культурного пространства и одновременно яркую черту информационного поля современной жизни.
Подобно М.М. Бахтину, который определил интертекстуальность для художественного дискурса как соприсутствие в тексте нескольких «голосов», мы можем говорить о «полифонизме» текста в более широком, постмодерни-
п стеком, смысле, т.е. текста как окружающего мира.
Современный человек находится в непрерывном потоке информации.
а Само разнообразие информационных каналов, а также своего рода конку-
рентная борьба между ними ведет к формальной и содержательной связи между потоками информации: заимствованиям, цитированию, аллюзиям. Как утверждает И.П. Ильин, «особую роль в формировании языка постмодерна, по признанию всех теоретиков, занимавшихся этой проблемой, играют мас-смедиа - средства массовой информации, мистифицирующие массовое соз-
^ нание, манипулирующие им, порождая в изобилии мифы и иллюзии...» (иль-
ин 2001, 218).
Возьмем для примера новостное поле СМИ. Согласно общемировой статистике, только 15% информации добывается непосредственно журналистами (то есть представляет собой реально произошедшие события), а остальной объем предоставляется прессе заинтересованными лицами (Трубицына 2003, 64), то есть составляет область PR-коммуникаций. Текст пресс-релиза или сообщение на пресс-конференции многократно цитируется в но-
^ востях СМИ, тем самым создавая у адресата ощущение сенсационности ин-
формации. Чтобы привлечь максимально большую аудиторию, теле-, радио-
ф каналы и пресса придерживаются политики сенсаций, то есть составители
материалов, в том числе новостных обзоров, отбирают наиболее яркие, сен-
сационные события, а за неимением таковых сенсация создается искусственно, в частности, путем многократного описания псевдо-события разными но-¦г востными каналами со ссылками друг на друга и на «авторитетные источни-
Ф ки». Так получатель информации оказывается втянутым в информационные
войны, которые, по мнению Э. Тоффлера, ведутся за средства обработки и порождения информации (знаний).
Это далеко не единственный (причем довольно простой) пример интер-текстуальных связей в области массовых коммуникаций. Текстовое пространство окружающей действительности намного сложнее и разветвленнее.
j_. Оно представляет собой бесконечную сеть ссылок, упоминаний, текстовых
включений, намеков, «закавыченных» цитат.
Ф Исследователь Н.А. Фатеева, объясняя общекультурные причины про-
дуктивности «интертекстуальной работы», отмечает в качестве основной «возможности существования текста в электронном виде, когда любой интертекст может быть эксплицирован при помощи «гипертекстуальных ссылок» (Фатеева 2000, 9). Именно гипертекстуальность мышления как нельзя лучше иллюстрирует возможность человека приспосабливаться к изменяю-
* щимся условиям жизни: к ускорению темпа жизни и скорости получения и
передачи сообщений, к необходимости обладать полным объемом информа-ции, к общей мобильности и, в некотором смысле, космополитизму — условиям нового информационного общества.
Философы, социологи и специалисты других областей общественного знания (А. Борк, А. Барон, Г.А. Бордовский, Ю.П. Буданцев, Б.М. Величковский, А.И. Зелинченко, В.А. Извозчиков, Ю.В. Исаев, К.К. Колин, Г.Л. Кулешова, Б.-П. Ланге, Г.М. Маклюэн, В.В. Машлыкин,
i В.Г. Морозов, Е.Н. Пасхин, В.В. Попов, И.В. Роберт, Л.Г. Свитич,
Э. Тоффлер, Л.Н. Федорова, И.И. Юзвишин и др.) утверждают, что совре-
л менное состояние общества есть новый, четвертый, этап развития - инфор-
17
мационное общество, установившееся в прогрессивных мировых странах в последней трети XX в. < Широко известна концепция канадского культуролога Герберта Мар-
• шалла Маклюэна, согласно которой ведущая роль в истории человечества
принадлежит техническим информационным средствам. Г.М. Маклюэн подразделяет историю развития общества на четыре эпохи (согласно различным способам коммуникации): эпоха устного общения, эпоха письменности, изобретения печати и эпоха возникновения средств массовой коммуникации. Эта теория получила широкую поддержку во многих странах мира. В отече-.X; ственной науке она также нашла множество сфер применения, в частности,
во многом благодаря ей произошло возрождение риторики, связанное с име-
ф нем Ю.В. Рождественского.
Возникновение и развитие средств массовой коммуникации позволило говорить о новом витке в истории цивилизации — информационном обществе. Б.-П. Ланге и А. Барон определяют информационное общество как «использование новых информационных и коммуникационных технологий и новые области применения на основе мультимедиа - работа на дому, покупка
л товаров через информационную сеть, обслуживание клиентов в режиме ре-
ального времени (online), кабельное ТВ и т.п.» (Ланге, Барон 1996).
Л.Н. Федотова отмечает, что в информационном обществе «большая часть работающего населения занята в области производства, обработки, управления и обмена информацией» {Федотова 2002, 20). Начинают развиваться особые информационные каналы, информация становится не просто материально осязаемой, но и «конвертируемой», наряду с межличностным общением повышается доля дистанционной коммуникации, средства массо-
<, вой информации из посредников между государством и общественностью
становятся полноправными участниками процесса коммуникации, более то-
ф го, «превратились в систему собственного производства социальной инфор-
мации»