Смекни!
smekni.com

Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Клюев E. В. глава 3 (стр. 23 из 23)

Понятно, что, апеллятивно заключая сообщение, например, об эколо­гии, я добьюсь наибольшего эффекта не тогда, когда суммарно изложу со­держание сообщения, и не тогда, когда поставлю экологию в ряд других проблем XX века, а, видимо, тогда, когда спровоцирую слушателей прочув­ствовать на себе опасность игнорирования соответствующей проблематики.

Вот пример заключения одной из лекций на эту тему, прослушанных мною в Орхусском университете:

"Организм каждого из присутствующих здесь на 90% состоит, как известно, из воды. Той самой отравленной воды, которая поступает в организм из наших кранов. Есть о чем задуматься".

Апеллирующее заключение, несмотря на кажущуюся его простоту, тре­бует знания довольно длинного списка правил и учета их при обращении к слушателям:

· не следует использовать прямых форм воздействия на аудиторию - са­моочевидных способов вербовки (во избежание возникновения у слу­шателей чувства протеста);

· не следует использовать вертикальную модель речевого взаимодейст­вия, то есть модель "снизу - вверх" (учитель - ученики), годится лишь горизонтальная модель, то есть "собеседник - собеседник";

· не следует подчеркивать дистанции между говорящим и слушателями;

· не следует прибегать к средствам саморекламы;

· не следует "выпрашивать" у слушателей согласия;

· не следует характеризовать аудиторию (например: "Здесь собрались действительно достойные люди");

· не следует противопоставлять одну группу слушателей другой (например: "Те, кто согласны со мной, уже понимают; что...");

· не следует предвосхищать оценок аудитории (например: "Может быть, кому-нибудь кажется, что я запутался..."),

· не следует принуждать слушателей к ответу на прямо поставленные во­просы.

Есть еще один важный момент, который следует иметь в виду, выбирая один из трех типов заключена, а именно: каждый из них и каждый по-разному соотнесен с избранной ранее речевой тактикой ~ логической, ана­логической или паралогической. Отношения между типом заключения и типом речевой тактики весьма сложны и не поддаются четкой системати­зации. Здесь можно опять рассчитывать лишь на некоторые ориентиры, задающие вектор в каждой конкретной речевой ситуации.

Например, понятно, что суммирующим типом заключения удобнее воспользоваться тогда, когда говорящий строит сообщение в соответствии с тактикой логической демонстрации, типологизирующим - при аналоги­ческой демонстрации и апеллирующим - при демонстрации паралогиче­ской. Рекомендацию эту ни в коем случае, впрочем, не следует рассматри­вать как жесткую, однако подумать над тем, почему она дается, все же не совсем бесполезно.

Остается лишь сказать, что право свободного выбора одного из типов заключения в каждом конкретном случае принадлежит исключительно говорящему: точных рекомендаций, касающихся того, когда и какой из„ типов предпочтителен, от риторики - науки о целесообразности? - ждать не приходится.

Дело в том, что каждый из типов вполне может "работать" примени­тельно к любому сообщению. Важно лишь понять, чего именно добивается говорящий в конкретной речевой ситуации. Нет типа заключения, который в том или ином случае было бы "запрещено" использовать, как нет и иде­альных типов заключения для сообщений о конкретных объектах.

* * *

Диспозиция, или наука о расположении материала в. составе сообще­ния, гарантировала, таким образом, успешность речевого взаимодействия с точки зрения требований логики, в том числе и правил аналогии. Однако, несмотря на то, что в данной главе структура сообщения оказалась пред­ставленной целиком - от введения до заключения, риторика, будучи нау­кой гармоничной, предполагала, что разговор о речевом целом как таковом еще далек от завершения.

В данной главе была, таким образом, представлена тактика речевого по­ведения, ориентированного прежде всего на логику. За пределами нашего внимания, как об этом предупреждалось, осталась речевая тактика. Она была названа паралогической, предполагающей обратное, негативное ис­пользование законов логики. За успешное осуществление паралогической речевой тактики и отвечал следующий раздел риторики " элокуция.


[1] Кэррол Л. История с узелками. - М.: Мир, 1985, с. 246.