Смекни!
smekni.com

Культура Древней Греции 12 (стр. 4 из 5)

Картина афинской демократии будет неполной, если из нее исключить законопроизводство. Правотворчество осуществлялось по принципу широкой гласности и активного участия всех граждан. Обсуждение законов методом состязательного процесса, с обсуждением всех соображений «за» и «против» способствовало тому, что законодательство в возможно допустимых пределах отвечало интересам большинства граждан. Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. При наиболее серьезных преступлениях (убийство, государственная измена, безбожие) назначалась смертная казнь, причем осужденному предлагалось самому привести приговор в исполнение путем принятия яда. Иногда же ему на выбор предлагались меч или веревка. Разбойников и грабителей часто просто продавали в рабство, считая, что неволя хуже смерти.

Существенную часть древнегреческой культуры составляли мифы. На основе мифов формировались религиозные представления. Эллинам было чуждо восприятие религии как свода догм, зафиксированных в священных книгах. Мифология и религия теснейшим образом переплетались, и герои были не менее популярны и почитаемы, чем боги. Мифы постоянно использовались в различных литературных произведениях, что способствовало популяризации литературы как важнейшего вида художественного творчества.

Известно, что в основе древнегреческого алфавита лежит алфавит финикийцев, переосмысление которого позволило грекам разработать совершенную систему письма. В результате уже в начале архаического периода - VIII веке до н.э. - были созданы произведения, знакомство с которыми считается обязательным для современного человека в такой же степени, как и для грека классического периода. (5-4 вв. до н.э.). - «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Культуру античной Греции принято делить на три основных периода: гомеровский (11-9 вв. до н.э.), архаический (8-6 вв. до н.э.) и классический. Но когда речь идет о достижениях культуры, то гомеровский период не представляется особенно привлекательным, да и известно о нем крайне мало. Сам Гомер жил позже. Таким образом, название периода имеет чисто условный характер. Иначе обстоит дело с культурой архаического периода. Архаический период - один из значительнейших для формирования древнегреческой культуры этапов, когда создаются принципиально важные направления, философские системы, эстетические принципы. Это не только время Гомера, но и многих других крупных представителей древнегреческой литературы, среди которых родоначальник этики Гесиод. О жизни и личности Гомера известно крайне мало, да и то, что известно, носит полулегендарный характер. Гессиод же - реально живший человек, земледелец по изначальному роду деятельности. Сохранились две его большие поэмы: «Теогония», целиком основанная на материале мифов, и «Труды и дни». Именно эта поэма и считается первым в истории культуры произведением по бытовой этике и правилам поведения. Гесиод убеждён в том, что люди отличаются от животных знанием добра и зла. «Труды и дни» стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов и пользовались в Элладе неизменной популярностью.

В VII — VI веках до н.э. формируется новое течение в греческой литературе. Внимание начинают привлекать не только героические деяния прошлого, но и темы сегодняшнего дня. Поэты описывают свои личные переживания, что ранее считалось совершенно недопустимым. Такого рода поэтические произведения получают название «лирических» (название происходит от «лиры», популярного в Греции музыкального инструмента, под аккомпанемент которого поэты декламировали свои стихи). Конечно, лирика - один из трех родов литературы, произведения которого отражают внутренний мир автора, его переживания и чувства - существовала и ранее, в литературах Шумера и Египта, но только в Греции лирическое творчество стало нормой и традицией, ярко, тонко зафиксированной в произведениях лирических поэтов Архилоха, Солона, Алкея, Феогнида, Анакреонта и легендарной поэтессы Сафо.

Появление и развитие лирической поэзии обычно связывают с именем Архилоха — величайшего из стихотворцев Эллады (нач. VII в. до н.э.). Он вводит в поэзию целый ряд новых стихотворных размеров, заимствованных из народных песен. Для Ф. Ницше Гомер и Архилох — «праотцы и священноносцы греческой поэзии»: «Гомер, погруженный в себя престарелый сновидец, тип аполлонического, наивного художника, с изумлением взирает на страстное чело дикоосящегося в вихре жизни, воинственного служителя муз — Архилоха», - пишет Ницше в произведении «Рождение трагедии из духа музыки».

Древняя Греция стала и родиной театра, как художественного действа, созданного на профессиональной и структурно четкой основе. Ранее в истории культуры имела место лишь театрализация. Древние греки не только разработали сам тип представления, который был подхвачен последующими эпохами, но и стали родоначальниками нового литературно-художественного направления - драматургии, причем сразу в двух ее основных жанрах - трагическом и комедийном. Считается, что первое представление, созданное на основе заранее написанного и имеющего диалогическую форму текста, увидело свет в 537 году до н.э. , и Родина его - именно Древняя Греция. Но от произведений первых драматургов ничего не сохранилось, кроме имен и названий произведений. Поэтому, для нас театр начинается в классический период произведениями «отца трагедии» Эсхила, его младших современников Софокла и Еврипида, а также «отца комедии» Аристофана. Классический период по праву считающийся временем наивысшего расцвета культуры и политической системы Древней Греции, стал и временем утверждения основ театрального искусства.

Все вышеназванные драматурги часто обыгрывали в своих драматических произведениях мифологические сюжеты. В трагедии это было обязательным требованием., за исключением пьес о событиях недавней героической истории Греции. Так, например, Эсхил наряду с «Прометеем прикованным» и «Орестеей» пишет трагедию «Персы», посвященную победе греков в битве при Саламине. Софокл вошел в историю литературы и театра как создатель» «Антигоны, «Царя Эдипа», «Электры», а Еврипид - прежде всего как автор «Медеи» и «Ипполита». Комедии Аристофана - это ярко выраженные сатирические произведения, зло и остро высмеивающие те тенденции в общественной, политической или художественной жизни, которые лично ему кажутся достойными критики. Так в пьесе «Лягушки» объектом его недовольства становятся софисты и Сократ, в «Облаках» -творчество Еврипида. В «Лисистрате» - самой популярной из комедий Аристофана - он выступает как ярый пацифист, критикуя популярную среди некоторых из его сограждан политику войны.

В классическую эпоху значительно преображается и изобразительное искусство. Жившие тогда знаменитые скульпторы — Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп и многие другие — и художники, произведения которых безвозвратно погибли, полностью преобразили пластические каноны древней Эллады. Божество было максимально приближено к человеку, а образы людей становились все более прекрасными и совершенными. Хорошо известены такие произведения, как «Дискобол» Мирона, «Дорифор (Копьеносец)» Поликлета, «Апоксиомен» Лисиппа. Это все спортсмены, победители состязаний. Образы и реальные, и идеальные. Это скорее идеал человека, нежели конкретный человек. Также обстояло дело и с искусством портрета. Запечатленные скульпторами лица древнегреческих политиков, философов, писателей вполне отличимы одно от другого, имеют характерные черты, но вместе с тем и похожи. Похожи своим величием и исходящим от них самоуважением. Скульптор Поликлет к тому же впервые поставил занятия ваянием на научную основу. Это тоже вполне в традициях Древней Греции, жители которой ценили реальные знания и опыт. Он основательно изучил строение человеческого тела, выведя наиболее типичные соотношения между отдельными частями тела. Все свои открытия Поликлет описал в труде «Каноны» и таким образом передал свой опыт потомкам.

Греки по сути дела стали и создателями философии как самостоятельной науки, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке. С древнегреческого слово философия переводится как любовь к мудрости., а само слово впервые встречается у знаменитого Гераклита. У истоков греческой философии, помимо Гераклита, стоят такие личности, как Пифагор, Демокрит, Фалес.

В учении Пифагора проявилась не только связь культуры Греции с культурами Египта и Месопотамии, где он провел часть своей жизни, изучая опыт в области культуры и религии, но и дуализм, присущий непосредственно культуре греческой. Это нашло отражение в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор — один из реформаторов орфического мистического культа Греции и одновременно - один из основоположников греческой философии, математики и астрономии. Пифагор не оставил письменного изложения своего учения. Но по свидетельству учеников, именно он назвал Вселенную космосом, а строение мира — стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Велика заслуга Пифагора и в создании древнегреческой системы воспитания, основанной на гармоничном развитии всех способностей человека, всех сфер человеческой личности: разума, души и тела. К сожалению, в рамках данного учебного пособия не представляется возможным даже бегло рассмотреть всех представителей греческой философии.

На площадях Афин излагал свои идеи знаменитый Сократ. Человек — не бог, но ему дана бессмертная душа — его личный бог при жизни, с которым он должен соотносить все свои помыслы и поступки. Высшее призвание человека — быть самим собой при любых обстоятельствах. Образ жизни и деятельность Сократа раздражили многих консервативно настроенных афинян, которые в 399 г до н.э. обвинили его в непочтительном отношении к традиционным богам, в попытке ввести новых богов, в развращении молодежи философскими беседами. Большинством голосов присяжные осудили его на казнь. Помещенный в тюрьму Сократ отказался от предложенного друзьями плана побега, считая, что нужно повиноваться закону. В назначенное время он выпил чашу цикуты — растительного яда. Сократ, по словам Цицерона, опустил философию «с небес на землю», обратил внимание философов на человека и его душу.